Развитие новейших технологий и массовое использование интернет-ресурсов обусловило значительный рост популярности услуг по проведению онлайн-расчетов. Только в течение 2016 — 2017 годов число финансовых учреждений, которые получили лицензию Национального банка Украины (НБУ) на перевод средств в национальной валюте без открытия счетов (лицензия на перевод средств), увеличилось почти в два раза: с 33 до 61.
Значительное увеличение рынка денежных переводов не осталось без внимания НБУ, который в свою очередь начал проводить ряд мероприятий по повышению стандартов корпоративного планирования и бизнес-структурирования финансовых учреждений до уровня банковского сектора, а также усилил контроль с целью допущения на рынок исключительно платежеспособных компаний.
Важным шагом в данном направлении стало проведение проверок структуры собственности финансовых учреждений на предмет их соответствия законодательству путем направления официальных запросов о предоставлении дополнительной информации в разрезе финансового состояния учредителей и наличия у них официальных источников происхождения средств, а также безупречной деловой репутации.
Подтверждение прозрачности структуры собственности
Еще недавно контроль НБУ за подтверждением прозрачности структуры собственности и раскрытием всех реальных конечных бенефициарных собственников осуществлялся исключительно в отношении коммерческих банков. Сегодня на финансовом рынке присутствует значительное количество финансовых учреждений, для которых характерно следующее:
— циклическая структура собственности, не позволяющая установить всех конечных собственников существенного участия, при этом все или некоторые ключевые участники участвуют друг в друге на одном или нескольких уровнях владения корпоративными правами;
— наличие трастовых конструкций, то есть владение/управление корпоративными правами осуществляется на основании трастового договора или трастовой декларации;
— собственники прямого/косвенного существенного участия не имеют согласований/разрешений на приобретение доли в финансовом учреждении;
— официальная информация о структуре собственности не соответствует реальной ситуации в компании.
С учетом нормативных требований Национального банка структура собственности таких компаний является непрозрачной и им не соответствует.
Вместе с тем несоответствие структуры собственности и/или владельцев существенного участия финансового учреждения служит основанием для приостановления действия лицензии на перевод средств на срок до одного года или ее отзыва, аннулирования.
Таким образом, одними из ключевых требований Национального банка к финансовым учреждениям являются:
— наличие прозрачной структуры собственности, которая дает возможность определить всех лиц, имеющих прямое и/или косвенное существенное участие, всех ключевых участников компании и юридических лиц, которые входят в корпоративную структуру, характер взаимосвязей между лицами, указанными выше;
— наличие согласований Нацкомфинуслуг на приобретение/увеличение существенного участия;
— отсутствие трастовых конструкций.
Финансовые учреждения обязаны ежегодно до 1 февраля текущего года подтверждать прозрачность и действительность своей структуры собственности путем подачи в Национальный банк соответствующих документов и информации.
Подтверждение платежеспособности и источников происхождения средств
Платежеспособность финансовых учреждений и подтверждение источников происхождения средств — важные элементы в обеспечении стабильной работы финансового рынка и надлежащего оказания услуг небанковскими финансовыми учреждениями.
Контроль соблюдения данного требования можно условно разделить на два этапа.
Первый этап — подтверждение платежеспособности и источников происхождения средств финансового учреждения.
Согласно нормативным требованиям Нацкомфинуслуг, финансовая компания обязана иметь собственный капитал в размере не менее 3 млн грн в случае предоставления одной финансовой услуги и не менее 5 млн грн в случае предоставления двух финуслуг и более.
При этом финансовые компании, имеющие лицензии Национального банка на перевод средств, дополнительно обязаны подтвердить:
— отсутствие задолженности по уплате налогов и сборов;
— отсутствие финансовых инвестиций в капитале ключевых участников, суммарный размер которых превышает 25 % ее собственного капитала;
— отсутствие нарушения финансовых обязательств в течение последнего года относительно любого банка или другого юридического/физического лица в сумме, превышающей 300 тыс. грн;
— источники формирования уставного капитала;
— обоснованность финансовых инвестиций, размер которых составляет более 10 % активов компании;
— действительность дебиторской задолженности.
