С 17 января с.г. вступили в силу нормы Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно гуманизации ответственности за нарушения в сфере хозяйственной деятельности)» (Закон о гуманизации), которыми, среди прочего, декриминализуется контрабанда товаров.
Уголовно наказуемыми деяниями, согласно статье 201 Уголовного кодекса (УК) Украины, теперь считаются только: перемещение через таможенную границу вне таможенного контроля или с сокрытием от такового культурных ценностей, отравляющих, сильнодействующих, взрывчатых веществ, радиоактивных материалов, оружия и боеприпасов (кроме гладкоствольного охотничьего оружия и боевых боеприпасов к нему), а также специальных технических средств негласного получения информации. Контрабанда товаров исключена из диспозиции статьи Уголовного кодекса и больше не является уголовным преступлением.
Следует отметить, что такой подход не является украинским ноу-хау. Во многих странах Западной Европы контрабанда товаров, не запрещенных к обороту, — уже давно не преступление. В России также была декриминализирована контрабанда товаров — согласно вступившему в силу с декабря 2011 года закону.
Однако ошибочно полагать, что после декриминализации на Украине начнется повальное перемещение через таможенную границу множества товаров в обход таможенных процедур и обязательных платежей. К сожалению, ряд украинских деловых изданий именно так расценили это новшество, чем ввели в заблуждение предпринимателей, занимающихся экспортом-импортом. В действительности же Закон о гуманизации полностью не освобождает от уголовной ответственности за контрабанду товаров и при этом предусматривает увеличение штрафных санкций за такие правонарушения.
Контрабанда товаров, не запрещенных к обороту, как правило, совершается в целях уклонения от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей (ввозных пошлин, НДС, акциза). Такие действия подлежат квалификации по совокупности правонарушений: и как контрабанда, и, одновременно, как уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей) согласно статье 212 УК Украины. Именно на это обращается внимание в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Украины (ВСУ) от 3 июня 2005 года № 8 «О судебной практике в делах о контрабанде и нарушении таможенных правил». Таким образом, импортер, которого «поймали» на контрабанде, даже после декриминализации статьи о контрабанде товаров не сможет полностью защититься от неприятных последствий возбуждения уголовного дела, а значит, и от возможных следственных действий, таких как допросы, обыски, выемки, меры пресечения, очные ставки и др.
Согласно пункту 11 постановления Пленума ВСУ от 8 октября 2004 года № 15 «О некоторых вопросах применения законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей», контрабанда аналогично может быть сопряжена с мошенничеством с финансовыми ресурсами (статья 222 УК Украины). В тех случаях, когда служебное лицо предприятия предоставило таможенному органу заведомо неправдивую информацию с целью получения льгот по налогам (сборам, другим обязательным платежам), а после их незаконного получения использовало их как способ уклонения от уплаты налогов, содеянное правонарушение квалифицируется дополнительно. Это уже зависит от размеров сумм налогов, которые фактически не поступили в бюджеты или государственные целевые фонды. Если размер неоплаченных налогов (сборов, других обязательных платежей) равен или превышает 500 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (нмдг), но менее чем 5000 нмдг, то правонарушение квалифицируется по части 2 статьи 222 УК Украины; а если он в 5000 и более раз превышает нмдг — по части 3 статьи 212 и части 1 статьи 222 УК Украины.
Все эти факты нашли свое подтверждение в сложившейся судебной практике ВСУ и отражены в ряде научно-практических комментариев к УК Украины, подготовленных авторитетными украинскими учеными.
До 17 января с.г. при контрабанде товара, стоимость которого меньше чем 470 500 грн (в 2011 году) или 536 500 грн (в 2012 году), виновное лицо могло быть оштрафовано на сумму от 8500 грн до 17 000 грн без конфискации товара. А после вступления в силу Закона о гуманизации на виновное лицо уже будет наложен штраф в размере 100 % от стоимости товара с обязательной конфискацией такого товара в доход государства. Если лицо привлекается к ответственности за контрабанду товаров повторно в течение года — сумма штрафа удваивается (и снова — с обязательной конфискацией товара). Примечательно, что суровые санкции теперь действуют и в случае хранения, перевозки или приобретения товаров, ввезенных кем-то другим на таможенную территорию Украины вне таможенного контроля или с сокрытием от такового. Причем конфискация таких товаров или транспортных средств предусмотрена и у добросовестного приобретателя.
Особое внимание следует обратить на нормы Таможенного кодекса (ТК) Украины, предписывающие в обязательном порядке конфисковывать транспортные средства, которые использовались для перемещения контрабандных товаров. В новой редакции статей 351, 352 ТК Украины речь идет о любых транспортных средствах (авиационных, водных, железнодорожных, автомобильных), которыми перевозился такой товар. Даже о не являющихся собственностью правонарушителя (пункт 40 статьи 1, часть 2 статьи 326 ТК Украины) и не содержащих в себе тайников для сокрытия в них контрабанды. Такие нормы противоречат положениям Конституции Украины и здравому смыслу.
Так, в положениях части 2 статьи 61 Конституции Украины сказано, что юридическая ответственность на Украине имеет индивидуальный характер. За правонарушение, совершенное одним лицом, не может нести ответственность другое (невиновное) лицо. За контрабанду, совершенную импортером, не может нести имущественную ответственность в виде конфискации его транспортного средства ни в чем не повинный собственник транспорта, который, как правило, ни импортером, ни владельцем груза не является и не заинтересован в результатах контрабанды. Учитывая, что, согласно частям 2, 3 статьи 8 Конституции Украины, она имеет высшую юридическую силу, и все нормативно-правовые акты должны ей соответствовать, а также то, что нормы Конституции являются нормами прямого действия, право ссылаться на них при обращении в суд является гарантированным.
Кроме того, за умышленные действия по сокрытию товаров от таможенного контроля, к примеру, с использованием тайников, и за простую ошибку, допущенную в таможенной декларации, нормами ТК Украины предусмотрены одинаково суровые санкции.
Ответственность за контрабанду товаров в результате вступления в силу Закона о гуманизации никак не уменьшилась. Размер финансовых санкций значительно увеличился, добавилась обязательная конфискация товаров и транспортных средств, с помощью которых осуществлялась их перевозка, а от уголовной ответственности, учитывая разъяснения Пленума ВСУ, уйти полностью не удастся. Фактически государство продолжает увеличивать санкции в областях, связанных с наполнением бюджета, и ни о каких послаблениях говорить сейчас не приходится.
РЫБАЧКОВСКИЙ Константин — адвокат, управляющий партнер АО «Столичный адвокат», г. Киев
Александр МЕЛЬНИК,
юрист МПЦ EUCON
Законом от 15 ноября 2011 года № 4025-VI уголовно-правовая природа контрабанды приближена к законодательству европейских стран. Новая редакция статей 351 и 352 Таможенного кодекса (ТК) Украины предусматривает значительные санкции — штраф в размере 100 и 200 % от стоимости товаров или транспортных средств, а также конфискацию как основное или дополнительное взыскание. Однако, учитывая положения статьи 1 первого Протокола к Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод, могут возникнуть сомнения в правомерности и безусловности применения новых санкций за товарную контрабанду в каждом конкретном случае. Практика Европейского суда по вопросам прав человека говорит о необходимости учета ряда обстоятельств, в частности, при осуществлении конфискации. Среди этих обстоятельств — размер нанесенного государству вреда, реальная стоимость конфискованного имущества, соответствие санкций нанесенному вреду (например, решение от 6 ноября 2008 года по делу «Исмаилов против России»).
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…