20 октября с.г. Верховный Совет Украины принял во втором чтении и в целом законопроект № 8521 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины (об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства)» от 16 мая 2011 года (Закон), инициированный Кабинетом Министров Украины.
Закон, в данный момент ожидающий подписи Президента, коренным образом реформирует упрощенную систему налогообложения на Украине: вводит в раздел XIV Налогового кодекса (НК) Украины главу 1 (статьи 290, 300) и вносит ряд изменений, касающихся упрощенной системы, в другие разделы фискальной конституции. Одновременно со вступлением его в силу утрачивает действие Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» № 727/98 от 3 июля 1998 года (Указ), который регулирует упрощенную систему на сегодняшний день.
Приведем краткий сравнительный анализ основных изменений, которые ожидают «упрощенцев», когда Закон вступит в силу (а это может произойти уже с 1 января 2012 года).
В случае подписания Закона Президентом, плательщиками единого налога отныне смогут стать значительно больше субъектов хозяйствования. Действующим же «упрощенцам» не придется более прибегать к разнообразным ухищрениям, чтобы не выходить за рамки лимита по доходу, что поспособствует некоторой прозрачности в экономической деятельности «упрощенцев».
Так, на сегодняшний день субъектами упрощенной системы, согласно пункту 1 Указа, могут быть физические лица — предприниматели (ФЛ-П) с количеством наемных работников за год не более 10 и годовым объемом выручки не более 500 тыс. грн, а также юридические лица со среднесписочным количеством работающих не более 50 и годовым объемом выручки не более 1 млн грн. После изменений круг «упрощенцов» значительно расширится. Пунктом 291.4 НК Украины они будут разделены на четыре группы:
1) ФЛ-П без наемных работников, которые осуществляют исключительно розничную продажу товаров с торговых мест на рынках и/или предоставляют бытовые услуги населению (полный перечень этих бытовых услуг — в пункте 291.6 НК Украины), с годовым объемом дохода не более 150 тыс. грн;
2) ФЛ-П, предоставляющие услуги плательщикам единого налога и/или населению, производящие или продающие товары, осуществляющие деятельность в сфере ресторанного хозяйства, с количеством наемных работников не более 10 единовременно, с годовым объемом дохода не более 1 млн грн;
3) ФЛ-П с количеством наемных работников не более 10 единовременно, с годовым объемом дохода не более 3 млн грн, а также ФЛ-П — посредники по купле-продаже, аренде и оценке недвижимости (к первым двум группам они относиться не могут);
4) юридические лица со среднеучетной годовой численностью работников не более 50 и годовым объемом дохода не более 5 млн грн.
Изменения коснулись также категории лиц, которые не могут быть субъектами упрощенной системы. Так, на сегодняшний день, согласно преамбуле к Указу, это субъекты игорного бизнеса, обменщики валюты, производители, импортеры, экспортеры и торговцы подакцизными товарами (в том числе ГСМ), участники рынка драгоценных металлов; согласно пункту 7 Указа, — доверительные общества; страховые компании, банки, другие финансовые учреждения; юридические лица с долей неплательщиков единого налога в уставном фонде свыше 25 %; субъекты совместной деятельности.
После внесения изменений таковыми, согласно пункту 291.5 НК Украины, становятся все перечисленные выше (кроме розничной продажи ГСМ в емкостях до 20 л, розничной торговли ФЛ-П пивом и столовыми винами) плюс финансовые посредники (кроме страховых агентов, сюрвейеров, аварийных комиссаров), субъекты, осуществляющие деятельность по управлению предприятиями, предоставлению почтовых услуг, продаже предметов искусства и антиквариата (а также организации торгов); организации по проведению гастрольных мероприятий; ФЛ-П, осуществляющие испытания и исследования; ФЛ-П — аудиторы; ФЛ-П, сдающие в аренду земельные участки площадью свыше 0,2 га, жилые помещения площадью свыше 100 м2, нежилые помещения площадью свыше 300 м2; регистраторы ценных бумаг; обособленные подразделения неплательщиков единого налога; нерезиденты; субъекты хозяйствования с налоговым долгом.
Таким образом, на фоне некоторого послабления розничным торговцам ГСМ и алкоголем появилось множество новых ограничений — плательщиками единого налога не смогут быть ФЛ-П — арендодатели (кроме самых мелких), ФЛ-П — аудиторы, нерезиденты.
