Прошедшая пленарная парламентская неделя была щедрой на законодательные события. Среди прочего народные депутаты приступили к обсуждению двух «горячих» правовых тем: сделали первый шаг к созданию в Украине новой высшей специализированной инстанции — Высшего антикоррупционного суда (ВАС), а также официально задекларировали давнее намерение унифицировать процедуры банкротства в новом кодексе.
В последний день зимы, 28 февраля с.г., состоялось заседание Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики и правосудия, в ходе которого обсуждались пять законодательных сценариев создания ВАС: президентский — законопроект № 7440, и депутатские — альтернативные проекты № 7440-1, 7440-2, 7440-3, 7440-4. Следует отметить, что парламентарии, взяв за основу нормотворческую конструкцию главы государства, предложили различные подходы к установлению специальных требований для «антикоррупционных» судей, процедур их отбора и алгоритма работы ВАС.
Одно из ключевых отличий кроется в вопросе компетенции нового высшего специализированного суда. В основном проекте предложена следующая концепция подсудности ВАС. Суд должен рассматривать уголовные производства относительно «профильных» преступлений, определенных коррупционными Уголовным кодексом (УК) Украины, а также других связанных и объединенных с ними в одно уголовное производство правонарушений. При этом для компетенции ВАС вводится определенный финансовый фильтр: Суду будут подсудны коррупционные и связанные с коррупцией преступления, если размер предмета преступления (предметов преступлений) или причиненного им (ими) вреда в 500 и более раз превышает размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленный законом на момент совершения преступления (преступлений). Альтернативное парламентское видение компетенции ВАС заключается в следующем: подсудность ВАС должна определяться, исходя из подследственности Национального антикоррупционного бюро Украины, установленной в части 5 статьи 216 Уголовного процессуального кодекса Украины.
По итогам обсуждения профильный парламентский комитет решил рекомендовать Верховной Раде Украины принять за основу президентский проект и отклонить альтернативные. При этом предложить авторам последних, цитируем, «оформить свои законопроекты в виде замечаний и предложений к проекту № 7440».
Уже на следующий день, 1 марта, этот вопрос обсуждался в здании под куполом и нашел политическую поддержку: проект № 7440 был принят за основу голосами 282 народных депутатов. Правда, полностью закрепить этот результат, приняв сопутствующий законодательный продукт главы государства — проект «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» в связи с принятием Закона Украины «О Высшем антикоррупционном суде» (№ 7441), который также ранее получил положительную рекомендацию от профильного парламентского комитета, народным депутатам не удалось. Законопроект, регулирующий вопросы организации и деятельности Высшего антикоррупционного суда в рамках профильного судейского закона, был возвращен на доработку субъекту права законодательной инициативы.
Кроме того, на прошлой неделе на рассмотрение парламента был внесен проект Кодекса Украины по процедурам банкротства (законопроект № 8060). Его авторами выступили 26 народных депутатов Украины во главе Андреем Иванчуком и Русланом Сидоровичем. Предлагая унифицировать процедуры банкротства в новом кодексе, инициаторы законопроекта декларируют глобальные цели. В частности, прогнозируют, что принятие нового кодекса обеспечит повышение эффективности процедур банкротства и улучшит позиции Украины по индикатору «урегулирование неплатежеспособности» в ежегодном рейтинге Всемирного банка Doing Business, позволит улучшить бизнес-климат в нашей стране и будет способствовать уменьшению коррупции и привлечению отечественных и иностранных инвестиций в экономику Украины.
Проект Кодекса Украины по процедурам банкротства состоит из 155 статей и двух книг. Предусматривается, что данный кодекс вступает в силу через три месяца со дня его официального опубликования, после чего действие Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» прекращается. В части реформирования корпоративного банкротства предлагается, например, увеличить возможности для санации и создать эффективные механизмы внесудебного урегулирования; исключить все положения, которые могут рассматриваться как основание для освобождения от долговых обязательств, кроме случаев, когда кредиторы соглашаются на это; объединить мировое соглашение и санацию в единую процедуру; обеспечить стабильность заключенных на аукционе договоров и т.д. Более детальный анализ предложенных законопроектом № 8060 нововведений читайте в следующих номерах «ЮП».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…