Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №6 (1050) » Читанные дни

Читанные дни

Перечитав законодательство, парламентарии нашли нормотворческие препятствия для начала деятельности ГБР и предложили их устранить

Прошло уже более двух месяцев с момента наступления предельного срока для введения в эксплуатацию положений части 4 статьи 216 Уголовного процессуального кодекса (УПК) Украины, которыми устанавливаются правила подследственности Государственного бюро расследований (ГБР). Но, несмотря на внушительный временной люфт (пять лет!), предусмотренный в УПК для начала работы ГБР, в отведенный дедлайн (до 20 ноября 2017-го) процессуальную деятельность новый орган досудебного расследования так и не начал. Не произошло этого и в последующие месяцы. После формирования руководящего звена Бюро — назначения на должность директора Романа Трубы, его первого заместителя — Ольги Варченко, заместителя Александра Буряка (все трое, к слову, являются выходцами из органов прокуратуры) — кадровые поиски сотрудников ГБР продолжились.

Не так давно в разделе правительственного интернет-портала, посвященного ГБР (персонального официального сайта у Бюро пока что нет), появилась информация о запланированном на 1 февраля с.г. заседании соответствующей конкурсной комиссии. Одной из тем обсуждения заявлен вопрос о проведении конкурса по отбору кандидатов на занятие должностей руководителей подразделений центрального аппарата, директоров территориальных органов, руководителей и сотрудников подразделений внутреннего контроля центрального аппарата и территориальных органов Государственного бюро расследований. Поскольку подбор руководящих кадров для ГБР на конкурсной основе — процесс хлопотный и довольно длительный (только кадровые поиски директора ГБР продолжались порядка полутора лет!), очевидно, что свой второй фактический день рождения Бюро встретит в номинальном статусе и состоянии формирования. Напомним, что официальным годом рождения ГБР стал 2016-й: 1 марта позапрошлого года вступил в силу специальный закон, регулирующий его деятельность, после чего правительство приняло постановление о создании нового органа досудебного расследования.

На третьем году «жизни» ГБР ждут и нормотворческие сюрпризы. Перечитав законодательство, регулирующее его деятельность, парламентарии нашли нормотворческие препятствия для начала деятельности Бюро, связанные в том числе с существующими кадровыми алгоритмами, и предложили их устранить. Речь идет о законопроекте № 7450, инициированном группой народных депутатов, в числе которых и известные парламентские юристы — Елена Сотник и Леонид Емец. Авторы законодательной инициативы предлагают усовершенствовать отдельные положения некоторых законодательных актов с целью обеспечения эффективной деятельности Государственного бюро расследований и устранения коллизий между нормами действующих законодательных актов в этой сфере.

Условно предложенные изменения можно разделить на процессуальные (коррекция положений УПК Украины) и организационные: внесение изменений в профильный закон — «О Государственном бюро расследований» (Закон). В первом случае, в частности, предлагается урегулировать ситуацию, которая сложилась в связи с введением в действие части 4 статьи 216 УПК. Напомним, что после наступления часа «Ч» — 20 ноября 2017-го — прокуратура лишилась временных полномочий по расследованию преступлений, подследственных ГБР. У следователей прокуратуры осталось лишь право «дорасследования» начатых ими уголовных производств, подследственных ГБР, в течение не более двух лет. И поскольку в установленный УПК пятилетний срок ГБР так и не заработало, возникла патовая ситуация: досудебное расследование уголовных производств в отношении «особых» субъектов (правоохранителей, судей и высших государственных служащих) просто некому осуществлять. Выход из нее авторы законопроекта № 7450 видят в пролонгации срока (пусть и задним числом!) введения в эксплуатацию правил подследственности ГБР. Для этого они предлагают откорректировать положения пункта 1 заключительных положений УПК, прописав, что, цитируем, «часть 4 статьи 216 Кодекса вводится в действие с дня начала деятельности ГБР, а именно с дня, следующего за днем опубликования Государственным бюро расследований в газете «Урядовый курьер» информации о возможности обеспечения осуществления Бюро полномочий и выполнении функций, но не позднее 1 сентября 2018 года». То есть предусматривается некая процедура официализации — обнародование информации о возможности обеспечения осуществления ГБР своих процессуальных функций, дедлайн которой — первый день осени этого года.

