Проблемой современного украинского рынка является наличие большого количества акций, не имеющих реальной стоимости («мусорных»). Эмитентами таких ценных бумаг выступают фиктивные предприятия, не осуществляющие прибыльной хозяйственной деятельности. Противодействовать наполнению рынка такими финансовыми инструментами достаточно сложно, потому что, как правило, признаки фиктивности того или иного эмитента обнаруживаются не сразу, а лишь спустя какое-то время после его создания, когда выпуск акций зарегистрирован и бумаги обращаются на рынке.
Именно с целью противодействия выходу на рынок таких ценных бумаг Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) и был разработан проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения требований к эмитентам ценных бумаг».
Указанным законопроектом предусмотрено предоставление ГКЦБФР новых полномочий, направленных на борьбу с фиктивными эмитентами, — это право останавливать обращение ценных бумаг эмитента, который соответствует признакам фиктивности, с последующей отменой регистрации таких ценных бумаг. Помимо этого, ГКЦБФР предоставили право проводить проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, поданных для регистрации ценных бумаг, вытребовать с этой целью дополнительные документы, а также требовать проведения дополнительной аудиторской проверки, дополнительной проверки оценки имущества эмитента и получения эмитентом дополнительной рейтинговой оценки.
Законопроектом предусматривается ряд изменений, направленных на препятствие невыполнению обязательств, взятых на себя эмитентами облигаций. Так, в случае если предложенные изменения будут приняты Верховным Советом, юридическое лицо сможет размещать облигации на сумму, не превышающую трехкратного размера собственного капитала и размера обеспечения, предоставляемого с этой целью третьими лицами, то есть обязательным условием проведения эмиссии облигаций станет привлечение лица, которое сможет предоставить обеспечение их выпуска. При этом размер такого обеспечения не может быть больше, чем размер собственного капитала обеспечителя, а если такое юридическое лицо предоставляет обеспечение по нескольким выпускам облигаций, то общий размер обеспечения не может быть больше размера собственного капитала обеспечителя. Немаловажным является и то, что законопроектом предложено обязать таких юридических лиц — обеспечителей раскрывать в порядке, установленном ГКЦБФР, информацию о себе и своей деятельности в соответствии с требованиями статей 39 — 41 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке».
Впервые на уровне закона предложено обязать эмитента облигаций проводить досрочный выкуп таких ценных бумаг на основании заявлений их собственников в случае уменьшения размера собственного капитала, возбуждения дела о банкротстве или принятия решения о прекращении как самого эмитента облигаций, так и лица, предоставившего обеспечение их выпуска.
Законопроектом предложено конкретизировать, кого следует относить к должностным лицам эмитента, установлен ряд требований, которым они должны соответствовать, а также предоставлено ГКЦБФР право расширять список таких требований.
Помимо этого, законопроект обязывает эмитента во время проведения размещения учитывать средства, полученные от инвесторов в качестве платы за ценные бумаги, и устанавливает запрет на использование этих средств до момента регистрации отчета о размещении ценных бумаг.
В целом данный законопроект можно охарактеризовать как действительно нужный и своевременный, особенно в части ужесточения требований относительно эмиссии облигаций и выполнения обязательств по ним, а также попыток противодействия растрате средств, полученных за ценные бумаги. Однако необходимо отметить и некоторые неоднозначные, на мой взгляд, моменты данного законопроекта.
Во-первых, признаки фиктивности эмитентов ценных бумаг либо производных (деривативов) законодательством на сегодняшний день не определены, законопроектом предложено закрепить за ГКЦБФР право установить эти признаки. Таким образом, практическая реализация предложенных законопроектом норм относительно прекращения обращения и отмены регистрации ценных бумаг вследствие признания их эмитентов фиктивными будет возможна лишь после принятия ГКЦБФР соответствующего подзаконного нормативно-правового акта. Комиссия должна четко установить признаки фиктивности, а также внесения изменений в соответствующее комиссионное законодательство с целью нормативного закрепления прекращения обращения и отмены регистрации ценных бумаг на таком основании.
Во-вторых, полномочия ГКЦБФР для реализации задач по противодействию деятельности фиктивных эмитентов, несомненно, должны быть расширены. Однако при этом возникает ряд вопросов относительно прав, которые планируется предоставить ГКЦБФР, например, таких, как права проводить проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, поданных для регистрации ценных бумаг, и вытребовать с этой целью дополнительные документы, а также требовать проведения дополнительной аудиторской проверки, дополнительной проверки оценки имущества эмитента и получения эмитентом дополнительной рейтинговой оценки. В частности, не конкретизировано, каким образом и в каких случаях может проводиться проверка достоверности сведений, указанных в документах для регистрации выпуска ценных бумаг. Также не совсем обоснована позиция разработчиков законопроекта в части предоставления ГКЦБФР полномочий требовать проведения дополнительной аудиторской проверки, проверки оценки имущества эмитента и рейтинговой оценки.
Правомерность выводов профильных специалистов, содержащихся в аудиторском заключении, акте оценки имущества, а также документе о присвоении рейтинговой оценки, предоставленных эмитентом в ГКЦБФР при регистрации выпуска ценных бумаг, может быть поставлена должностными лицами ГКЦБФР под сомнение, что не является правомерным и может послужить основанием для излишней бюрократизации самого процесса регистрации выпуска ценных бумаг.
ДОМАШЕНКО Екатерина — юрист ПГ «Павленко и Побережнюк», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…