Noblesse obliges. Данный принцип распространяется и на адвокатуру, чему можно найти подтверждение, если ознакомиться с положениями Правил адвокатской этики, утвержденных Высшей квалификационной комиссией адвокатуры при Кабинете Министров Украины 1 октября 1999 года.
Сегодня большинство юридических изданий пестрят материалами о нелегкой судьбе адвокатов, о непосильном бремени налогообложения, об устаревшем Законе «Об адвокатуре» и отсутствии законопроекта о регулировании адвокатской деятельности, который бы удовлетворял интересы большинства представителей этой профессии.
А наш материал будет посвящен обсуждению ограничений на рекламирование адвокатской деятельности, предусмотренных статьей 14 Правил адвокатской этики (Правила).
Данные Правила устанавливают ограничения на рекламирование деятельности адвокатов. Итак, адвокат, практикующий индивидуально, или адвокатское объединение имеют право рекламировать свою профессиональную деятельность, придерживаясь ограничений, установленных не только действующим законодательством о рекламе, но и этими Правилами.
Несмотря на то что в большинстве стран устанавливаются не только ограничения, но подчас и полный запрет на рекламу этой деятельности, вопрос о рекламировании адвокатской помощи окончательно не снимается и остается достаточно дискуссионным.
Согласно общему правилу, такая реклама не может вредить взаимоотношениям адвокатов и должна основываться на добросовестности, порядочности и доверии. Также в ней не могут содержаться оценочные характеристики адвокатов, отзывы других лиц о его работе, сравнения с другими адвокатами, заявления о достоверности успешного выполнения поручений и других заявлений, которые могут вызвать безосновательные надежды у клиентов. Большинство представителей адвокатского сообщества считают, что установление ограничений на рекламу не означает запрет на распространение информации, позволяющей познакомить клиентов с представителями такой правозащитной структуры, как адвокатура, и вообще предоставить более полные сведения об этой сфере права и бизнеса как существующим, так и потенциальным клиентам. Реклама — это, прежде всего, средство коммуникации, позволяющее передать сообщение потенциальным покупателям, прямой контакт с которыми не установлен.
Аргументами в пользу такого мнения могут служить выводы, сделанные Европейским судом справедливости в деле «Касадо Кока против Испании», при рассмотрении которого Суд определил критерии этичности рекламы адвокатских услуг. Так, суд пришел к выводу, что информация, содержащая имя, адрес, контактные телефоны адвоката, является гарантией свободы получения и распространения информации. Эти сведения об адвокате давали лицам, нуждающимся в правовой помощи, полезную для них информацию, облегчающую доступ к правосудию. Баланс между различными интересами, а именно: достоинством профессии, правом каждого получать информацию об оказываемой юридической помощи и предоставлением членам адвокатских объединений права рекламировать свою адвокатскую практику, является первостепенной задачей при рассмотрении вопроса о нарушении запрета или ограничения на рекламу адвокатских услуг. По словам вице-президента Союза адвокатов Украины Петра Бойко, ныне дисциплинарные комиссии более строго спрашивают с тех юристов, которые адвокатами не являются, однако любят называть себя таковыми в рекламных проспектах, на страницах журналов и газет. «В условиях конкуренции и рыночных отношений институт адвокатуры поставлен в явно невыгодное положение по сравнению с субъектами предпринимательской деятельности, оказывающими юридические услуги. Однако в большинстве случаев рекламирование адвокатской деятельности осуществляется в рамках действующего законодательства, кроме тех случаев, когда адвокат, пренебрегая такими принципами адвокатской этики, как добросовестность и корректность, заявляет о своем превосходстве над другими адвокатами или дает стопроцентную гарантию благополучного исхода судебного разбирательства», – говорит г-н Бойко. Очевидно, что в целях защиты интересов клиента реклама адвокатских услуг не должна давать необоснованные гарантии и надежды, указывать на «наличие влиятельных знакомых в органах власти и правоохранительных органах».
Однако есть и другая сторона медали. Реклама адвокатской деятельности в любой форме попросту оскорбляет достоинство профессии, она ставит юридическую помощь в один ряд с разнообразными бытовыми и деловыми услугами, что уже есть противоречие самим основам адвокатской деятельности. Допустимой информацией, не считающейся рекламой, является наличие в сведениях об адвокате упоминаний ученых званий, научных степеней, почетных званий, государственных наград, профессиональных премий.
Этична ли реклама адвоката?
«Говоря об этичности, мы сталкиваемся со следующими вопросами: «Могут ли нормы морали существовать в письменной форме? Обязательны ли они к выполнению? И кто будет контролировать их выполнение?». Только ответив на них, можно будет говорить о том, станут ли адвокатские или юридические компании на Украине придерживаться норм рекламирования деятельности адвокатов, установленных Правилами адвокатской этики», – отмечает партнер адвокатского объединения «ПРАВИС: Резников, Власенко и Партнеры» Сергей Власенко.
Очевидно, что недопустимы такие методы приобретения дел, как «перехват» клиентов у других адвокатов. Однако сегодня большинство правил этики имеют лишь декларативный характер, и многие адвокаты забывают о своем статусе, когда речь идет о вознаграждении за адвокатскую помощь.
Если обратиться к практике назначения адвокатов согласно статье 47 Уголовного кодекса Украины, то следует отметить, что не всегда такая процедура осуществляется в соответствии с нормами действующего законодательства и происходит через адвокатские объединения, что особенно часто имеет место в районных центрах. Иными словами, имеют место случаи, когда следователь или судья, ведущие уголовный процесс, рекомендуют и приглашают в качестве защитника определенное лицо. Отсутствие же полной информации о практикующих адвокатах в помещениях правоохранительных органах и судах лишь усугубляет ситуацию.
Также стоит отметить случаи, когда адвокаты являются учредителями хозяйственного общества и фактически не ограничены в рекламировании своих услуг, поскольку рекламируют субъект хозяйствования, а не частнопрактикующих адвокатов или адвокатское объединение, на которые распространяются Правила. Такой способ позволяет фактически игнорировать требования Правил и размещать рекламу без ограничений, в них предусмотренных.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…