Публико морале — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №10 (1054) » Публико морале

Публико морале

Вопрос доступа к публичной информации, сгенерированной в процессе конкурса на должности судей Верховного Суда, интересует граждан почти так же, как кандидатов интересует вопрос обжалования решений о недопуске к конкурсным процедурам, об установлении оценки по результатам квалификационного оценивания и др.

В этот раз доступ к информации, полученной в ходе конкурса, просили у Высшего совета правосудия (ВСП или Совет).

Не так давно доступ к публичной информации, касающейся зарплат членов ВСП, уже был в центре внимания Верховного Суда. Тогда Фемида оказалась не такой благосклонной к органу судейского управления в Украине: ВСП неправомерно не предоставил по запросу истца публичную информацию, находящуюся в его распоряжении. «Свободное получение информации как основа права на доступ к публичной информации действующим законодательством не ограничено условием наличия или отсутствия у лица возможности получить информацию из других источников, а не от субъекта властных полномочий, который является распорядителем публичной информации», — акцентирует внимание административный суд (более подробно читайте в статье «Вывести на Совет» в «ЮП» № 7 (1051) от 13 февраля 2018 года).

В рассматриваемом случае чаши весов склонились на сторону ВСП, да и ситуация там несколько иная.

 

Служебный обман

14 августа 2017 года гр-н Д. обратился в ВСП с запросом о предоставлении публичной информации. Он просил дать ему отсканированные копии рекомендаций Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС) относительно кандидатов в Верховный Суд и сообщить, когда конкретно (в какой день и час) рекомендации о назначении судей ВС были получены ВСП, были ли рекомендации предоставлены одновременно или предоставлялись частями, и если да, то когда была предоставлена каждая конкретная рекомендация.

В письме от 18 августа 2017 года ВСП ответил, что рекомендации Комиссии получены 3 августа, и указал, что сведения и документы, содержащиеся в материалах, относятся к сведениям, составляющим служебную информацию, которая в соответствии со статьей 6 Закона Украины «О доступе к публичной информации» (Закон) является информацией с ограниченным доступом.

Гр-на Д. такой ответ не устроил, и он обратился к омбудсмену с заявлением о нарушении ВСП его права на доступ к публичной информации. Уполномоченный Верховной Рады Украины в сентябре обратился в Совет с представлением о повторном рассмотрении запроса гр-на Д., отметив, что запрашиваемая заявителем информация не может принадлежать к служебной, поскольку не имеет установленных законодательством признаков, в частности, она не является внутриведомственной служебной корреспонденцией. В представлении также говорится о том, что отказ в предоставлении информации в связи с включением ее органом в перечень служебной законодательством не предусмотрен.

В октябре ВСП повторно ответил заявителю, еще раз указав, что рекомендации ВККС получены 3 августа 2017 года. Что касается отсканированных копий рекомендаций, то Совет отметил следующее: согласно предписаниям пунктов 1, 2 части 4 статьи 85 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», копии всех решений, принятых в отношении судьи ВККС, ВСП, Высшим советом юстиции, органами судейского самоуправления, Президентом Украины или другими органами, содержатся в судейском досье, а в соответствии с частью 7 этой статьи судейское досье является открытым для общего доступа на официальном веб-портале ВККС.

Но заявителя и этот ответ не удовлетворил. В январе с.г. он обратился в Верховный Суд с иском к ВСП и просил признать незаконным бездействие Совета, заключающееся в непредоставлении публичной информации по его запросу от 14 августа 2017 года, обязать ответчика предоставить запрашиваемую информацию. Поскольку на момент подачи запроса на сайте ВККС отсутствовали отсканированные копии решений о предоставлении рекомендаций кандидатам в судьи ВС, это, по его мнению, привело к нарушению прав на обеспечение доступа к судейскому досье как публичной информации.

 

В рамках закона

Проанализировав законодательство, Кассационный административный суд в составе Верховного Суда (КАС ВС) указал, что обеспечение доступа к публичной информации осуществляется двумя способами: посредством обнародования и систематического обновления сведений, в частности, на официальных веб-сайтах и предоставления информации по соответствующим запросам. Способ обеспечения доступа зависит в том числе от вида (характера) такой информации.

