Ежедневно десятки и сотни мобильных телефонов попросту пропадают (говоря юридическим языком — «выбывают из собственности» своих владельцев); становятся предметами краж, банальной потери и т.д. Если подытожить статистику данного процесса, можно понять, что в масштабе страны эта цифра получается внушительной.
Многие считают, что найти украденный телефон в современных условиях высоких технологий не составит никакого труда. Но это не совсем так, в чем обязательно убедится каждый, кто попытается вернуть свой утраченный мобильный аппарат.
Вроде бы в теории все должно решаться просто: написал заявление, сообщил IMEI-код телефона, другую известную информацию в правоохранительные органы — там приняли меры, быстро вычислили обидчика и, конечно же, вернули телефон его законному собственнику. Но тут теория идет вразрез с практикой.
Сложная защита
Итак, начнем с азов. Статья 41 Конституции Украины предопределяет каждому гражданину Украины право на владение, пользование и распоряжение своей собственностью. Право частной собственности нерушимо. Эта статья Конституции поддерживается разделом VI Особенной части Уголовного кодекса Украины. Данный раздел посвящен преступлениям против собственности.
Тем не менее, если похитили мобильный телефон, то есть непосредственно нарушили ваше право собственности, намного проще мысленно распрощаться со своим имуществом, потому что защитить право собственности крайне сложно. Конечно же, можно обратиться в правоохранительные органы, но в большинстве случаев это обернется вам лишь потерянным временем.
Попробуем разобраться, что же мешает правоохранителям эффективно защищать права собственности украинских граждан. Можно определить такие основные причины: нежелание заниматься делом, недостаточная техническая оснащенность правоохранителей и, естественно, рамки Уголовного процессуального кодекса (УПК) Украины.
УПК Украины гласит, что прокурор или следователь обязан в течение 24 часов после подачи гражданином заявления об уголовном правонарушении внести соответствующие данные в Единый государственный реестр досудебных расследований и начать досудебное расследование.
В статье 93 УПК Украины четко указано, что все стороны уголовного процесса имеют право на сбор доказательств. Сторона обвинения осуществляет сбор улик путем проведения следственных (розыскных) действий и негласных следственных действий, к которым относится получение у органов местного самоуправления, предприятий и учреждений всей документации, выводов ревизионных комиссий, актов проверок и экспертных заключений, а также других процессуальных действий и процедур, предусмотренных УПК Украины.
Следственные действия в данном ключе направлены на сбор улик и проверку уже полученных доказательств в ходе уголовного производства.
УПК Украины предусматривает, что основанием для начала следственных действий служит достаточное количество сведений, указывающих на возможность достижения их цели.
Согласно постулатам УПК Украины, потерпевший и его официальные представители имеют право подать ходатайство о проведении любых процессуальных действий при условии, что они перечислены в кодексе. Данное ходатайство подается следователю или прокурору, на которых возлагается обязанность рассмотреть его в течение трех календарных дней и удовлетворить такое ходатайство в случае наличия достаточных оснований. Также потерпевшая сторона имеет право инициировать начало проведения розыскных мероприятий. При этом отказ в удовлетворении ходатайства и проведении следственных мероприятий может быть обжалован в суде. К негласным следственным действиям можно отнести определение места нахождения телефона. Рассмотрим это действие более подробно.
Отличительная черта
По факту негласные следственные мероприятия — это разновидность розыскных действий, но при этом методы проведения подобных действий не подлежат публичному разглашению, они проводятся только в тех случаях, когда невозможно получить сведения другим путем. Таким образом, основная отличительная черта состоит в гласности, поскольку факт проведения негласных розыскных мероприятий скрывается и от подозреваемых, и от обвинителя, и от третьих лиц.
Комплекс негласных следственных мероприятий преследует основную цель, заключающуюся в розыске в интересах уголовного делопроизводства всех граждан, которые скрываются от правоохранительных органов, уклоняются от исполнения решений суда или являются без вести пропавшими. Кроме того, подобные действия включают розыск документации и предметов, которые могут понадобиться в дальнейшем уголовном производстве в качестве доказательств.
Как известно, эффективное проведение некоторых негласных розыскных мероприятий сопровождается использованием специальной технической аппаратуры для получения данных (детектор лжи, медицинские препараты, средства программного обеспечения, технические устройства и приспособления).
При этом УПК Украины четко регламентирует, что некоторые негласные действия применяются только в уголовном производстве в отношении особо тяжких преступлений. К таким действиям относятся:
— негласное получение образцов, необходимых для сравнительного исследования;
— видеоконтроль за подозреваемым;
— обследование публично недоступных мест, в том числе жилья и других владений подозреваемого;
— наложение ареста на корреспонденцию и ее дальнейшая выемка и осмотр;
— наблюдение за человеком, предметом или местом с помощью приборов видеорегистрации и аудиоконтроля.
Установление местонахождения
Но существуют некоторые исключения, позволяющие проведение комплекса негласных розыскных мероприятий независимо от степени тяжести преступления. Прежде всего речь идет о снятии информации с электронных и информационных систем при условии, что доступ к ним не ограничивается владельцем, а также об исследовании помещений принудительного содержания граждан в связи с отбыванием наказания. Но что особенно важно — разрешается использование новейших технологий для определения места нахождения украденных средств радиоэлектроники. Это предусмотрено в статье 268 УПК Украины.
Определение места нахождения средства радиоэлектронной связи — негласное следственное мероприятие, которое заключается в использовании новейших технических приспособлений для установления локального местонахождения средства, в том числе при помощи радиоизлучающих устройств и приспособлений, активированных в сетях мобильной аппаратуры, но без раскрытия сообщений и прослушивания разговоров. Подобный комплекс мероприятий допускается в тех случаях, когда необходимо установить некие обстоятельства, имеющие значение для уголовного судопроизводства.
Решение о проведении подобного комплекса мероприятий принимает прокурор или следователь, а в некоторых случаях — судья, но только при условии ходатайства со стороны прокуратуры. Рассмотрение подобных заявлений о негласных следственный действиях относится к компетенции апелляционных судов, которые удовлетворят запрос лишь в том случае, если прокурор докажет наличие существенных оснований полагать, что совершено преступление соответствующей степени тяжести, а собранные доказательства повлияют на установление обстоятельств и лиц, совершивших правонарушение. Вместе с тем отказ не лишает прокурора возможности повторного обращения с аналогичной просьбой.
Ускорить доступ
Чтобы решить вопрос с кражей мобильных телефонов на Украине, прежде всего, на мой взгляд, необходимо выделить в отдельные нормативы правовые нормы и положения, которые касаются доступа к документации операторов мобильных сетей. Ускорение подобного процесса позволит реанимировать досудебное расследование и в большинстве случаев приведет к положительному завершению дела для потерпевшего. Сотрудники следственных органов смогут напрямую обращаться к операторам мобильной связи с соответствующими запросами, а они, в свою очередь, должны будут оперативно и в кратчайшие сроки предоставить всю требуемую информацию.
Таким образом, на данный момент определение местонахождения телефона можно смело отнести к следственным мероприятиям негласного характера с бюрократическим порядком получения информации. Чтобы повысить раскрываемость преступлений подобного характера, по моему мнению, необходимо пересмотреть статью 268 УПК Украины. Кроме того, не помешает внести ясность в законодательство и предусмотреть блокировку IMEI-кодов украденных телефонов, тем самым не допуская их к обслуживанию в сети, а также ввести уголовную ответственность за смену IMEI-кода различными умельцами.
ЗЕНКИН Дмитрий — адвокат, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…