Ставки налога значительно уменьшились для всех категорий «упрощенцев». ФЛ-П, относящиеся к третьей группе, должны будут уплачивать налог в процентах от дохода, а не по фиксированной ставке, как ФЛ-П первых двух групп. В то же время последние (ФЛ-П с объемом выручки от 1 до 3 млн грн) ранее вообще не могли быть «упрощенцами». Теперь же им дана такая возможность, причем при избрании 3-процентного единого налога они могут также зарегистрироваться как плательщики НДС. Так, на сегодняшний день, согласно пунктам 2 и 3 Указа, для ФЛ‑П ставки определены в размере от 20 до 200 грн; для юридических лиц — на выбор: 10 % от дохода без уплаты НДС или 6 % с отдельной уплатой НДС. После вступления Закона в силу, согласно пункту 293.2 НК Украины, размер ставок будет колебаться для ФЛ‑П первой группы — от 1 до 10 % от минимальной заработной платы; для ФЛ-П второй группы — от 2 до 20 % минимальной заработной платы; для ФЛ‑П третьей группы и юридических лиц — на выбор: 5 % от дохода без уплаты НДС или 3 % с отдельной уплатой НДС.
Фискальная нагрузка на плательщиков единого налога (помимо самого единого налога) некоторым образом выросла. В состав единого налога не входит, в частности, плата за патенты. В части уплаты НДФЛ и земельного налога отныне четко проводится дифференциация между доходами от предпринимательской деятельности и иными (землей, использующейся в предпринимательской деятельности, и иной).
Так, сейчас, согласно пункту 6 Указа, субъект упрощенной системы освобождается от уплаты таких налогов: НДС (кроме плательщиков 6-процентного единого налога), налог на прибыль, НДФЛ, налог на землю, сбор за специальное использование земельных ресурсов, сбор в Фонд для осуществления средств по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и социальной защиты населения, сбор в Государственный инновационный фонд, сбор на обязательное социальное страхование, отчисления и сборы на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог; коммунальный налог, налог на промысел, сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли, вклады в Фонд социальной защиты инвалидов, Фонд содействия занятости населения, плата за патенты. После изменений такими налогами, согласно пункту 297.1 НК Украины, становятся: НДС (кроме плательщиков 3-процентного единого налога), налог на прибыль, НДФЛ в части доходов от хозяйственной деятельности; земельный налог за землю, используемую в хозяйственной деятельности; сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, сбор на развитие виноградарства, садовничества и хмелеводства.
Что касается отчетного периода, то для «наименьших» предпринимателей (розничных торговцев и тех, кто предоставляет бытовые услуги населению) с объемом годового дохода не более 150 тыс. грн, установлен годовой отчетный период. В остальном ничего не изменилось. Если сейчас отчетным периодом является квартал, то по новому закону (пункт 294.1 Налогового кодекса Украины) для ФЛ-П — «упрощенцев» первой группы — год, для остальных — квартал.
Изменен порядок уплаты налога. Так, плательщики единого налога, не использующие фиксированную ставку, будут избавлены от необходимости осуществлять авансовые платежи, что является, в общем-то, логичным и правильным нововведением. «Упрощенцы» с фиксированной ставкой по-прежнему будут уплачивать налог авансом.
Позитивной новеллой закона является избавление плательщиков единого налога от одного из бюрократических неудобств — необходимости ежегодно переоформлять свидетельство. Так, согласно предложенным Законом изменениям (пункт 299.3 НК Украины), свидетельство выдается бессрочно. Оно аннулируется по инициативе плательщика или налоговой в случае выявления нарушений.
Также субъектам общей системы налогообложения станет выгодно работать с ФЛ-П — «упрощенцами», поскольку статья, которая обязывала расходы на покупку товара (услуг, работ) у ФЛ-П — «упрощенца» не включать в состав расходов (подпункт 139.1.12 Налогового кодекса Украины), должна быть исключена.
В то же время налоговые органы усиливают контроль таких отношений с целью пресечения схем оптимизации налогообложения. Согласно нововведениям НК Украины, плательщики налога на прибыль вместе с налоговой декларацией будут подавать перечень доходов и расходов в разрезе контрагентов-«единоналожников». Кроме того, согласно пункту 294.1 Налогового кодекса Украины, «упрощенцы» с фиксированной ставкой смогут поставлять товары, оказывать услуги или выполнять работы только населению или другим «упрощенцам».
Помимо всего, «упрощенцам», которые активно работают с плательщиками НДС, придется самим регистрироваться таковыми (подпункт «г» пункта 4 статьи 293.8 НК Украины). В случае если «упрощенец» работает на 5-процентной ставке налога, он будет обязан перейти на 3-процентную и зарегистрироваться как плательщик НДС. Но такой переход будет необходим только при объеме поставок или услуг (работ) плательщикам НДС, которые за 12 месяцев превышают 300 тыс. грн.
