Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №6 (1050) » Испытать возмещение

Испытать возмещение

После испытания на практике Минфин рекомендовал применять процедуру автоматического возмещения НДС и по заявлениям, поданным до 1 февраля 2016 года

Новый порядок ведения реестра заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость (НДС), утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 25 января 2017 года № 26, казалось бы, установил равные условия для всех налогоплательщиков. И действительно, большая часть проблем, существовавших в 2016 году, новым порядком была решена.

Напомним, что с 1 февраля 2016 года действовала норма, предусматривающая создание двух реестров: реестра заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения налогоплательщикам, соответствующим критериям пункта 200.19 статьи 200 Налогового кодекса (НК) Украины, и реестра заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения налогоплательщикам, которые не соответствуют критериям пункта 200.19 статьи 200 НК Украины. Это была первая попытка вывести возмещение НДС на автоматический уровень, но уже в первые месяцы работы система себя не оправдала. Бизнес сразу заявил о коррупционной составляющей, присутствующей и на этапе подачи заявки на возмещение, и на этапе принятия решения о возмещении НДС налоговым органом.

Спустя год заработала новая система автоматического возмещения НДС, которая все же решила поставленные перед ней задачи, о чем может свидетельствовать практически полное отсутствие жалоб в Совете бизнес-омбудсмена по части возмещения НДС.

Тем не менее не все налогоплательщики оказались удовлетворены, поскольку по заявлениям, которые были поданы до 1 февраля 2016 года, бюджетное возмещение не проводилось. Для обеспечения равных условий всем налогоплательщикам и разрешения данной проблемы Министерство финансов Украины разработало соответствующий законопроект, который в последующем был одобрен правительством и подан на рассмотрение Верховного Совета Украины. Речь идет о проекте Закона Украины «О внесении изменений в подраздел 2 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно Временного реестра заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения» № 7518.

Напомним, что в соответствии с указанной в названии законопроекта нормой до 1 февраля 2017 года центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику, регистрирует в хронологическом порядке поступившие заявления о возврате суммы бюджетного возмещения НДС, поданных до 1 февраля 2016 года, по которым по состоянию на 1 января 2017 года суммы налога на добавленную стоимость не возмещены из бюджета, во Временном реестре заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения (Временный реестр).

Тем не менее, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» не предусмотрены финансовые ресурсы для бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость по заявлениям, включенным во Временный реестр, и распределение сумм таких ресурсов между Временным реестром и Реестром заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения НДС.

По сути законопроект предлагает дополнить норму новым положением, в соответствии с которым данные относительно согласованной суммы бюджетного возмещения по заявлениям, по которым до 1 февраля 2017 года не завершены процедуры административного или судебного обжалования, вносятся в указанный реестр контролирующим органом на следующий рабочий день после получения решения по результатам окончания процедуры административного обжалования или решения суда, вступившего в законную силу.

Кроме того, на основании данных Временного реестра орган, осуществляющий казначейское обслуживание бюджетных средств, в течение пяти операционных дней со дня, следующего за днем отображения согласованной суммы в указанном реестре, перечисляет такую сумму с бюджетного счета на текущий банковский счет плательщика налога в обслуживающем банке.

В случае наличия у налогоплательщика налогового долга бюджетному возмещению подлежит заявленная сумма налога, уменьшенная на сумму такого налогового долга.

Таким образом, введение предложенных норм должно обеспечить соблюдение прав и равных условий налогоплательщиков при применении положений Кодекса относительно возмещения сумм налога на добавленную стоимость из государственного бюджета Украины по заявлениям, поступившим до 1 февраля 2016 года, по которым по состоянию на 1 января 2017 года суммы налога на добавленную стоимость не возмещены. Данная инициатива профильного министерства ликвидирует существующие пробелы в законодательстве и действительно позволит окончательно разблокировать возмещение НДС для такой категории налогоплательщиков.


Мнение

Заявлен возместить

Александр МИНИН, старший партнер ЮФ «КМ Партнеры»

Данный за­конопроект касается возмещения НДС по заявкам, поданным до 1 февраля 2016 года, по которым по состоянию на 1 января 2017 года не было проведено возмещение. Фактически с 1 января 2017 года возмещение НДС по этим заявкам заморожено. Требования пункта 56 раздела переходных положений НК Украины, который вступил в силу с 1 января 2017 года, так и не выполнены. Как видим, задержка с формированием и опубликованием Временного реестра составляет уже год.

