Украина заключила множество двух- и многосторонних международных договоров, предусматривающих ввоз товаров беспошлинно либо же с применением льготной ставки ввозной пошлины. К примеру, это соглашения со странами — участниками СНГ, со странами Европейской ассоциации свободной торговли, Протокол о вступлении в ВТО и др.
Условие применения указанных льгот — происхождение импортных товаров из государств, с которыми действуют торговые соглашения. Подтверждением страны происхождения обычно служит сертификат, выданный компетентными органами государства экспорта.
Проверка сертификата
В последние годы таможенные органы активизировали работу по контролю страны происхождения товаров, ввезенных с преференциями.
Действующий Таможенный кодекс (ТК) Украины предусматривает право таможен на проверку страны происхождения как во время таможенного оформления, так и после его завершения. Во время таможенного оформления контроль обычно сводится к проверке физических характеристик сертификата (дописки, потертости, сверка подписей уполномоченных лиц) и соответствия указанных в нем сведений (вес, количество и др.).
После завершения таможенного оформления контроль страны происхождения осуществляется в основном путем направления запросов уполномоченным органам, которые выдали сертификат. Однако такой контроль не ограничивается проверкой аутентичности сертификата о стране происхождения (иными словами, выдавался ли вообще такой сертификат). Таможенные органы считают, что они также уполномочены проверять соблюдение критериев достаточной переработки товара.
Считается, что товар происходит в стране в том случае, если он полностью произведен (природные ресурсы, растения и животные, выращенные в этой стране и др.) или подвергнут достаточной переработке в соответствующей стране. Критерии достаточной переработки различаются в зависимости от применяемых правил определения страны происхождения.
Контроль экспорта
Обеспечить реальный контроль соблюдения правил достаточной переработки по силам лишь специально уполномоченному органу государства экспорта, который и подтверждает происхождение на основании соответствующих контрольных мероприятий, включая и проверку производственных процессов. Таможенный орган государства импорта при всем желании такой контроль обеспечить не сможет.
Процедура контроля страны происхождения ТК Украины прописана нечетко. Однако, исходя из системного анализа действующих норм, в частности статьи 45 ТК Украины, можно сделать вывод, что компетенция фискального органа ограничена направлением запроса уполномоченному органу государства экспорта о проведении проверки соблюдения критериев, и именно такой компетентный орган проводит проверку. Следуя логике данных положений, сам фискальный орган не имеет полномочий перепроверять выводы компетентного органа государства экспорта или ставить их под сомнение.
Анализ судебной практики показывает, что суды во многих случаях также согласны с данным выводом. Например, в решениях от 20 марта 2014 года по делу № 2а-1870/10006/12, от 15 января 2015 года по делу № 2а-1870/10058/12, от 8 апреля 2015 года по делу № 816/713/14 Высший административный суд Украины отметил, что законодательством не предусмотрены полномочия таможенных органов самостоятельно определять, соблюдены ли критерии достаточной переработки товаров, поскольку данный вопрос относится к исключительной компетенции органов, которые выдают сертификаты.
Вместе с тем фискальные органы все еще активно используют проверку соблюдения критериев достаточной переработки в качестве способа увеличить поступления в бюджет. При этом «жертвой» таких контрольных мероприятий часто становятся добросовестные украинские импортеры. Так, именно украинские предприятия обязаны доплачивать таможенные платежи, доначисленные фискальным органом, к ним же применяются и штрафы за нарушение, которого они не совершали.
Стандартная процедура выглядит так:
— таможня, в которой был растаможен товар, ведет переписку с органом государства экспорта, выдавшим сертификат;
— при наличии сомнений таможня аннулирует сертификат, то есть направляет в соответствующее территориальное подразделение Главного управления Государственной фискальной службы (ГУ ГФС)Украины письмо с изложением оснований для непризнания документа, которым подтверждалось происхождение;
— ГУ ГФС Украины проводит документальную проверку на основании полученных сведений. Проверка обычно заканчивается доначислением таможенных платежей и применением штрафных санкций.
Законность обозначенной процедуры сама по себе вызывает вопросы, ведь еще до начала проверки таможня принимает решение о непризнании документа, которым подтверждалось происхождение. Сама проверка носит исключительно формальный характер с известным результатом.
Уведомление не предусмотрено
Существенной проблемой для импортера является его неосведомленность о проводимых в отношении него контрольных мероприятиях. Действующие правила не предусматривают уведомление импортера о направлении запроса в страну экспорта. Также в ТК Украины не предусмотрено и уведомление импортера об «аннулировании» документа, которым подтверждалось происхождение. На практике причины доначислений понятны только после ознакомления с актом проверки.
