В правительстве только и разговоров, что о грядущем прорыве в аграрном секторе, активно поспособствовать которому намерено государство. Планируется внедрение различных программ прямой поддержки фермеров, предоставление налоговых льгот и компенсаций, удешевление кредитов. Большим подспорьем для развития сельского хозяйства Украины станет и реформа сферы страхования с государственной поддержкой. Недавно парламентский комитет по вопросам аграрной политики и земельных отношений определился с вариантом такой реформы и дал добро на принятие проекта Закона «О государственной поддержке сельскохозяйственного страхования» (№ 6355-1). Некоторые положения схожего законопроекта № 6355 «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой» депутаты могут учесть при дальнейшей подготовке одобренного документа ко второму чтению.
Оба законопроекта направлены на усиление защиты имущественных интересов агропроизводителей, однако между ними есть концептуальные различия. Законопроектом № 6355 предусматривается дальнейшее функционирование Аграрного страхового пула как единого добровольного объединения страховщиков, осуществляющих страхование сельхозпродукции с государственной финансовой поддержкой, а законопроект № 6355-1 предлагает кардинально реформировать существующую модель господдержки — путем создания Государственного агентства сельскохозяйственного страхования.
Страховая кампания
Действующая модель государственной помощи сельхозтоваропроизводителям предусмотрена Законом Украины 2012 года «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой» и сводится к возмещению государством части страховой премии. Страхователи могут получить такое возмещение, если страховой договор заключен со страховщиком, который является участником Аграрного страхового пула.
«Согласно официальной статистике, на дату внесения законопроекта существовали 47 страховых компаний с лицензией на страхование сельскохозяйственной продукции, и только четыре из них были в пуле (их страховку могло субсидировать государство), — отмечает Виктор Комзюк, юрист Aequo. — Отчасти такая ситуация могла сложиться потому, что участники пула страховщиков сами принимали решения о включении новых членов — своих потенциальных конкурентов».
Таким образом, сельскохозяйственные товаропроизводители, желающие получить государственную помощь, значительно ограничены в выборе, и ситуация усугубляется тем, что страховщики из пула предоставляют уровень выплат ниже среднего. Да и в целом механизм получения государственной поддержки является сложным и затратным как для аграриев, так и для государства.
По мнению Виктора Комзюка, предлагаемые изменения принесут пользу и аграрному рынку, и страховому: «Одним из главных результатов реформирования системы должно стать увеличение количества страховщиков, которые могут участвовать в программе государственной поддержки аграриев. В этом случае аграрии выиграют от улучшения сервиса (в том числе от упрощения получения компенсации при наступлении страхового случая) и уменьшения цены страховок. Также много функций Аграрного страхового пула (ведение баз данных, мониторинг рынка и т.п.) перейдет к Государственному агентству сельскохозяйственного страхования. Такая концентрация полномочий по поддержке аграриев в специализированном органе позволит использовать государственные деньги более эффективно».
Итак, законопроект № 6355-1 предусматривает создание Государственного агентства сельскохозяйственного страхования (Агентство). Среди основных полномочий Агентства — реализация госполитики в сфере сельхозстрахования с государственной поддержкой; подготовка прогнозных объемов расходов госбюджета для государственного субсидирования агрострахования; разработка порядка субсидирования и стандартизированных страховых продуктов; информирование участников рынка о правилах страхования; создание и ведение централизованных баз данных сельскохозяйственного страхования и т.д.
Финансирование Агентства будет осуществляться за счет средств государственного бюджета, пассивных доходов по использованию имущества, а также других источников, не запрещенных законодательством. Средства, передаваемые государством как государственная финансовая поддержка сельхозстрахования, не относятся к имуществу, переданному в хозяйственное ведение Агентства, и учитываются на отдельном счете Агентства в государственном банке до момента передачи их на соответствующие цели.
Страхователями в сельскохозяйственном страховании с государственной поддержкой являются физические лица — предприниматели и юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, которые являются резидентами Украины, осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, не находятся на стадии ликвидации и в отношении которых не возбуждено дело о банкротстве.