Вместе с тем предлагается расширить перечень субъектов преступлений, подследственных ГБР (изменения части 4 статьи 216 УПК), включив в него, в частности, представителей Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, Квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров, Высшего совета правосудия, Высшей квалификационной комиссии судей Украины, судей Конституционного Суда Украины. Также авторы законодательной инициативы ратуют за то, чтобы предоставить Бюро право самостоятельно осуществлять снятие информации с транспортных телекоммуникационных сетей (коррекция части 4 статьи 263 УПК). Напомним, что такая возможность сейчас предоставляется исключительно сотрудникам органов Национальной полиции и органов безопасности.

Если говорить об усовершенствовании профильного законодательства, то наряду с локальной коррекцией и исправлением коллизий проектом № 7450 предусматриваются и концептуальные новации. Например, изменениями в положения статей 13 и 24 Закона предлагается передать полномочия по отбору директоров территориальных органов, руководителей подразделений центрального аппарата, руководителей и сотрудников подразделений внутреннего контроля центрального аппарата и территориальных органов ГБР от «внешней» конкурсной комиссии (ее состав формируют глава государства, парламент, правительство, квота каждого субъекта — три человека) к конкурсным комиссиям «внутренним», которые будет создавать директор ГБР. В составе последних предусматривается квота для представителей Совета общественного контроля при ГБР: во «внутренние» конкурсные комиссии должно входить не менее трети представителей, определенных указанным Советом.

Законодательной инициативой также подразумевается изменение статуса основной части сотрудников Государственного бюро расследований: из милитаризированного на государственный — статус государственного служащего. В этой части предложен следующий концепт (новая редакция части 1 статьи 14 Закона). К работникам ГБР относятся лица руководящего состава, государственные служащие, работники, заключившие трудовой договор с Бюро. Лицами руководящего состава являются работники подразделений обеспечения собственной безопасности, внутреннего контроля и оперативно-технических подразделений ГБР. При этом конкретизируется: оперативно-розыскную деятельность и досудебное расследование осуществляют работники Государственного бюро расследований, которые являются государственными служащими. Кроме того, Закон предложено дополнить новеллой — статьей 141, определив специальные звания лиц руководящего состава ГБР.

 

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

VOX POPULI

Самое важное

Процедурное сознание

Акцент

Конкретное преимущество

Государство и юристы

Сок моратория

Служба поддержки

Условная дискриминация

Испытать возмещение

Государство и юристы

Новости законотворчества

Усовершенствуется проведение кассовых операций банками

Предлагается вернуть гарантии шахтерским семьям

Доступ переселенцев к жилью упростят

Государство и юристы

Читанные дни

Новости из зала суда

Судебная практика

Чиновник не добился отмены приказов о его увольнении по «люстрационному» законодательству

«Автомайдан» выиграл спор с ВСП о непредоставлении информации о зарплатах

Новости юридических фирм

Частная практика

Aequo вошла в золотую лигу ведущих юрфирм в сфере интеллектуальной собственности по версии WTR 1000 2018

Spenser & Kauffmann консультирует китайскую компанию в связи с инвестиционным проектом на Украине

Украина ввела окончательную антидемпинговую пошлину на импорт арматуры и катанки из Российской Федерации

Офис ILF в Киеве возглавит Екатерина Заславская

ЮФ «Ильяшев и Партнеры» — юридический советник IMMER Group в связи с получением финансирования IFC

CMS консультирует ЕБРР относительно проекта по улучшению энергоэффективности

ЮФ Asters усилила команду практики частных клиентов

AVELLUM консультирует акционера банка «Центр» относительно увеличения уставного капитала

Директор ЮА «Абсолют» стал главой Правового комитета Европейской Бизнес Ассоциации

EUCON защитил интересы АСК «Укрречфлот» в налоговом споре

ПЮА «Дубинский и Ошарова» продолжает оставаться среди топ-лидеров в сфере интеллектуальной собственности — WTR 1000, 2018

Отрасли практики

Безопасность трудна

Минорный вклад

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

Опытный образец

Самое важное

Оценочная шкала

Официальная делегация

Аудит исков

Оставить блок

Судебная практика

Акционный период

Судебная практика

Судебные решения

Об основаниях для уменьшения размера отрицательного значения суммы НДС

Судебная практика

Ключ к предмету

Судебная практика

Судебные решения

Изменение подчиненности предприятия, учреждения, организации не прекращает действия трудового договора

Ограничения условиями консорциумного договора права сторон на заключение других сделок нарушает баланс интересов сторон

Судебная практика

Получить упрощение

Судебная практика

Судебные решения

О нюансах исправления описки в судебном решении

Тема номера

Блокмастер

Полевой прием

Финансовый отсчет

Заново водиться

Расти, РЕПО

Частная практика

Вывод из ситуации

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: