Перед органами государственной власти поставлено ответственное задание — утверждение демократических принципов через реальное обеспечение независимости судейской системы. На первый взгляд, проблема независимости представляется необъятной. Однако она состоит из ряда исчерпывающих факторов, на которые можно и нужно влиять, постоянно держа их в поле зрения, — это вопрос независимого материального обеспечения судей, процедура отбора кандидатов на должность судьи впервые, назначение судей бессрочно, оценка квалификационного уровня судей, продвижение по карьерной лестнице, дисциплинарная ответственность, судейская этика, социальные гарантии и процедура увольнения.
Данные компоненты имеют законодательное регулирование, однако при пристальном внимании открывают множество неурегулированных моментов. Важная роль во всех этих процессах, со вступлением в силу нового Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», отведена Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС), итоги деятельности которой и стали предметом обсуждения во время Первой международной научно-практической конференции на тему: «ВККС Украины: опыт, актуальные вопросы и перспективы», которая проходила в Киеве 20 — 21 октября с.г.
«От качественного показателя деятельности ВККС зависит вся судебная система, — говоря о роли ВККС, отметил председатель Высшего хозяйственного суда Украины Виктор Татьков. — Однако, несмотря на преодоление нескольких барьеров судебной реформы, проблемы остаются. И только поэтапное движение вперед предоставит возможность прийти к общему знаменателю со знаком «плюс» для всего общества».
Совместная программа Европейского Союза и Совета Европы «Прозрачность и эффективность судебной системы Украины» уже почти три года предоставляет помощь в процессе формирования прозрачной, открытой, доступной каждому украинской судебной системы. Руководитель программы Оскар Аларкон отметил, что наша судебная система постепенно приближается к европейским стандартам, и на этом пути государству предоставлены рекомендации относительно улучшения законодательства относительно судебной системы, разработан механизм бесплатной юридической помощи, созданы ВККС, Национальная школа судей Украины. И хотя рекомендации европейских инстанций не носят обязательный характер (соблюдать их или нет — дело каждого отдельного государства), однако, создавая судейскую систему «с нуля» (как в случае с Украиной), государству необходимо соблюдать все европейские стандарты и исполнять все рекомендации.
Актуальные проблемы ВККС обсуждались в ходе двух дней в секционном режиме: первая секция — отбор кандидата на должность судьи впервые; вторая — избрание судей бессрочно, перевод судей; третья — дисциплинарная ответственность судей; четвертая — обеспечение квалификационного уровня судей. По результатам экспертного обсуждения и обобщения вопросов о формировании корпуса профессиональных судей на Украине, о взаимодействии органов государственной власти при реализации судебной реформы принята Резолюция № 1 «Об обеспечении реализации на Украине гарантий независимости судей и судебной власти» от 21 октября 2011 года.
«В контексте проблем судейской спецподготовки необходимо идти путем реформирования базового юридического образования и сформировать стандарт, основывающийся на профессиональном подходе», — считает председатель ВККС Игорь Самсин. Резолюция подытожила, что правовой статус Национальной школы судей Украины должен быть приведен в соответствие с европейскими стандартами и обеспечивать ее функционирование как единого центра судейского образования. Подготовка кандидатов на должность судьи в Школе обязана нести прикладной характер и практическое направление. Кроме того, деятельность Школы должна предоставить возможность для осуществления постоянного и систематического повышения квалификации действующих судей, а успешность прохождения программы повышения квалификационного уровня — стать одним из определяющих факторов карьерного роста судьи.
Итак, утвержденная участниками Резолюция гласит, что должны быть четко разграничены и исчерпывающе урегулированы законодательством функции и полномочия ВККС и Высшего совета юстиции, отвечающие за отбор кандидатов на должность судьи впервые и продвижение по карьерной лестнице. Подлежат детальной регламентации порядок проведения проверки кандидатов на должность судьи, а также вопросы об определении критериев и границ информации, которая собирается о личности кандидата, и о статусе этой информации при принятии решения о предоставлении рекомендации кандидату на должность судьи.
