Компетентность, инновационность, качество и творческий потенциал — основные факторы успешности в странах, экономика которых основана на знаниях. Вот почему надлежащая охрана и контроль за правоприменением в сфере интеллектуальной собственности являются ключевыми предпосылками для содействия этим факторам.
Торговое соглашение по борьбе с подделками (Anti-Counterfeiting Trade Agreement (ACTA)) — это многостороннее соглашение, направленное на установление международных стандартов контроля над соблюдением прав интеллектуальной собственности.
Общеизвестно, что нарушения прав интеллектуальной собственности подрывают легальную торговлю и конкурентоспособность всех стран и приводят к негативным последствиям в экономическом развитии и занятости населения, связанным с уменьшением рабочих мест, неуплатой налогов нелегальными производителями и нарушением прав потребителей, в частности права на здоровье. Торговля контрафактными и пиратскими товарами является препятствием для устойчивого развития как развитых, так и развивающихся стран. Именно поэтому АСТА принесет пользу не только правообладателям всех стран, страдающим от систематических и масштабных нарушений своих прав интеллектуальной собственности за рубежом при экспорте товаров, но и позволит успешно развиваться легальной торговле и мировой экономике в целом.
Суть этого соглашения — повышение эффективности охраны прав интеллектуальной собственности, поэтому АСТА предусматривает только обновление средств и механизмов, направленных на защиту прав интеллектуальной собственности. Что касается правовых стандартов, то новое соглашение не предусматривает пересмотра объема охраны прав интеллектуальной собственности, установленного соглашением ВТО о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (TRIPS). АСТА опирается на эти минимальные стандарты. Помимо этого, соглашение предусматривает создание нового управляющего органа (Комитета АСТА) наряду с существующими объединениями, такими как ВТО, ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности) или ООН.
Идея о соглашении была высказана во время Саммита Большой Восьмерки в шотландском городе Глениглсе в 2005 году Японией. Затем предварительные разговоры о подобном соглашении велись в течение 2006 и 2007 годов сначала в группе заинтересованных сторон (Канада, Европейская Комиссия, Япония, Швейцария и США), а потом, в июне 2008 года, были начаты переговоры при участии более широкого круга участников (Австралия, Канада, ЕС и 27 его государств-членов, Япония, Мексика, Марокко, Новая Зеландия, Республика Корея, Сингапур, Швейцария и США). Всего подготовительный период создания ACTA длился 6 лет и прошел 11 раундов переговоров.
Международный договор ACTA стал открытым для подписания с 1 мая 2011 года. Сам текст соглашения содержит преамбулу, 6 разделов и 45 статей.
Так, согласно пункту 1 статьи 2 ACTA, изменения в национальное законодательство могут осуществляться сторонами на добровольной основе, если введенные нормы не будут противоречить положениям этого соглашения и будут соответствовать законодательству и правоприменительной практике стороны соглашения.
АСТА не будет требовать раскрытия информации, в том числе частной, которое противоречит законодательству стороны этого соглашения или международным соглашениям, участником которых она является (подпункт а) пункта 1 статьи 4 ACTA).
Учитывая, что нарушители прав интеллектуальной собственности при перевозке очень часто используют малые партии контрафактных и поддельных товаров, пункт 1 статьи 14 АСТА устанавливает, что «каждая сторона должна распространить действие этой статьи на товары, имеющие коммерческий характер и направляемые малыми грузами». Однако в пункте 2 этой же статьи говорится: «сторона может не распространять применение этой статьи на малые количества товаров, имеющие некоммерческий характер и содержащиеся в личном багаже путешественников». То есть АСТА не будет требовать от таможенных органов проверки багажа путешественников.
Как в преамбуле, так и в положениях соглашения (подпункты 2 — 4 статьи 27) выражается принцип уважения всех основополагающих прав, включая право на личную жизнь, право на свободу самовыражения и право на надлежащую правовую процедуру. В частности, АСТА не предусматривает предоставление госорганам права требовать от интернет-провайдеров отключения потребителей от сети Интернет. Положения нового соглашения касаются только нарушений в промышленных масштабах и не предусматривают уголовного преследования в связи с некоммерческой деятельностью лиц (пункт 1 статьи 23 ACTA).
Что касается полномочий Комитета АСТА, то они установлены статьей 26 ACTA и предусматривают, в частности, что в Комитете должна быть представлена каждая из сторон соглашения. При этом Комитет АСТА имеет право принимать решения относительно: создания специальных комитетов или рабочих групп, которые должны оказывать помощь Комитету в выполнении своих обязанностей или заинтересованной стороне при предоставлении им запроса о присоединении к соглашению; получения консультаций от лиц или групп, не связанных с органами власти; предоставления рекомендаций касательно выполнения и действия настоящего соглашения; обмена с третьими лицами информацией и передовыми практиками по уменьшению количества нарушений прав интеллектуальной собственности, включая информацию о методах выявления и контроля за пиратством и подделками.
Все решения Комитета АСТА должны приниматься на основе консенсуса, если Комитет не решит иначе. Решение вопроса, который выносится на рассмотрение Комитета, считается осуществленным на основе консенсуса, в случае если при принятии решения ни одна из сторон, присутствующих на заседании, официально не возражает против предлагаемого решения. Рабочим языком Комитета будет английский, и документы, сопровождающие его работу, будут совершаться на английском языке.
ACTA было подписано 1 октября 2011 года в Токио восьмью странами: Австралией, Канадой, Японией, Марокко, Новой Зеландией, Сингапуром, Южной Кореей и Соединенными Штатами Америки. 27 января 2012 года в Японии Евросоюз и 22 его члена также подписали соглашение, увеличив число участников до 31. ACTA вступит в силу после того, как депозитарию соглашения (Японии) будут переданы документы о его ратификации, как минимум, в шести странах, подписавших соглашение.
АСТА будет оставаться открытым для подписания участниками переговоров по нему и любыми другими членами ВТО, если участники переговоров согласятся на такое присоединение на основе консенсуса, с 1 мая 2011 года по 1 мая 2013 года. Комитет АСТА будет принимать решения об условиях присоединения к соглашению каждой желающей стороны.
ПАХАРЕНКО Александр — партнер патентно-правовой фирмы «Пахаренко и Партнеры», г. Киев
АСТА вводит усиленный стандарт контроля над соблюдением законодательных норм в сфере интеллектуальной собственности, что означает значительное улучшение норм международной торговли, направленных на эффективную борьбу с глобальным распространением контрафактных и пиратских товаров в промышленных масштабах, которое имеет место в ХХІ веке.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…