Официальных объяснений, почему задерживается формирование и опубликование Временного реестра, нет. Часто приходится слышать, что проблема заключается в неудовлетворительном состоянии баз данных налоговой по тем периодам, то есть неполучение налогоплательщиками после 1 января 2017 года возмещения НДС по тем старым заявкам вызваны в первую очередь проблемами внутри самих государственных органов, и не только ГФС, но и Минфина, который по закону должен обеспечить публикацию этого Временного реестра, чего не было сделано. И нет официальных данных, сколько же НДС может подлежать возмещению.

От претензий указанные органы пытаются отбиваться аргументом, что даже при наличии Временного реестра возмещение не проводилось бы, поскольку по закону возмещение должно быть в пределах сумм НДС, заявленных к возмещению согласно закону о государственном бюджете на соответствующий год (в рамках которых Кабинет Министров Украины устанавливает распределение между Временным и текущим Реестром заявок по возмещению НДС), а закон о госбюджете ни на 2017-й, ни на 2018 год такой нормы не устанавливает. Это не совсем так, поскольку закон о госбюджете предусматривает НДС к возмещению, но не отдельной строкой, а как вычет, устанавливая чистую сумму от поступлений в бюджет.

Однако, чтобы снять и этот вопрос, указанный законопроект может стать весьма полезным. В целом расцениваю его как инструмент, который поможет наконец-то разблокировать возмещение НДС по предыдущим заявкам.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

VOX POPULI

Самое важное

Процедурное сознание

Акцент

Конкретное преимущество

Государство и юристы

Сок моратория

Служба поддержки

Условная дискриминация

Испытать возмещение

Государство и юристы

Новости законотворчества

Усовершенствуется проведение кассовых операций банками

Предлагается вернуть гарантии шахтерским семьям

Доступ переселенцев к жилью упростят

Государство и юристы

Читанные дни

Новости из зала суда

Судебная практика

Чиновник не добился отмены приказов о его увольнении по «люстрационному» законодательству

«Автомайдан» выиграл спор с ВСП о непредоставлении информации о зарплатах

Новости юридических фирм

Частная практика

Aequo вошла в золотую лигу ведущих юрфирм в сфере интеллектуальной собственности по версии WTR 1000 2018

Spenser & Kauffmann консультирует китайскую компанию в связи с инвестиционным проектом на Украине

Украина ввела окончательную антидемпинговую пошлину на импорт арматуры и катанки из Российской Федерации

Офис ILF в Киеве возглавит Екатерина Заславская

ЮФ «Ильяшев и Партнеры» — юридический советник IMMER Group в связи с получением финансирования IFC

CMS консультирует ЕБРР относительно проекта по улучшению энергоэффективности

ЮФ Asters усилила команду практики частных клиентов

AVELLUM консультирует акционера банка «Центр» относительно увеличения уставного капитала

Директор ЮА «Абсолют» стал главой Правового комитета Европейской Бизнес Ассоциации

EUCON защитил интересы АСК «Укрречфлот» в налоговом споре

ПЮА «Дубинский и Ошарова» продолжает оставаться среди топ-лидеров в сфере интеллектуальной собственности — WTR 1000, 2018

Отрасли практики

Безопасность трудна

Минорный вклад

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

Опытный образец

Самое важное

Оценочная шкала

Официальная делегация

Аудит исков

Оставить блок

Судебная практика

Акционный период

Судебная практика

Судебные решения

Об основаниях для уменьшения размера отрицательного значения суммы НДС

Судебная практика

Ключ к предмету

Судебная практика

Судебные решения

Изменение подчиненности предприятия, учреждения, организации не прекращает действия трудового договора

Ограничения условиями консорциумного договора права сторон на заключение других сделок нарушает баланс интересов сторон

Судебная практика

Получить упрощение

Судебная практика

Судебные решения

О нюансах исправления описки в судебном решении

Тема номера

Блокмастер

Полевой прием

Финансовый отсчет

Заново водиться

Расти, РЕПО

Частная практика

Вывод из ситуации

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: