В мае 2015 года комитет Всемирной торговой организации (ВТО) по доступу на рынки опубликовал отчет о количественных ограничениях в международной торговле товарами (отчет). Отчет основан на результатах анализа уведомлений членов ВТО о введении количественных ограничений, поданных с 2012 года по 19 мая 2015 года. В данной статье мы предоставляем краткий обзор наиболее показательных, по нашему мнению, разделов отчета.
Количественные ограничения
Система торговли в рамках ВТО основана на общем запрете количественных ограничений, поскольку они очень негативно влияют на торговлю. В частности, статья XI:1 Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) прямо запрещает применение любых количественных ограничений государствами — членами ВТО. При этом важно отметить, что, согласно правилам ВТО, количественные ограничения включают не только квоты, но и другие виды ограничений, так или иначе влияющих на объем поставки товара, например, полный запрет импорта/экспорта, неавтоматическое лицензирование и т.д.
Вместе с тем различные соглашения ВТО предусматривают ряд исключений из общего правила. Наиболее часто используются на практике следующие ограничения:
1. Статья XI:2 ГАТТ предусматривает возможность введения:
— ограничений на экспорт продовольственных или других важных товаров в случае их критического дефицита;
— ограничений импорта и экспорта товара для применения стандартов или правил классификации, определения сорта или реализации товаров в международной торговле;
— ограничения импорта сельскохозяйственных товаров для ряда целей.
2. С помощью статьи XX ГАТТ может быть «оправдано» введение определенных количественных ограничений с целью:
— защиты общественной морали;
— защиты жизни и здоровья человека, животных и растений;
— ограничения импорта и экспорта золота или серебра;
— обеспечения соблюдения законодательства, не противоречащего ГАТТ (законодательства в сфере таможенного регулирования, защиты интеллектуальной собственности, предотвращения мошенничества и т.д.);
— ограничения торговли товарами, произведенными с использованием труда заключенных;
— охраны художественного и исторического наследия;
— сохранения ограниченных природных ресурсов, если такая мера применяется одновременно с мерами, ограничивающими внутреннее потребление такого ресурса;
— исполнения обязательств по международным торговым соглашениям, не противоречащим критериям, поданным странам-участницам;
— обеспечения поставок сырья для внутренней перерабатывающей промышленности, если внутренние цены на такое сырье ниже мировых;
— приобретения или распределения товаров, которых недостаточно для удовлетворения спроса везде или в определенном регионе.
3. Статья XXI ГАТТ предусматривает возможность введения странами количественных ограничений для целей защиты собственной безопасности в сферах:
— расщепляемых материалов и сырья;
— торговли оружием, боеприпасами и товарами, которые могут служить для военных целей;
— любых мер в случае войны или иного напряжения в международных отношениях.
4. Статья XII ГАТТ предусматривает право членов ВТО вводить количественные ограничения для целей улучшения платежного баланса государства. При этом предусмотрено, что члены ВТО должны отдавать предпочтение мерам, направленным на регулирование цен (price based measures), например, дополнительным импортным сборам, импортным депозитам. Количественные же ограничения вводятся только в том случае, если упомянутые «ценовые меры» не могут повлиять на платежный баланс при наличии отдельного обоснования для этого.
5. Статья XIХ ГАТТ и Соглашение о защитных мерах предусматривают возможность введения квот на импорт товаров по результатам специального расследования, в рамках которого будет установлено, что существенный рост импорта наносит серьезный ущерб отрасли экономики определенного члена ВТО.
Обоснование ограничений
При введении количественных ограничений члены ВТО наиболее часто использовали следующие обоснования:
— необходимость защиты жизни и здоровья человека, животных и растений (статья ХХ:(b) ГАТТ) — 311 мер;
— обеспечение государственной безопасности (статья XXI ГАТТ) — 114 мер;
— сохранение ограниченных природных ресурсов (статья ХХ:(g) ГАТТ) — 70 мер;
— обеспечение соблюдения законодательства, не противоречащего ГАТТ (статья XX:(d) ГАТТ) — 40 мер;
— защита общественной морали (статья XX:(а) ГАТТ) — 37 мер;
— охрана художественного и исторического наследия (статья XX:(f) ГАТТ) — 15 мер;
— исполнение обязательств по международным товарным соглашениям (статья XX:(h) ГАТТ) — 9 мер;
— ограничение экспорта продовольственных или других важных товаров в случае их критического дефицита (статья XI:2 ГАТТ) — 12 мер.
В трех случаях при введении количественных ограничений страны ссылались на отказ от обязательств, согласно нормам договоров ВТО (без детализации конкретных положений), в двух случаях — на Соглашение о защитных мерах и в одном случае — на Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS). Кроме того, в 53 случаях члены ВТО не предоставили обоснований для введения мер, в 86 случаях сослались на статью ХХ без уточнения конкретной цели, для достижения которой вводится ограничение, а в 25 случаях — на ГАТТ в целом.
Украинская практика
Согласно отчету, в период с 3 июля 2012 года по 19 мая 2015 года Украина подала одно уведомление о применении количественных ограничений и три уведомления об их изменении. В частности, количественные ограничения были введены на следующие товары:
— стальные бесшовные обсадные и насосно-компрессорные трубы (в форме лицензирования импорта в рамках установленных квот по результатам специального расследования, меры продлены до 30 сентября 2016 года);
— спички (в форме лицензирования импорта в рамках установленных квот по результатам специального расследования. На данный момент ограничения уже сняты);
— уголь (в форме лицензирования импорта в рамках установленных квот на основании статей XX и XIII ГАТТ. На данный момент ограничения сняты).
Очевидно, что указанный перечень будет в скором времени дополнен еще одним ограничением. Речь идет о Законе № 325-VIII, вступившем в силу 10 июня 2015 года и предусматривающим запрет на экспорт необработанных лесоматериалов. В пояснительной записке к соответствующему законопроекту авторы ссылались на статью ХІ:2(а) ГАТТ, предусматривающую возможность введения количественных ограничений в случае критического дефицита важных для страны товаров, для обоснования необходимости введения меры.
Вместо вывода
Несмотря на то что количественные ограничения прямо запрещены в ВТО, многие члены ВТО все-таки достаточно часто применяют их на практике для защиты определенных стратегических интересов государства. При этом введение таких ограничений должно базироваться на строгом соблюдении норм ВТО. Ведь последствиями введения ограничений, противоречащих установленным торговым практикам, будут не только возможные торговые споры с другими странами, но и ухудшение репутации государства как надежного торгового партнера.
МАХИНОВА Анжела — старший юрист ЮФ Sayenko Kharenko, г. Киев,
БАРАНЕНКО Иван — младший юрист ЮФ Sayenko Kharenko, г. Киев
Исключение из правил
Ярослав СНИГУР, партнер АО Gestors
Применение количественных ограничений в международной торговле является скорее исключением, нежели правилом.
Количественные ограничения на импорт и/или экспорт различных товаров могут вводиться государством для достижения следующих целей:
— обеспечения национальной безопасности;
— защиты внутреннего рынка;
— исполнения международных обязательств.
Возможность применения количественных ограничений предусмотрена рядом соглашений ВТО, в частности: Генеральным соглашением по тарифам и торговле (статьи XX («Общие исключения») и XXI («Исключения по соображениям безопасности») ГАТТ 1994; Соглашением по процедурам импортного лицензирования; Соглашением по защитным мерам.
Кроме того, количественные ограничения могут применяться в соответствии с такими международными соглашениями, как Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, Конвенция о запрещении химического оружия.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…