Также необходимо принять и внедрить методологию оценки качеств лица, претендующего на должность судьи или на продвижение по карьерной лестнице, — с целью определения его способностей и профессиональных характеристик. В частности, лицо, претендующее на должность судьи, должно оцениваться по следующим критериям: юридическая (общая и специальная) компетенция, деловые качества, социальное сознание и способность к администрированию.
Пребывание на должности судьи на протяжении первого срока назначения может быть сокращено до трех лет, поскольку такого срока вполне достаточно для выявления способностей лица к осуществлению правосудия и для проверки его намерений относительно исполнения соответствующих обязательств бессрочно. Слишком длительный срок пребывания на должности судьи на протяжении срока первого назначения является элементом давления на судей.
При этом следует предоставить судьям, которые избраны бессрочно и уволились с должности по собственному желанию, право на обращение с заявлением для рекомендации на повторное избрание на должность судьи бессрочно, а также определить и законодательно закрепить исчерпывающий перечень обстоятельств, препятствующих судье быть избранным бессрочно.
Кроме того, следует разрешить вопрос об увеличении срока полномочий члена ВККС до пяти лет с возможностью быть назначенным более чем на один срок. А проблему интеграции судей в формирование бюджета судебной власти следует разрешить путем обеспечения участия представителей судебной власти в правительственных и парламентских слушаниях по вопросам формирования части Госбюджета, касающейся материального обеспечения судов и судей.
Игорь САМСИН,
председатель Высшей квалификационной комиссии судей Украины
— Проведение подобных мероприятий является, безусловно, прогрессивным явлением и свидетельствует не только об открытости представителей судебной власти для конструктивной беседы по острым вопросам, но и о готовности воплотить полезный опыт других государств и поделиться приобретенными качественными изменениями в подходах к законодательному регулированию с иностранными коллегами. К слову, осенью с.г. в Страсбурге была озвучена приятная для Украины перспектива послужить примером для других стран Восточной Европы в вопросе о законодательном закреплении экономической защищенности судей, вышедших в отставку (доклад рабочей группы «Независимые судебные системы», посвященный судейскому самоуправлению и карьере судей).
Безусловно, обсуждая вопросы, составляющие крайнюю важность для судоустройства Украины, мы не могли обойтись лишь констатацией достижений судебной реформы и попытались сосредоточиться на проблемных аспектах, требующих дополнительной законодательной регламентации. Приятно отметить, что участники конференции, среди которых были первые лица национальной судебной системы, международные эксперты, наши зарубежные коллеги, активно и «без купюр» обсуждали существующие проблемы, делились опытом, предлагали конструктивные решения.
По итогам слушаний мы приняли Резолюцию об обеспечении реализации на Украине принципа независимости судей и судебной власти. Естественно, данный документ представляет собой лишь программный акт, не имеющий обязательной силы, однако, по моему глубокому убеждению, он сможет сослужить очень хорошую службу всем нам: в нем сжато и конкретно выписаны основные факторы, если хотите — индикаторы, независимости судебной власти Украины. 10 пунктов Резолюции основаны на обобщенном годичном опыте применения Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» и содержании ряда международных актов о независимости судебной власти. Что следует особенно отметить, так это направленность Резолюции на выполнение замечаний, изложенных в заключении Еврокомиссии «За демократию посредством права» (Венецианской комиссии) № 588/2010 от 15 — 16 октября 2010 года по Закону Украины «О судоустройстве и статусе судей».
Считаю, что именно ВККС как орган, отвечающий за формирование профессионального корпуса судей, должна выступать за принятие и воплощение в жизнь подобных инициатив. От себя хотел бы заверить, что сделаю все от себя зависящее, чтобы программный документ, который мы окрестили резолюцией, вскоре утратил статус декларации и принял обличие закона в большей части своих положений.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…