При этом часто приходится сталкиваться с тем, что фискальные органы злоупотребляют своим правом направлять запросы уполномоченным органам государства экспорта, искусственно создавая основания для доначислений. Примеры такого подхода — неоднократное направление запросов, избирательный подход к полученным ответам, задержка при регистрации ответа и т.п. Таким образом, к проверке ГУ ГФС Украины обычно подходит «во всеоружии», с подготовленной почвой для доначислений.
У украинского импортера, как правило, отсутствуют какие-либо сведения о соблюдении критериев достаточной переработки — их нужно запросить у контрагента. Очевидно, что с учетом сжатых сроков, в которые проводится проверка, обеспечить эффективную коммуникацию с контрагентами до ее завершения весьма непросто. Более того, и на этапе рассмотрения возражений к акту, и на этапе административного обжалования информация от контрагента не рассматривается фискальными органами в качестве весомого аргумента — нужно официальное письмо уполномоченного органа. А это еще более усложняет процесс.
Таким образом, избежать доначислений, предоставив необходимые сведения на этапе проверки, при существующей процедуре импортер фактически не может. Без предварительной подготовки и весомых аргументов вероятность доначисления составляет 100 %.
Зона риска
Кроме собственно доначисления таможенных платежей, фискальные органы применяют к импортерам штрафы. При этом штрафы применяются и в случаях, когда компетентный орган признал аутентичность документа, которым подтверждалось происхождение, а импортер никак не мог заподозрить каких-либо проблем и действовал добросовестно.
Применение таких штрафов находится в очевидном противоречии с юридической сутью финансовой ответственности, которая, согласно статье 111 Налогового кодекса (НК) Украины, применяется исключительно за нарушение законов, регулирующих вопросы налогообложения. А пункт 109.1 статьи 109 НК Украины определяет налоговым нарушением противоправные деяния налогоплательщиков, которые привели к неисполнению или ненадлежащему исполнению установленных требований. Поскольку импортер подобных деяний не совершал, а действовал четко в рамках законодательства, состава налогового нарушения в данной ситуации нет и быть не может. А формальная позиция фискального органа в данном вопросе является лишь очередным подтверждением того, что цель данных мероприятий заключается не в привлечении виновных к ответственности, а в выполнении плана по наполнению бюджета.
Таким образом, пока фискальный орган будет продолжать свою «борьбу с преференциями», импортеры таких товаров находятся в зоне риска. В отношении них неожиданно могут начать проверку, доначислить внушительные суммы таможенных платежей и применить штрафы. Во избежание ненужных споров стоит предпринять меры на упреждение: как минимум следует проинформировать своих контрагентов (особенно если они из СНГ) о возможных «письмах счастья» в органы, выдавшие подтверждение страны происхождения, а со стороны контрагентов важно наладить эффективную коммуникацию с этими органами и обеспечить предоставление убедительных подтверждений правомерности выданного сертификата.
Оперативная и качественная работа по реагированию на запросы фискальных органов позволит сэкономить средства и усилия, которые будут необходимы на борьбу с доначислениями. Как говорят, кто предупрежден — тот вооружен.
ШИНКАРЕНКО Иван — партнер ООО «ВТС Консалтинг», г. Киев,
КОРОП Алексей — эксперт ООО «ВТС Консалтинг», адвокат АО «КМ Партнеры», г. Киев
Действовать на упреждение
Александр ТЕРЕЩЕНКО, юрист ЮФ Aequo
Поскольку предоставление сертификата происхождения приводит к уменьшению базы налогообложения импортируемого товара, фискальные органы часто по формальным причинам признают недействительными сертификаты, что приводит к дополнительной финансовой нагрузке импортера.
Во избежание подобного лучше действовать на упреждение и вместе с сертификатом подавать акт экспертизы торгово-промышленной палаты либо другого уполномоченного органа, который будет подтверждать данные, указанные в сертификате. При возникновении сомнений относительно безупречности сертификата таможенный орган может отправить сертификат на верификацию, которая может длиться до шести месяцев. В таких случаях, чтобы выпустить товар в свободное обращение, импортер вынужден оплатить таможенную пошлину, от уплаты которой должен был освободить сертификат.
Кроме того, еще до момента ввоза импортер может получить предварительное решение о стране происхождения товара, которое действует в течение трех лет. Существенный недостаток данной процедуры заключается в том, что такое решение принимается таможенными органами в течение 150 дней!
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…