«В то же время в обязанности распорядителя входит обнародование и обновление информации в порядке, определенном Законом, что также будет надлежащим способом обеспечения права каждого лица на доступ к публичной информации независимо от подачи информационного запроса», — говорится в судебном решении.

КАС ВС отмечает, что гарантированное государством право на получение публичной информации не является безусловным и в отношении определенных видов публичной информации может подвергаться дополнительному правовому регулированию, цель которого состоит не в создании препятствий или ограничений в доступе к публичной информации, а наоборот — в обеспечении постоянного и открытого доступа каждого лица к публичной информации таким образом, чтобы, с одной стороны, обеспечить гарантированное государством право на доступ, а с другой — предотвратить нарушение прав других лиц, относительно которых запрашивается публичная информация.

«Таким образом, общий доступ к досье может реализовать каждое лицо через веб-сайт ВККС, за исключением сведений, перечень которых предусмотрен в части 7 статьи 85 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», — отмечает ВС, ссылаясь на норму закона, определяющую исключения из общего доступа к судейскому досье. Обеспечивает ведение судейского досье ВККС.

Суд установил, что истец обратился в ВСП с запросом о предоставлении ему отсканированных копий рекомендаций ВККС. В свою очередь ВСП не отказал истцу в доступе к публичной информации, а разъяснил порядок ее получения установленным Законом способом.

«Следовательно, не заслуживают внимания ссылки истца на отсутствие на сайте ВККС информации о кандидатах на должность судьи на момент подачи им запроса, поскольку в соответствии со статьей 85 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» досье кандидата на должность судьи содержит значительный объем различной информации, не только той, которая непосредственно касается профессиональной деятельности, но и информации частного характера, не подлежащей разглашению. С учетом этого законодатель и определил способ обеспечения права каждого лица на доступ к информации о кандидатах на должность судьи как доступ к публичной информации. При этом другого способа предоставления общего доступа к сведениям о кандидатах на должность судьи, кроме как посредством размещения их досье на официальном веб-сайте ВККС при помощи автоматизированной системы, Закон не предусматривает, а у ВСП отсутствуют полномочия по контролю за наполнением сайта ВККС», — говорит ВС. Есть некая ирония в том, что фактически истец хотел получить и отсканированные копии рекомендаций судей, рассматривающих это дело.

Решением от 29 января с.г. (дело № 800/591/17) КАС ВС отказал в удовлетворении иска. Решение ВС вступает в законную силу после истечения срока подачи апелляционной жалобы.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Антикоррупционная заставляющая

Акцент

Терпение и труд

Государство и юристы

Модульная внешность

Сеть да дело

Па часовой стрелки

Системный блок

Документы и аналитика

Диверсификация исков

КСУ: итоги года

Из уст в устав

Тройская функция

Почет голосов

Придерживаться штиля

Действующие судьи Конституционного суда Украины

Конспект

Концентрация понимания

Новости из Евросуда

Судебная практика

Ограничение права на свободу слова было оправданным

Сатисфакция подлежит выплате наследникам

ВС не стал обязывать ВККС предоставить тексты правильных ответов на вопросы тестирования кандидату в судьи

ВККС не допустила противоправного бездействия, не объявляя конкурс на замещение вакантных должностей судей, — ВС

Новости юридических фирм

Частная практика

В Sayenko Kharenko — три новых советника

AVELLUM консультировала «Укрзализныцю» в связи с заключением соглашения с General Electric

Interlegal открыл офис в румынской Констанце

Отрасли практики

Чувство Вены

Памятная дата

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

Карпатский сбор

Самое важное

Подать пару

Такт независимости

Судебная практика

Публико морале

Единая практика

ОКУ за ОКУ

Тема номера

Удержаться в селе

Осторожно: газ

Поучить расписку

Частная практика

Игра за публику

Решительные действия

Інші новини

PRAVO.UA