Префектная форма — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №32 (920) » Префектная форма

Префектная форма

Оперативное оглашение Конституционным Судом Украины (КСУ) заключения относительно конституционных изменений в части децентрализации вызвало небывалый резонанс в обществе и политикуме. Мы решили провести собственный анализ заключения № 2-в/2015 от 30 июля 2015 года и изменений, чтобы разобраться в сути претензий к КСУ.

Первое, что вменяется КСУ, — чрезмерная оперативность рассмотрения дела: 27 июля 2015 года КСУ приступил к рассмотрению в порядке письменного производства обращения Верховного Совета Украины о соответствии законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины относительно децентрализации власти требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины, а 31 июля уже было официально обнародовано принятое днем ранее заключение.

Впрочем, винить КСУ в этом не стоит. Небезызвестно, что с 4 августа в КСУ осталось только 13 полномочных судей (у судей Петра Стецюка и Василия Бринцева истек девятилетний срок полномочий, а Виктор Шишкин воспользовался своим правом на отставку двумя неделями ранее). В это же время Председатель КСУ Юрий Баулин находился на стационарном лечении после резонансного ДТП. То есть реально работать в августе в КСУ смогли бы только 12 судей, что равно минимальному кворуму для проведения пленарных заседаний. При этом количество голосов, необходимых для принятия решений, в любом случае равно 10. Следовательно, собрать заседание и провести эффективное голосование будет сложно. Есть еще один фактор — чтобы не испытывать проблем с кворумом, обычно судьи КСУ в августе в полном составе уходят в отпуск. Это повсеместная практика для многих подобных органов. Так мог ли КСУ отложить решение этого вопроса до сентября? Скорее всего, промедление вызвало бы примерно такую же реакцию, как и чрезмерная оперативность.

Если говорить о заявлениях, что судьбу Донбасса решил тот же суд, который помог Виктору Януковичу узурпировать власть, то они не выдерживают никакой критики. Тот же суд — только по названию. Что касается персонального состава, то из 14 судей, которые принимали заключение, лишь половина участвовала в рассмотрении дела об отмене изменений в Конституцию в сентябре 2010 года. Причем один из них — Петр Стецюк — изложил тогда отдельное мнение. Так что заключение № 2-в/2015 принималось частично уже и судьями, пришедшими в КСУ после Революции достоинства. К слову, на момент написания настоящего материала были обнародованы отдельные мнения четырех судей: Михаила Гультая, Николая Мельника, Сергея Саса и Игоря Слиденко. К ним мы будем обращаться при анализе непосредственно изменений.

Работу КСУ по предоставлению заключения можно назвать технической. По крайней мере он старается максимально формально подойти к вопросу. Рассмотрение обращения Верховного Совета не стало исключением и в этот раз.

Что касается соответствия статье 158 Конституции Украины, то, конечно, у КСУ нет никаких инструментов, кроме как проверить, когда были внесены последние изменения в Основной Закон.

Со статьей 157 не все так формально. Она содержит две части. Первая запрещает сужать объем прав и свобод гражданина, а вторая — вносить изменения в условиях военного или чрезвычайного положения в государстве или на отдельных его территориях.

Факт наличия военных действий на территории Украины неоспорим. Украинских граждан призывают на военную службу, а участникам АТО присваивают статус участников боевых действий. Но все же формально ни военное, ни чрезвычайное положение на территории Украины полностью или частично не введены. Нет такого Указа Президента Украины и нет соответствующего одобрения Верховного Совета Украины, так что юридически нет военного положения и формальных препятствий для изменений Основного Закона.

Собственно, это дает ответ на вопрос, почему такое положение не введено — нельзя было бы проводить выборы и менять правила жизни на конституционном уровне.

Как отмечает в своем отдельном мнении Николай Мельник, КСУ формально подошел к вопросу соответствия проекта части 2 статьи 157 Конституции, ссылаясь на особый конституционный порядок его введения. При этом КСУ не обеспокоился анализом реальной ситуации. На это также обратил в своем отдельном мнении и судья Игорь Слиденко, отметив, что КСУ проигнорировал наличие в правовом поле Украины целого ряда нормативно-правовых актов, в том числе международных, нацеленных на обеспечение функционирования Украины в условиях вооруженной агрессии.

