Сор вынесут из оборота — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №44 (723) » Сор вынесут из оборота

Сор вынесут из оборота

Проблемой современного украинского рынка является наличие большого количества акций, не имеющих реальной стоимости («мусорных»). Эмитентами таких ценных бумаг выступают фиктивные предприятия, не осуществляющие прибыльной хозяйственной деятельности. Противодействовать наполнению рынка такими финансовыми инструментами достаточно сложно, потому что, как правило, признаки фиктивности того или иного эмитента обнаруживаются не сразу, а лишь спустя какое-то время после его создания, когда выпуск акций зарегистрирован и бумаги обращаются на рынке.

Именно с целью противодействия выходу на рынок таких ценных бумаг Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) и был разработан проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения требований к эмитентам ценных бумаг».

Не выполнять обязательства станет сложнее

Указанным законопроектом предусмотрено предоставление ГКЦБФР новых полномочий, направленных на борьбу с фиктивными эмитентами, — это право останавливать обращение ценных бумаг эмитента, который соответствует признакам фиктивности, с последующей отменой регистрации таких ценных бумаг. Помимо этого, ГКЦБФР предоставили право проводить проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, поданных для регистрации ценных бумаг, вытребовать с этой целью дополнительные документы, а также требовать проведения дополнительной аудиторской проверки, дополнительной проверки оценки имущества эмитента и получения эмитентом дополнительной рейтинговой оценки.

Законопроектом предусматривается ряд изменений, направленных на препятствие невыполнению обязательств, взятых на себя эмитентами облигаций. Так, в случае если предложенные изменения будут приняты Верховным Советом, юридическое лицо сможет размещать облигации на сумму, не превышающую трехкратного размера собственного капитала и размера обеспечения, предоставляемого с этой целью третьими лицами, то есть обязательным условием проведения эмиссии облигаций станет привлечение лица, которое сможет предоставить обеспечение их выпуска. При этом размер такого обеспечения не может быть больше, чем размер собственного капитала обеспечителя, а если такое юридическое лицо предоставляет обеспечение по нескольким выпускам облигаций, то общий размер обеспечения не может быть больше размера собственного капитала обеспечителя. Немаловажным является и то, что законопроектом предложено обязать таких юридических лиц — обеспечителей раскрывать в порядке, установленном ГКЦБФР, информацию о себе и своей деятельности в соответствии с требованиями статей 39 — 41 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке».

Впервые на уровне закона предложено обязать эмитента облигаций проводить досрочный выкуп таких ценных бумаг на основании заявлений их собственников в случае уменьшения размера собственного капитала, возбуждения дела о банкротстве или принятия решения о прекращении как самого эмитента облигаций, так и лица, предоставившего обеспечение их выпуска.

Законопроектом предложено конкретизировать, кого следует относить к должностным лицам эмитента, установлен ряд требований, которым они должны соответствовать, а также предоставлено ГКЦБФР право расширять список таких требований.

Помимо этого, законопроект обязывает эмитента во время проведения размещения учитывать средства, полученные от инвесторов в качестве платы за ценные бумаги, и устанавливает запрет на использование этих средств до момента регистрации отчета о размещении ценных бумаг.

Полномочия выйдут из берегов

В целом данный законопроект можно охарактеризовать как действительно нужный и своевременный, особенно в части ужесточения требований относительно эмиссии облигаций и выполнения обязательств по ним, а также попыток противодействия растрате средств, полученных за ценные бумаги. Однако необходимо отметить и некоторые неоднозначные, на мой взгляд, моменты данного законопроекта.

Во-первых, признаки фиктивности эмитентов ценных бумаг либо производ­ных (деривативов) законодательством на сегодняшний день не определены, законопроектом предложено закрепить за ГКЦБФР право установить эти признаки. Таким образом, практическая реализация предложенных законопроектом норм относительно прекращения обращения и отмены регистрации ценных бумаг вследствие признания их эмитентов фиктивными будет возможна лишь пос­ле принятия ГКЦБФР соответствующего подзаконного нормативно-правового акта. Комиссия должна четко установить признаки фиктивности, а также внесения изменений в соответствующее комиссионное законодательство с целью нормативного закрепления прекращения обращения и отмены регистрации ценных бумаг на таком основании.