Вне всякого сомнения, изменения в системе налогообложения «упрощенцев» являются крайне важными и требуют глубокого анализа.
Внешне законопроект выглядит довольно-таки привлекательно. Однако для окончательных выводов необходимо дождаться подписи Президента.
СОЛОШЕНКО Сергей — юрист ЮК «Сетра», г. Киев
Сергей Баланчук,
партнер сети судебной практики VSLitigation
Основными преимуществами упрощенной системы налогообложения являются простой учет и отчетность, а также отсутствие, в связи с этим, фактических налоговых проверок. К сожалению, следует констатировать, что новые правила, установленные законопроектом «О внесении изменений в НКУ и некоторые другие законодательные акты Украины (об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства)», не совсем направлены на достижение этих преимуществ. Прежде всего, это относится к субъектам малого предпринимательства, основными контрагентами (покупателями/заказчиками услуг) которых являются плательщики НДС.
По новым правилам лицо — плательщик единого налога в случае предоставления услуг/выполнения работ плательщику НДС на протяжении календарного года на сумму, превышающую 300 тыс. грн, обязано зарегистрироваться плательщиком НДС, что, в свою очередь, влечет за собой существенное увеличение налоговой нагрузки, усложнение учета и отчетности, перспективу регулярных налоговых проверок.
Возникает вопрос — а где же улучшения для вышеуказанных субъектов малого предпринимательства?
Иван ЮРЧЕНКО,
старший юрист ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры»
Как часто бывает с наиболее резонансными законопроектами, текст, направленный на подпись Президенту, на сайте Верховного Совета отсутствует. Среди ключевых положений проекта Закона в редакции, подготовленной ко второму чтению, отметим следующее.
Ставки единого налога (ЕН) дифференцированы в зависимости от группы (от 1 % минимальной заработной платы (около 10 грн) в месяц до 5 % дохода). В отдельных случаях уплачивается ставка 15 % (для физического лица — предпринимателя на едином налоге (ФЛПЕН)) или двойная ставка — для юридических лиц.
Перечень видов деятельности, на которые ЕН не распространяется, расширен. В том числе на ЕН не могут претендовать нерезиденты, арендодатели недвижимого имущества (свыше 0,2 га для земельных участков, 100 м2 для жилой недвижимости и 300 м2 для нежилой), аудиторы, представители сферы финансового посредничества (кроме страхования), организаторы гастрольных мероприятий и пр.
Устанавливаются достаточно подробные критерии определения доходов для целей применения ЕН, основанные преимущественно на кассовом методе признания доходов. Не относятся к составу доходов ФЛПЕНа суммы финансовой помощи, возвращенные в течение года. Также для целей определения права на применение ЕН не признаются доходом суммы, полученные на основании решений судов как компенсация за предыдущие периоды, что, безусловно, дает почву для размышлений о «правильном» структурировании денежных потоков ФЛПЕНа для целей сохранения права на ЕН.
Сложно оценить законопроект, который является компромиссным. Однако уже сейчас очевидно, что ГНС не обделит упрощенную систему налогообложения своим вниманием, и ее письма, как и ранее, расставят точки над «і» даже там, где их меньше всего ждешь.
Руслан МАЛИНОВСКИЙ,
юрист ЮФ «Волков и Партнеры»
С изменениями в системе налогообложения субъектов малого предпринимательства следует ожидать массовый пересмотр контролирующими органами осуществляемого предпринимателями бизнеса на Украине на предмет его соответствия новым требованиям и критериям. При этом существенными критериями, которые будут предопределять возможность потери права на применение норм упрощенной системы налогообложения, могут быть: непогашенная сумма текущего налогового долга, осуществление предпринимателями запрещенных видов деятельности, нарушение порядка расчетов за предоставленные услуги (выполненные работы), отсутствие надлежащего бухгалтерского и кадрового учета, а также нарушения, допущенные в отчетности «единоналожника».
Внесенные в систему налогообложения изменения говорят об очевидной заинтересованности государства в увеличении налогов для предпринимателей, создании непростых условий выживания бизнеса при запрете ранее разрешенных видов деятельности, игнорировании и нежелании упростить работу предпринимателей на рынке услуг на Украине.
Такие изменения могут быть выгодны как для контролирующих органов, так и для ограниченного круга представителей малого бизнеса (которому нет необходимости менять «экономически выгодные и налаженные виды деятельности»). Существует большая вероятность, что закон, трансформируя запреты и ограничения для простых предпринимателей в нормативно-правовые акты, будет и далее усиливать давление на «единоналожников».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…