Впрочем, представляется, что не соответствие проекта закона этой норме смутило общество и политиков, а скорее суть изменений. Формально, безусловно, КСУ может быть прав в том, что не нашел ничего, напрямую угрожающего правам и свободам человека и гражданина, независимости и территориальной целостности Украины. Но такую угрозу могут представлять несогласованность самого проекта, нечеткость формулировок и установление довольно сомнительных исключений в переходных положениях. Их детально отмечают в своих отдельных мнениях четверо судей КСУ. Они уверены, что КСУ, если не должен был признать норму противоречащей части 1 статьи 157, то, по крайней мере, обязан высказать свои замечания относительно текста и необходимости его корректировки для устранения двузначностей и предотвращения ситуаций, использования предложений во вред защищаемым Конституцией правам, свободам и принципам.

Отдельного внимания заслуживает позиция КСУ относительно дополнения Переходных положений пунктом 18, согласно которому особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются Законом.

По мнению КСУ, «этот пункт касается урегулирования отдельным законом особенностей осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» и «не предусматривает отмены или ограничения прав и свобод человека и гражданина».

Сергей Сас в своем отдельном мнении подчеркивает, что законопроект не устанавливает срока действия настоящего положения или каких-либо критериев для его применения, что может повлиять на права и свободы граждан, проживающих на указанных территориях, повлечь их отмену или ограничение: «Это значит, что в случае изменения политической ситуации, состава Верховного Совета Украины парламент сможет устанавливать новые правила местного самоуправления на указанных территориях. Даже в отсутствие обстоятельств, обусловивших внесение таких изменений в Основной Закон Украины, обеспечить одинаковый порядок местного самоуправления на всей территории Украины будет возможно только путем внесения изменений в Конституцию Украины».

Это мнение разделил и его коллега Николай Мельник, указав в своем отдельном мнении, что, помимо отсутствия срока действия, предложенная норма не дает понимания сути особенностей и сфер жизни, которых может коснуться. Это в совокупности с факторами, повлекшими появление такой нормы, изложенными, в частности, в Минских соглашениях, создает предпосылки к тому, что эти территории могут быть выведены из состава Украины, что должно было побудить КСУ привести такие доводы соответствия указанной нормы части 1 статьи 157 Конституции, которые исключили бы даже гипотетическое ее толкование в интересах субъектов, заинтересованных в посягательстве на территориальную целостность и независимость Украины.

Следовательно, приходим к выводу, что формально КСУ прав, однако он имел основания и полномочия для того, чтобы более глубоко изучить, проанализировать предлагаемые нормы и как минимум сделать замечания парламенту относительно рисков, кроющихся в несогласованностях и пробелах внесенного проекта.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Государство и юристы

Зарплатный выход

Акцент

Все по двадцать

Государство и юристы

Новости законотворчества

Предлагается изменить законы в сфере нацбезопасности

Политическую рекламу хотят запретить

Изменен порядок исчисления средней зарплаты мобилизованных

Государство и юристы

Прямое взаимодействие

Последние тенденции

Крылатые возражения

Ответная комбинация

О пересмотре решений АМКУ

Эксцесс обвинителя

Передел возможностей

Документы и аналитика

Мобильное расстройство

ГФИ на вас!

Капитал и санация

Санкционное предложение

Документы и аналитика

Новости из зала суда

ВАСУ вернул на новое рассмотрение дело «Аэрофлота»

Судебное рассмотрение дела по иску к III съезду адвокатов начнется в начале сентября

Неделя права

Избирательный старт

Неделя права

Новости из-за рубежа

Полицейские экспериментируют в связи с сокращением бюджета

Подозреваемых в терроризме будут задерживать без решения суда

Неделя права

Дошли до назначений

Призвали к дисциплине

Калькулятор штрафов

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ Sayenko Kharenko отметила лучших украинских студентов-юристов

ЮФ Pragnum защитила интересы застройщика

Юристы МПЦ EUCON защитили интересы клиента в налоговом споре

ЮФ Aequo консультирует Европейскую комиссию по вопросу предоставления Украине макрофинансовой помощи

АК «Правочин» защитила интересы «Джиометри Глобал Украина»

Юристы FCLEX отстояли в суде права ООО «Призма-Бета» в отношении ТРЦ Sky Mall

Integrites Benelux B.V. открывает офис в Нидерландах

МЮФ Dentons консультирует Turkcell по вопросам приобретения Astelit

Отрасли практики

Норма собственности

Как добивают янтарь

Перепись усиления

Режим продаж

Конструктивный поход

Рабочий график

Юридический поход

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Самое важное

Совместная деятельность

Префектная форма

Инвестиционное соглашение

Переход года

Судебная практика

Пресечение коррупции

Судебная практика

Судебные решения

О нюансах освобождения от ответственности в связи с форс-мажорными обстоятельствами

Тема номера

Ограничитель потока

Экспортная оценка

Коварное происхождение

Частная практика

Меры привлечения

Инициатива предсказуема

Інші новини

PRAVO.UA