Подача налоговой отчетности для юристов предприятия пока еще является одной из распространенных проблем, с которой они сталкиваются в силу своей профессиональной деятельности. Тем не менее, налоговыми органами предполагается, что с полным переходом на электронную систему подачи налоговых деклараций основные спорные моменты в этом вопросе отпадут. Но пока все же стоит остановиться на проблемах, которые еще существуют. Собственно, именно этот вопрос был одним из предметов обсуждения на очередном заседании секции юрисконсультов Ассоциации юристов Украины.
Итак, в соответствии с пунктом 49.18 статьи 49 Налогового кодекса (НК) Украины налоговые декларации подаются за базовый отчетный (налоговый) период. В частности, декларация по налогу на добавленную стоимость (НДС) подается на протяжении 20 календарных дней, которые наступают за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца. В свою очередь, декларация по налогу на прибыль предприятия — на протяжении 40 календарных дней, которые наступают за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала (полугодия).
Предусматривается три способа подачи налоговой декларации, в частности: лично налогоплательщиком либо уполномоченным на это лицом; пересылается по почте либо средствами электронной связи в электронной форме.
Стоит отметить, что в случае принятия решения о подаче отчетности по почте необходимо учитывать тот факт, что подобное почтовое отравление осуществляется не позднее, чем за десять дней до окончания граничного срока подачи отчетности (пункт 49.5 статьи 49 НК Украины).
При подаче отчетности в электронной форме действует положение, согласно которому такая отчетность должна подаваться не позднее последнего часа дня, в котором истекает граничный срок ее подачи.
На практике бывают случаи отказа сотрудниками налогового органа в принятии налоговой декларации, подаваемой лично налогоплательщиком либо уполномоченным на это лицом. Хотя в соответствии с положениями Кодекса принятие налоговой декларации является обязательством органа государственной налоговой службы, и, по идее, отказать в ее принятии вам не имеют права.
Но, тем не менее, если такой факт имел место, рекомендуется узнать причину отказа, фамилию сотрудника (впрочем, в большинстве случаев, как отмечают сами юрисконсульты, выяснить причины отказа и, тем более, ФИО работника налоговой практически не удается) и составить по факту отказа жалобу (независимо от того, удалось ли узнать причины), которую желательно в этот же день подать через канцелярию налоговой службы. Более того, по возможности, в день отказа в принятии налоговой отчетности необходимо направить налоговую декларацию по почте вместе с заявлением о подаче соответствующей жалобы. Отметим, что в данном случае срок в десять дней не действует и декларация может быть направлена по почте до последнего срока ее подачи, предусмотренного НК Украины.
Кроме того, следует помнить, что налогоплательщик не несет ответственность за несвоевременную подачу налоговой отчетности в случае утраты или порчи почтового отправления по вине оператора почтовой связи. Таким образом, после получения уведомления о его утрате налогоплательщик в течение пяти дней обязан предоставить налоговую декларацию в налоговый орган опять же либо лично, либо по почте вместе с сообщением о потере.
В случае отказа налогового органа принять налоговую декларацию, поданную посредством почтовой связи, предусматривается, что в течение пяти рабочих дней со дня ее получения должно быть предоставлено уведомление об отказе с указанием причин.
Тем не менее, следует отметить, что сам факт регистрации налоговой отчетности является лишь установлением фактической даты получения декларации налоговым органом для определения своевременной подачи налоговой отчетности, а также даты, от которой следует отсчитывать сроки для вручения письменного уведомления налогоплательщику об отказе в принятии налоговой декларации. В случае если такое уведомление не приходит в установленный срок, необходимо подать письмо лично в налоговую службу с запросом о том, приняли ли декларацию.
Однако следует помнить, что сегодня в соответствии с НК Украины подавать налоговую декларацию посредством почтовой связи имеют право лишь малые предприятия. Налогоплательщики, которые принадлежат к большим и средним предприятиям, обязаны подавать налоговую отчетность в электронной форме или лично.
В частности, как отмечают сами юрисконсульты, в сегодняшних реалиях налоговая служба фактически принуждает всех к заключению договоров по сдаче налоговой отчетности в электронном виде.