Согласно законопроекту, государственная поддержка будет осуществляться путем субсидирования страхового платежа — предоставления субсидии для оплаты части страхового платежа по договорам сельскохозяйственного страхования (заключенным на основании стандартизированных договоров), а также посредством предоставления других видов государственной поддержки, установленных законом или правительством. В проекте говорится, что договоры страхования с государственным субсидированием заключаются с помощью информационной системы с предварительным резервированием средств для субсидирования части страхового платежа. Страхование с субсидированием осуществляется по стандартизированным страховым продуктам, которые разработает Агентство.
«Законопроектом предложена новая система возмещения страховых платежей. Новый порядок предусматривает перечисление части денег за страховку напрямую Государственным агентством сельскохозяйственного страхования страховщику по его запросу. Такой механизм позволит избежать существующих задержек с возвратом части страховых платежей в форме субсидий», — подчеркивает Виктор Комзюк.
В состоянии эффекта
Новации в страховании будут полезными и эффективными для аграриев, уверены эксперты, в том числе и представители сельскохозяйственного рынка. Различные отраслевые ассоциации не раз позитивно характеризовали предложенный вариант реформирования, согласны с таким мнением и юристы.
Принятие законопроекта № 6355-1 станет важным и ожидаемым событием для агробизнеса Украины, поскольку действующая модель регулирования агрострахования с государственной поддержкой, введенная в 2012 году, фактически показала свою недееспособность, отмечает Андрей Чекалов, юрист Pavlenko Legal Group. «Рекомендованный законопроект предусматривает изменение концепции государственной поддержки сельскохозяйственного страхования. Предусматривается создание Государственного агентства сельскохозяйственного страхования, которое будет инструментом предоставления финансовой помощи страхователям и центром разработки стандартизированных страховых продуктов. Что немаловажно — предусматривается отход от модели с участием страхового пула, то есть страхователь сможет заключать договор с любой страховой компанией, которую сам выберет, при условии, что она предоставляет в установленном законом порядке соответствующий стандартизированный страховой продукт. При этом государством субсидируется часть страховой премии, что избавляет производителей от необходимости извлечения средств из хозяйственной деятельности на оплату страховой премии в полном объеме», — анализирует юрист.
При этом Андрей Чекалов обращает внимание, что не все нормы законопроекта № 6355-1 прописаны качественно: «Имеются пробелы в вопросах порядка заключения договора страхования. Например, не определены такие вопросы: может ли страховщик отказать страхователю в принятии заявления и на каких основаниях; сроки, в которые страхователь должен подать заявление о страховании, а также сроки, в которые стороны должны заключить договор страхования; каким образом Агентство принимает решение о принятии или отклонении заявления. Кроме того, более подробно следует урегулировать вопросы государственного контроля за соблюдением страховщиками предусмотренных законом требований, в том числе относительно формирования и размещения ими резервов».
«Несмотря на имеющиеся недостатки и упущения, в целом законопроект предусматривает прогрессивную и проверенную во многих странах концепцию регулирования такого круга вопросов. В связи с этим предлагаемые проектом нормы имеют все шансы на практике поспособствовать развитию агрострахования на Украине и, как следствие, агробизнеса в целом», — оптимистически настроен г-н Чекалов.
В свою очередь, авторы законопроекта также высказывают некоторые опасения, связанные с организационными трудностями реализации новаций, что указано в пояснительной записке. Риском невыполнения поставленной цели может быть несоздание Агентства, поэтому в заключительных и переходных положениях документа предусмотрено, что до создания Агентства его функции будет выполнять Министерство аграрной политики и продовольствия Украины.
Положительный экономический эффект от реализации закона в полной мере ожидается на длительном временном интервале — до десяти лет, отмечается в пояснительной записке, поскольку в таком периоде лучше проявляются погодные колебания, а результаты зависят от объемов финансовой помощи на сельскохозяйственное страхование. В то же время уже в первый год после начала деятельности Агентства можно будет наблюдать положительные результаты. А когда уровень страховых выплат по договорам сельскохозяйственного страхования достигнет отметки 50 %, это будет означать, что сельскохозяйственные товаропроизводители получают реальную страховую защиту.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…