В последнее время участились случаи проведения проверок предприятий на предмет соблюдения законодательства Украины об оплате труда. Не последнюю роль в проведении проверок играют и органы государственной налоговой службы (ГНС), которые с целью получения информации не только исследуют документацию предприятий, но и методом анкетирования опрашивают сотрудников предприятий. Но насколько законными являются такие методы осуществления контроля среди работников предприятий и обязаны ли работники предоставлять сведения о своей заработной плате?
Основные принципы контроля за соблюдением законодательства об оплате труда и перечень органов, уполномоченных такой контроль осуществлять, изложены в Законе Украины «Об оплате труда». В соответствии со статьей 35 данного Закона контроль за соблюдением законодательства об оплате труда на предприятиях осуществляют:
— Министерство труда Украины и его органы;
— финансовые органы;
— органы государственной налоговой инспекции;
— профессиональные союзы, представляющие интересы наемных работников.
Вполне понятно, что каждый из указанных органов имеет различную степень прав и полномочий при осуществлении контроля за оплатой труда. Однако не так давно в Закон были внесены существенные дополнения, согласно которым каждый из указанных контролирующих органов имеет право получать от субъектов хозяйствования и нанятых ими лиц информацию, документы и материалы, а также посещать места осуществления хозяйственной деятельности во время выполнения трудовых функций такими наемными лицами.
Более детально Порядок проведения проверок соблюдения законодательства о труде утвержден приказом Министерства труда и социальной политики Украины № 72 от 21 марта 2003 года. И хотя данный Порядок был разработан еще для Госнадзортруда, он не утратил силу и, принимая во внимание правопреемство, применим и в настоящее время. В частности, в соответствии с данным Порядком при проведении проверки инспектор Гострудинспекции не только имеет право знакомиться с документами, предоставленными для проверки, но и проводить беседы с работниками предприятия, для чего руководство предприятия на время проведения проверки обязано предоставить отдельное рабочее место.
В соответствии с положениями Закона Украины «Об оплате труда» органы ГНС также относятся к органам, уполномоченным осуществлять контроль за соблюдением законодательства об оплате труда. Полномочия органов ГНС по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о труде предусмотрены и Кодексом законов о труде Украины.
В отличие от Гострудинспекции основной задачей ГНС является контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью начисления налогов и сборов и своевременностью перечисления их в бюджет. В частности, наличие информации о нарушении законодательства о труде (относительно использования труда наемных лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплаты работодателями заработной платы без уплаты налогов в бюджет) является основанием для проведения фактической налоговой проверки, которая осуществляется без предварительного уведомления предприятия, по месту осуществления основной деятельности.
Согласно положениям Налогового кодекса Украины (НК), во время проведения фактической проверки в части соблюдения работодателем законодательства относительно заключения трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками проверяется наличие надлежащего оформления трудовых отношений, уточняются вопросы выплаты заработной платы. Фактическая проверка проводится в присутствии должностных лиц предприятия и/или лица, фактически осуществляющего расчетные операции.
Кроме того, получение информации об уклонении налоговым агентом (которым является предприятие по отношению к работнику) от налогообложения выплаченной (начисленной) заработной платы, иных выплат является основанием для проведения внеплановой документальной выездной проверки.
С целью надлежащего проведения проверок достоверности формирования затрат на выплату заработной платы, а также установления фактов выплаты заработной платы «в конвертах» ГНС изданы специальные рекомендации относительно проведения таких проверок (письмо Государственной налоговой администрации Украины от 1 апреля 2010 года). Согласно данным рекомендациям, в ходе проведения проверок должностным лицам рекомендуют анализировать штатное расписание, трудовые книжки работников, коллективный и трудовые договоры, табель учета рабочего времени, расчетные и платежные ведомости. С целью установления фактов выплаты заработной платы «в конвертах» ГНС также рекомендует осуществлять сравнительный анализ данных бухгалтерского и налогового учета, касающихся фонда оплаты труда, размера заработной платы, численности работников.
При проведении проверок соблюдения законодательства об оплате труда достаточно часто контролирующие органы прибегают к опросу сотрудников предприятия. Как правило, в качестве основания для получения такой информации органы налоговой службы ссылаются на положения НК, предусматривающие обязанность налогоплательщика не препятствовать законной деятельности должностных лиц контролирующего органа и выполнять законные требования такого должностного лица. А также права контролирующих органов получать у налогоплательщика копии документов, свидетельствующих о нарушении требований налогового законодательства, проверять во время проведения проверок у должностных лиц и иных работников документы, удостоверяющие личность.
Таким образом, в рамках НК единственным документом, который имеет право потребовать налоговый инспектор у работника предприятия, является документ, удостоверяющий личность работника.
Права контролирующих органов получать пояснения непосредственно у работников предприятия ни НК, ни подзаконными нормативными актами, регулирующими деятельность налоговых органов при проведении проверок, не предусмотрены.
Обязанность давать пояснения и предоставлять документы при проведении проверок возложена на уполномоченных представителей налогоплательщика (руководителя предприятия или иное лицо, на которое возложены такие полномочия).
Несмотря на то что отдельные основания для получения информации непосредственно от работников предприятия у контролирующих органов имеются в рамках Закона Украины «Об оплате труда», тем не менее работник имеет право отказаться давать какие-либо пояснения относительно своей заработной платы, ссылаясь на статью 63 Конституции Украины, в соответствии с которой лицо не несет ответственности за отказ давать показания или пояснения в отношении себя.
Таким образом, если на работника не возложены функции руководителя предприятия, а пояснения касаются его лично, то отказ работника предоставлять пояснения в какой-либо форме (в том числе в виде заполнения анкет) является правомерным.
ГОРОВАЯ Карина — юрист компании «Международная юридическая служба», г. Одесса
Специализированным органом, на который возлагаются функции контроля за соблюдением законодательства о труде в целом и относительно выплаты заработной платы в частности, является Государственная инспекция по вопросам труда (Гострудинспекция). Необходимо отметить, что Гострудинспекция является полным правопреемником прав и обязанностей Государственного департамента по надзору за соблюдением законодательства о труде (Госнадзортруда), ранее действовавшего в системе Министерства труда и социальной политики Украины.
Для реализации возложенных задач Гострудинспекции предоставлено право:
— беспрепятственно осуществлять проверки в производственных, служебных и административных помещениях работодателей, а также проверки рабочих мест работников, расположенных вне этих помещений, с целью надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, знакомиться во время проведения проверок с информацией, документами и материалами и получать от работодателей необходимые для выполнения полномочий Гострудинспекции копии или извлечения из документов;
— выдавать в установленном порядке работодателям обязательные для выполнения предписания относительно устранения нарушений законодательства о труде;
— составлять в случаях, предусмотренных Законом, протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях и взыскивать административные штрафы.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…