Положения статьи 48 Налогового кодекса Украины определяют, какие реквизиты должна содержать налоговая декларация. В частности, для того чтобы избежать правомерных претензий сотрудников налоговых органов, необходимо очень четко знать пункты 48.3 и 48.5 НК Украины, поскольку в них закреплены те моменты, которые оспорить в суде крайне проблематично.
Правомерными основаниями для налоговой при отказе от принятия декларации являются исключительно статьи 48 и 49 Кодекса, то есть несоблюдение формы заполнения декларации.
С 1 января с.г. такого понятия как «не принятая» декларация уже не существует. Отныне декларация считается «не поданной». Более того, Кодексом предусматривается, что налоговая отчетность, составленная с нарушением норм статьи 48 НК Украины, не считается налоговой декларацией.
Напомним, что орган государственной налоговой службы обязан предоставить такому налогоплательщику письменное уведомление об отказе в принятии налоговой декларации с указанием причин отказа. При этом в случае получения декларации лично от налогоплательщика такое письменное уведомление направляется на протяжении трех рабочих дней со дня ее получения, а в случае направления посредством почтовой связи или если подается в электронной форме — на протяжении пяти рабочих дней со дня ее получения.
Итак, в случае получения уведомления об отказе в принятии налоговой декларации существует два способа решения наступающих последствий.
Первый способ может показаться самым простым, но впоследствии он может привести к постоянным отказам налоговой в принятии декларации. Так, в соответствии с положениями Налогового кодекса Украины налогоплательщик имеет право снова подать декларацию и оплатить штраф. Напомним, что штраф в 170 грн применяется только при первом нарушении, при втором и следующих в течение года он составляет 1020 грн за каждую такую неподачу или несвоевременную подачу. При этом предприятия подают в год, как правило, четыре декларации по налогу на прибыль и 12 — по налогу на добавленную стоимость.
Второй способ — обжалование решения органа налоговой службы в установленном статьей 56 НК Украины порядке, которая предусматривает, что решения могут быть обжалованы в административном или судебном порядке, в частности, путем обращения в контролирующий орган высшего уровня с жалобой, которая подается в письменной форме на протяжении 10 календарных дней, следующих за получением такого решения.
В случае принятия решения об обжаловании решений об отказе в судебном порядке необходимо четко определить исковые требования. Просить суд «принять» налоговыми органами декларацию является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Правильно сформированное исковое требование — это «признать налоговую отчетность». Налоговая служба обязана прислать письмо с сообщением о том, что налоговая декларация не подана. Для суда подтверждением обстоятельства, что декларация подавалась, является почтовый корешок с описью вложения и уведомлением о получении. Более того, рекомендуется в описи обозначать, на каком количестве страниц подается документ.
Юрисконсульты советуют активно бороться с налоговой инспекцией, но это, конечно, касается варианта подачи налоговой отчетности в бумажном виде.
При подаче налоговой отчетности в бумажном виде, в первую очередь, необходимо обращать внимание на подписи, поскольку бывали случаи, когда налоговый орган был инициатором почерковедческой экспертизы.
Дабы избежать таких проблем, а также обезопасить себя от «утери» листов с подписями руководителя предприятия, следует на титульной странице указывать, что декларация подана на таком-то количестве страниц, каждая из которых пронумерована и подписана лично. Более того, при проставлении подписи на каждой пронумерованной странице необходимо также указывать ФИО директора предприятия.
Также не следует допускать подачу отчетности в последний день соответствующего срока. Рекомендуется подавать декларацию не позднее, чем за шесть рабочих дней до окончания срока подачи.
Напомним, что в последнее время налоговые органы отказывают в принятии деклараций на бумажных носителях и настоятельно рекомендуют сдавать отчетность в электронном виде. В связи с этим массово делаются ошибки при оформлении сертификатов открытых ключей. Это связано с тем, что, как правило, директор предприятия также выступает и уполномоченным лицом на ведение бухгалтерской отчетности, что приводит к ошибочному мнению о получении одного сертификата электронной цифровой подписи, хотя именно это является поводом для налоговой не принимать такую отчетность. В связи с этим рекомендуется при получении сертификатов, в случае отсутствия должности главного бухгалтера на предприятии, обязательно получать сертификат и на лицо, уполномоченное на ведение бухгалтерской отчетности, которым, как правило, выступает непосредственно директор предприятия. Таким образом, необходимо получить два сертификата на одно и то же лицо.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…