Прошло уже более двух месяцев с момента наступления предельного срока для введения в эксплуатацию положений части 4 статьи 216 Уголовного процессуального кодекса (УПК) Украины, которыми устанавливаются правила подследственности Государственного бюро расследований (ГБР). Но, несмотря на внушительный временной люфт (пять лет!), предусмотренный в УПК для начала работы ГБР, в отведенный дедлайн (до 20 ноября 2017-го) процессуальную деятельность новый орган досудебного расследования так и не начал. Не произошло этого и в последующие месяцы. После формирования руководящего звена Бюро — назначения на должность директора Романа Трубы, его первого заместителя — Ольги Варченко, заместителя — Александра Буряка (все трое, к слову, являются выходцами из органов прокуратуры) — кадровые поиски сотрудников ГБР продолжились.
Не так давно в разделе правительственного интернет-портала, посвященного ГБР (персонального официального сайта у Бюро пока что нет), появилась информация о запланированном на 1 февраля с.г. заседании соответствующей конкурсной комиссии. Одной из тем обсуждения заявлен вопрос о проведении конкурса по отбору кандидатов на занятие должностей руководителей подразделений центрального аппарата, директоров территориальных органов, руководителей и сотрудников подразделений внутреннего контроля центрального аппарата и территориальных органов Государственного бюро расследований. Поскольку подбор руководящих кадров для ГБР на конкурсной основе — процесс хлопотный и довольно длительный (только кадровые поиски директора ГБР продолжались порядка полутора лет!), очевидно, что свой второй фактический день рождения Бюро встретит в номинальном статусе и состоянии формирования. Напомним, что официальным годом рождения ГБР стал 2016-й: 1 марта позапрошлого года вступил в силу специальный закон, регулирующий его деятельность, после чего правительство приняло постановление о создании нового органа досудебного расследования.
На третьем году «жизни» ГБР ждут и нормотворческие сюрпризы. Перечитав законодательство, регулирующее его деятельность, парламентарии нашли нормотворческие препятствия для начала деятельности Бюро, связанные в том числе с существующими кадровыми алгоритмами, и предложили их устранить. Речь идет о законопроекте № 7450, инициированном группой народных депутатов, в числе которых и известные парламентские юристы — Елена Сотник и Леонид Емец. Авторы законодательной инициативы предлагают усовершенствовать отдельные положения некоторых законодательных актов с целью обеспечения эффективной деятельности Государственного бюро расследований и устранения коллизий между нормами действующих законодательных актов в этой сфере.
Условно предложенные изменения можно разделить на процессуальные (коррекция положений УПК Украины) и организационные: внесение изменений в профильный закон — «О Государственном бюро расследований» (Закон). В первом случае, в частности, предлагается урегулировать ситуацию, которая сложилась в связи с введением в действие части 4 статьи 216 УПК. Напомним, что после наступления часа «Ч» — 20 ноября 2017-го — прокуратура лишилась временных полномочий по расследованию преступлений, подследственных ГБР. У следователей прокуратуры осталось лишь право «дорасследования» начатых ими уголовных производств, подследственных ГБР, в течение не более двух лет. И поскольку в установленный УПК пятилетний срок ГБР так и не заработало, возникла патовая ситуация: досудебное расследование уголовных производств в отношении «особых» субъектов (правоохранителей, судей и высших государственных служащих) просто некому осуществлять. Выход из нее авторы законопроекта № 7450 видят в пролонгации срока (пусть и задним числом!) введения в эксплуатацию правил подследственности ГБР. Для этого они предлагают откорректировать положения пункта 1 заключительных положений УПК, прописав, что, цитируем, «часть 4 статьи 216 Кодекса вводится в действие с дня начала деятельности ГБР, а именно с дня, следующего за днем опубликования Государственным бюро расследований в газете «Урядовый курьер» информации о возможности обеспечения осуществления Бюро полномочий и выполнении функций, но не позднее 1 сентября 2018 года». То есть предусматривается некая процедура официализации — обнародование информации о возможности обеспечения осуществления ГБР своих процессуальных функций, дедлайн которой — первый день осени этого года.
Вместе с тем предлагается расширить перечень субъектов преступлений, подследственных ГБР (изменения части 4 статьи 216 УПК), включив в него, в частности, представителей Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, Квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров, Высшего совета правосудия, Высшей квалификационной комиссии судей Украины, судей Конституционного Суда Украины. Также авторы законодательной инициативы ратуют за то, чтобы предоставить Бюро право самостоятельно осуществлять снятие информации с транспортных телекоммуникационных сетей (коррекция части 4 статьи 263 УПК). Напомним, что такая возможность сейчас предоставляется исключительно сотрудникам органов Национальной полиции и органов безопасности.
Если говорить об усовершенствовании профильного законодательства, то наряду с локальной коррекцией и исправлением коллизий проектом № 7450 предусматриваются и концептуальные новации. Например, изменениями в положения статей 13 и 24 Закона предлагается передать полномочия по отбору директоров территориальных органов, руководителей подразделений центрального аппарата, руководителей и сотрудников подразделений внутреннего контроля центрального аппарата и территориальных органов ГБР от «внешней» конкурсной комиссии (ее состав формируют глава государства, парламент, правительство, квота каждого субъекта — три человека) к конкурсным комиссиям «внутренним», которые будет создавать директор ГБР. В составе последних предусматривается квота для представителей Совета общественного контроля при ГБР: во «внутренние» конкурсные комиссии должно входить не менее трети представителей, определенных указанным Советом.
Законодательной инициативой также подразумевается изменение статуса основной части сотрудников Государственного бюро расследований: из милитаризированного на государственный — статус государственного служащего. В этой части предложен следующий концепт (новая редакция части 1 статьи 14 Закона). К работникам ГБР относятся лица руководящего состава, государственные служащие, работники, заключившие трудовой договор с Бюро. Лицами руководящего состава являются работники подразделений обеспечения собственной безопасности, внутреннего контроля и оперативно-технических подразделений ГБР. При этом конкретизируется: оперативно-розыскную деятельность и досудебное расследование осуществляют работники Государственного бюро расследований, которые являются государственными служащими. Кроме того, Закон предложено дополнить новеллой — статьей 141, определив специальные звания лиц руководящего состава ГБР.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…