Во-вторых, полномочия ГКЦБФР для реализации задач по противодействию деятельности фиктивных эмитентов, несомненно, должны быть расширены. Однако при этом возникает ряд вопросов относительно прав, которые планируется предоставить ГКЦБФР, например, таких, как права проводить проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, поданных для регистрации ценных бумаг, и вытребовать с этой целью дополнительные документы, а также требовать проведения дополнительной аудиторской проверки, дополнительной проверки оценки имущества эмитента и получения эмитентом дополнительной рейтинговой оценки. В частности, не конкретизировано, каким образом и в каких случаях может проводиться проверка достоверности сведений, указанных в документах для регистрации выпуска ценных бумаг. Также не совсем обоснована позиция разработчиков законопроекта в части предоставления ГКЦБФР полномочий требовать проведения дополнительной аудиторской проверки, проверки оценки имущества эмитента и рейтинговой оценки.

Правомерность выводов профильных специалистов, содержащихся в аудиторском заключении, акте оценки имущества, а также документе о присвоении рейтинговой оценки, предоставленных эмитентом в ГКЦБФР при регистрации выпуска ценных бумаг, может быть поставлена должностными лицами ГКЦБФР под сомнение, что не является правомерным и может послужить основанием для излишней бюрократизации самого процесса регистрации выпуска ценных бумаг.

ДОМАШЕНКО Екатерина — юрист ПГ «Павленко и Побережнюк», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Актуальный документ

Документы и аналитика

Третейская оговорка

Акцент

Кадры решают не все

Государство и юристы

База ограниченных данных

Резолюционные ходы

Государство и юристы

Новости законотворчества

Стимулирование инвесторов

Гарантирование вкладов

Отменят льготы по уплате судебного сбора?

Деловая практика

Не споткнуться с декларацией

Документы и аналитика

Анкетный госконтроль вне закона

Pro и Contra Европейской компании

Лицом не вошел

Книжная полка

С целью одинакового применения

Неделя права

Сквозь юрисдикции

Научить маркетингу

Проблемный регион

Донецк — Киев — Одесса

Неделя права

Новости из-за рубежа

К CMS присоединилась португальская юрфирма

Конституция по шариату

Неделя права

Пошли на третий круг

Неделя права

Новости из-за рубежа

Первый приговор за провокацию взятки

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд подтвердил факт причинения морального вреда Вritish Airways PLC

Суд обязал «Укртрансгаз» выплатить вознаграждение авторам изобретения

Решение ВККС признано судом незаконным

Новости юридических фирм

Частная практика

Chadbourne & Parke LLP представляет интересы 28 международных кредиторов в связи с реструктуризацией задолженности «Кредитпромбанка»

Юристы Arzinger провели семинар, посвященный базам персональных данных

«Саенко Харенко» — юридический советник в связи с предоставлением кредита группе Kernel

Особенности защиты патентных прав на Украине

DLA Piper провела семинар для производителей фармацевтических препаратов

БТА Банк получил контроль над бизнес-центрами

Отрасли практики

Налоговый кредит пошел в отказ

Деривативы хотят своего

Новые правила для «упрощенцев»

Сор вынесут из оборота

«Цифра» проигрывает букве

Риск: «недостройное дело»

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Спор платежом дорог

Решения недели

Судебная практика

Налог на землю

Законное представление

Ломбард — налоговый агент

Самое важное

Корпоративное правоприменение

Прошлись по процессу

Женщины-юристы усилили влияние

Вынужденный «простой»

Судебная практика

Судебные решения

О некоторых вопросах практики применения раздела ХІІ1 Хозяйственного процессуального кодекса Украины

Судебная практика

Банки останутся без ипотеки?

Нет документа, нет и права

Тема номера

M & A в безопасном режиме

Одиночное плавание

Аграрий проверяет дважды

Частная практика

Взвешенный подход

Аудит под колпаком

Юридический форум

В духе соревнования

«АКТИО» — в новом офисе

Інші новини

PRAVO.UA