27 декабря прошлого года Национальный банк Украины (НБУ) принял постановление № 144, которое касается инструментов регулирования ликвидности банковской системы. Данное постановление вступает в силу с отсрочкой — 2 мая 2018 года. Несмотря на то что постановление несет важные и значительные изменения в инструментах по долгосрочному поддержанию ликвидности в банках, предусматривает возможность формирования пула активов залога для получения кредитования от НБУ, хотелось бы отметить изменения относительно операций прямого РЕПО, а именно: возможный эффект, который повлечет данное изменение, а также последующие шаги для развития рынка РЕПО в целом.
Определение РЕПО
Операции прямого РЕПО в нашей стране не являются чем-то новым и представляют собой способ краткосрочного привлечения капитала для поддержания ликвидности. Они активно осуществлялись до сих пор, будучи простейшей формой привлечения средств, в том числе и банками путем купли-продажи ценных бумаг с последующим обязательством их выкупа (по цене и в сроки, которые оговариваются сторонами заранее).
По своей сути, операция РЕПО не является инструментом кредитования, но в экономическом контексте имеет функционал заимствования денежных средств и размещения ценных бумаг. Если брать операции РЕПО с участием НБУ и коммерческих банков, то они направлены на уравновешивание неожиданных колебаний ликвидности в банковской системе, которая в последние годы страдает нехваткой ликвидных активов. В придачу к вышесказанному рынок РЕПО играет важную посредническую роль в финансовой системе, выступая главным механизмом финансирования государственных ценных бумаг для поддержания их ликвидности.
Например, для поддержания ликвидности на короткий срок коммерческий банк может по договору с НБУ передать ему ценные бумаги (как правило, облигации внутреннего займа) взамен на средства, которые равны рыночной цене данных ценных бумаг, с последующим обязательством их выкупа в определенный срок с выплатой процентного дохода НБУ. Либо хозяйствующие субъекты могут совершить сделку по принципу «деньги взамен на ценные бумаги» с учетом рыночной стоимости ценной бумаги, сроков и ставки в процентах годовых.
Изменения
Проанализируем последние изменения в сфере регулирования операций прямого РЕПО с участием НБУ, и, конечно же, последующее влияние, которое может оказать данное изменение на практике.
Со 2 мая 2018 года на основании генерального договора РЕПО между НБУ и банком право собственности на ценные бумаги по операциям прямого РЕПО будет переходить к НБУ. Данное изменение прежде всего направлено на уменьшение рисков НБУ как кредитора.
Операции прямого РЕПО с государственными облигациями Украины будут осуществляться НБУ с соблюдением во время расчетов принципа «оплата против поставки ценных бумаг» или «поставка ценных бумаг против оплаты». В то же время операции прямого РЕПО с облигациями международных финансовых организаций могут осуществляться НБУ как с соблюдением во время расчетов принципа «поставка ценных бумаг против оплаты», так и без него.
Произошли изменения и в сфере обратной покупки (выкупа) банком ценных бумаг. Теперь цена устанавливается таким образом, чтобы доход за срок операции прямого РЕПО был равен процентному доходу, насчитанному на цену покупки по учетной ставке НБУ плюс два процентных пункта. Собственно, применена более простая и понятная схема по обратному выкупу ценных бумаг по сравнению с действующей, а также более прозрачные и общие правила по начислению дохода по ним.
Причины изменений
Как сообщает НБУ в своем официальном пресс-релизе, цель данных изменений — оживить вторичный рынок ценных бумаг, который в развитых странах занимает более 2/3 всего рынка ценных бумаг, а также уменьшить риски для НБУ.
В то же время финансовые аналитики полагают, что данный шаг направлен в пользу государственных банков, которые, к слову, занимают немногим более половины банковского рынка страны. Операции РЕПО могут стать способом монетизации облигаций внутреннего займа для государственных банков.
Также некоторые эксперты считают, что действия НБУ не будут иметь положительного результата из-за недоверия к национальным институтам, следовательно, существенного положительного эффекта не ожидается.
В любом случае изменения на рынке ценных бумаг нужны. На данный момент вторичный рынок ценных бумаг неустойчив, и его ликвидность очень зыбкая, а также наблюдается тренд к снижению активности участников и количества операций. Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) делает попытки очистить рынок от «токсичных активов» для приведения его в нормальное состояние и создания возможности его активизации.
Так, согласно аналитическим данным НКЦБФР, объем торгов на организованных рынках неуклонно снижается. Например, в 2016 году общий объем торгов составлял 226 млрд грн (по сравнению с 620 млрд грн в 2014 году — https://www.nssmc.gov.ua/analtika/analytics/). Неутешительная динамика просматривается и в аналитических показателях НКЦБФР на вторичном рынке в период с января по ноябрь 2016 года и с января по ноябрь 2017 года. Так, объем биржевых контрактов в 2017 году упал до отметки 177 852,55 млн грн по сравнению с показателем на уровне 209 502,24 млн грн в 2016 году.
Следовательно, шаги, направленные НБУ на оживление вторичного рынка ценных бумаг и рынка ценных бумаг в целом, являются весьма своевременными, если учитывать падение и неутешительную ситуацию на рынке в целом, но достаточно тяжело спрогнозировать, насколько они будут успешными и эффективными.
Ожидаемые изменения
Последующими действиями по улучшению регулирования операций РЕПО в нашей стране в связи с намерениями приблизить рынок РЕПО и ценных бумаг к общемировым стандартам, должны быть изменения, направленные на смягчение рисков (в том числе с учетом опыта иностранных государств в преодолении последствий кризиса 2008 — 2009 годов) и на стандартизацию докумен-
тооборота.
В частности, позитивный эффект на рынок могут оказать:
— законодательное урегулирование сделок РЕПО, поскольку отсутствуют нормы, регулирующие операции РЕПО без участия НБУ;
— разработка и утверждение украинского эквивалента GMRA (Global Master Repurchase Agreement), типового договора, который используется в сделках с ценным бумагами на Западе, в модели которого были учтены ошибки финансового кризиса прошлого десятилетия.
В то же время нужно учитывать, что рынок РЕПО и ценных бумаг не развит у нас среди субъектов хозяйствования (за исключением рынка прямого РЕПО с участием НБУ и банков) и находится по сути на стадии зарождения, если сравнивать с развитыми странами, такими как США и Соединенное Королевство. Последующее регулирование рынка РЕПО в нашей стране должно быть осторожным и последовательным, чтобы не допустить чрезмерного формализма, который не будет способствовать росту рынка. Вместе с тем дальнейшее развитие рынка РЕПО способно повысить ликвидность и стабильность финансовых рынков, создать эффективный ресурс для привлечения финансирования и улучшить движение капитала в стране.
САВИН Артур — юрист Lavrynovych & Partners Law Firm, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…