Еще одним важным элементом в данном вопросе является соответствие финансового состояния компании утвержденному ею бизнес-плану на ближайшие три года и возможность покрытия планируемых расходов. В связи с этим финансовое учреждение обязано иметь на своих счетах денежные средства в размере, достаточном для выполнения задач бизнес-плана первого года, но в размере, не меньшем 500 тысяч гривен.
Второй этап — подтверждение платежеспособности и источников происхождения средств ключевых участников и физических лиц — конечных бенефициарных собственников.
Согласно действующему законодательству, Национальный банк имеет право инициировать проверку подлинности структуры собственности финансового учреждения и запрашивать дополнительные документы относительно ключевых участников и конечных бенефициарных собственников компании, в том числе об их финансовом состоянии и источниках происхождения средств.
Основанием для такой проверки служит выявление признаков, свидетельствующих о наличии номинальных (доверительных) собственников, владеющих корпоративными правами финансового учреждения в интересах и в пользу других лиц, выполняющих юридически значимые действия, руководствуясь исключительно инструкциями и указаниями.
Отдельно стоит отметить, что четкий перечень документов, подтверждающих действительность структуры собственности финансового учреждения, Национальным банком не установлен. В каждом случае структура компании рассматривается регулятором индивидуально.
Анализ практики работы с данным сегментом финансовых учреждений за последние несколько лет позволяет выделить следующий перечень:
— относительно учредителей/конечных бенефициарных собственников — юридических лиц: финансовая отчетность за последние периоды, справки из банков о наличии средств, информация аудитора относительно источников происхождения собственных средств, за счет которых формировался уставный капитал финансовой компании (или приобретались корпоративные права), другие документы, подтверждающие источники средств (договоры продажи движимого/недвижимого имущества, ценных бумаг);
— относительно учредителей/конечных бенефициарных собственников — физических лиц: копии деклараций об имущественном состоянии и доходах с отметками налоговой, справка налоговой о доходах и размере уплаченных налогов за период, за который подана налоговая декларация, справка налоговой о наличии/отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов, другие документы, подтверждающие источники средств (договоры продажи движимого/недвижимого имущества, ценных бумаг и пр.).
В случае непредоставления указанных документов и/или предоставления любой недостоверной информации НБУ имеет право применить санкции в виде приостановления, отзыва или аннулирования выданной лицензии.
Подтверждение деловой репутации
Согласно регуляторным требованиям Национального банка, финансовое учреждение, которое планирует осуществлять или осуществляет деятельность по переводу денежных средств, обязано подтвердить свою деловую репутацию, а также безупречную деловую репутацию управленческого персонала и собственников существенного участия (конечных бенефициарных собственников) за последние десять лет.
Основными критериями подтверждения деловой репутации являются следующие:
— отсутствие санкций со стороны других стран;
— отсутствие связей с лицами, занимающимися террористической деятельностью;
— отсутствие факта подачи НБУ и другому госоргану недостоверной информации;
— отсутствие судимости за совершение умышленных преступлений.
В числе признаков отсутствия деловой репутации можно назвать участие финансового учреждения, его руководителей и/или собственников существенного участия во владении или управлении банком, который отнесен к категории неплатежеспособных или у которого отозвана лицензия на осуществление банковской деятельности, а также финансовым учреждением, в котором назначена временная администрация, аннулированы (отозваны) лицензии или которое исключено из Государственного реестра финансовых учреждений.
При этом стоит отметить, что критерии НБУ фактически ставят условия неразрывной связи деловой репутации финансового учреждения с деловой репутацией его владельцев и управленческого персонала. А потому лица, которые допускают нарушения на банковском и небанковском финансовом рынке и к которым были применены соответствующие санкции, фактически не будут иметь возможности работать в данном сегменте рынка.
Таким образом, сегодня Национальный банк Украины применяет меры по формированию новых стандартов работы деятельности финансового рынка. И действующие финансовые учреждения и учреждения, которые планируют осуществлять деятельность по переводу средств, должны провести соответствующие комплаенс-процедуры с целью выявления имеющихся нарушений в сфере корпоративного и финансового структурирования, а также минимизации возможных рисков в будущем.
МИХАЛЬЧЕНКО Инесса — младший партнер Gryphon Group, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…