С каждый годом деятельность Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) по обеспечению государственной защиты конкуренции становится все более заметной. Практические результаты деятельности АМКУ проявляются отчетливее, что способствует усилению авторитета и узнаваемости Антимонопольного органа среди предпринимателей.
Закономерно, что активная работа АМКУ и тесное сотрудничество с бизнесом придали определенный динамизм развитию законодательства о защите экономической конкуренции. В 2011 году в базовый Закон «О защите экономической конкуренции» (Закон о конкуренции) и некоторые подзаконные акты был внесен ряд существенных поправок, направленных на оптимизацию применения положений этого Закона. В то же время весьма ожидаемым является продолжение в нынешнем году обновления как самого Закона о конкуренции, так и иных нормативно-правовых актов, связанных с деятельностью АМКУ. Попробуем определить наиболее ожидаемые новеллы законодательства о защите экономической конкуренции 2012 года.
Следует отметить, что вопрос борьбы с картелями стал одним из наиболее приоритетных в работе АМКУ. Как свидетельствует мировой опыт, выявление и доказывание сговора на рынке является настолько сложным, что без помощи кого-то из самих участников картеля раскрыть такой сговор практически невозможно. Для того чтобы заинтересовать кого-либо из участников картеля раскрыть сговор антимонопольному органу, во многих странах мира успешно работает программа leniency.
Подобная программа не так давно начала работать и в Российской Федерации. Вдохновленные успехами своих российских коллег, специалисты АМКУ подготовили проект Порядка освобождения от ответственности за совершение нарушений законодательства о защите экономической конкуренции, предусмотренного пунктом 1 статьи 50 Закона о конкуренции. Порядок разрабатывался при сотрудничестве с Федеральной антимонопольной службой (РФ), специалистами антимонопольных органов иных государств, представителями бизнеса и крупнейших отечественных юридических компаний. В этом документе будут — предусмотрено понятие термина «картель», — регламентирована процедура обращения с заявлением об освобождении от ответственности, описаны гарантии для заявителя и т.д.
Несмотря на оптимизм, излучаемый высшими должностными лицами АМКУ, в юридическом сообществе преобладают скептические ожидания в отношении эффективности такого Порядка. Если в соседней России Антимонопольный орган использует методы наложения огромных оборотных штрафов и привлечения виновных лиц к уголовной ответственности, то в условиях либерального подхода АМКУ к наложению штрафов и отсутствия уголовной ответственности за картели участники антиконкурентных согласованных действий недостаточно мотивированы для чистосердечных признаний. Кроме того, сам проект Порядка, по крайней мере в той редакции, которая опубликована на веб-сайте Антимонопольного комитета и обсуждалась на круглых столах, содержит много оценочных понятий и абстрактных процессуальных положений, которых достаточно, чтобы отпугнуть потенциальных желающих признаться в участии в картельном сговоре.
Тем не менее, учитывая проделанную работу, а также то, что Порядок утверждается самим АМКУ, принятие этого документа можно ожидать уже в ближайшее время.
Для любого более-менее крупного бизнеса в случае осуществления концентрации не попасть под экономические показатели, установленные Законом о конкуренции, достаточно проблематично. Многие представители бизнеса нередко задают обоснованный вопрос: а зачем вообще получать согласие на концентрацию в случае, если участники концентрации не имеют существенной рыночной доли?
В связи с этим внесение в законодательство Украины поправок, которыми были бы увеличены пороговые показатели, является очень ожидаемым. Соответствующий проект закона был подготовлен еще в 2008 году, однако его принятие несколько затянулось. Тем не менее есть все основания рассчитывать, что в 2012 году столь желанные для бизнеса изменения будут проголосованы Верховным Советом Украины.
Законопроектом № 3436 предлагается увеличить показатели совокупного годового оборота либо стоимости активов участников концентрации, при превышении которых необходимо получение предварительного согласия АМКУ на концентрацию, с 12 до 50 млн евро. При этом индивидуальные показатели стоимости активов либо объемов реализации товаров на Украине будут повышены с 1 до 4 млн евро.
Законопроект, безусловно, будет позитивно воспринят рынком, однако ряд других проблемных вопросов в отношении процедуры получения согласия АМКУ на концентрацию либо согласованные действия по-прежнему остаются неурегулированными (ускоренный порядок рассмотрения заявлений, возможность объединенного рассмотрения заявлений о получении согласия на концентрацию и согласованные действия и т.д.).
Законопроект № 9508 «О внесении изменений в Закон о конкуренции в отношении обеспечения доказательств по делам, которые рассматриваются органами АМКУ» был одобрен и внесен в парламент Кабинетом Министров Украины. Мотивы принятия этого Закона понятны — для эффективной борьбы с нарушениями законодательства о защите экономической конкуренции необходимы широкие полномочия и четкая правовая регламентация процедурных вопросов.
Проект, в первую очередь, направлен на создание процессуальных механизмов обеспечения доказательств по делам о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции. В частности, предлагается на законодательном уровне урегулировать процедуру получения объяснений и другой информации, проведения проверок и иных действий во время сбора доказательств по делам, которые рассматриваются органами АМКУ. Проект конкретизирует права и обязанности лиц, участвующих в делах о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции. Законопроектом также регламентируется порядок проведения экспертизы, которая необходима для разъяснения вопросов, возникающих при рассмотрении дела и требующих специальных знаний.
По мнению авторов законопроекта, предлагаемые изменения будут способствовать повышению прозрачности в правоприменительной деятельности органов АМКУ, а также усилят процессуальные гарантии участников производства.
Однако у представителей бизнеса прямо противоположные ожидания от этого проекта. Так, нередко можно услышать опасения, что АМКУ постепенно будет усиливаться отдельными полномочиями, свойственными правоохранительным органам, и в дальнейшем станет еще одним инструментом для давления на предпринимателей и выполнения фискальных функций.
Как свидетельствует практика, одной из актуальных проблем в работе АМКУ является уклонение субъектов хозяйствования от выполнения решений органов АМКУ о наложении штрафа. По статистике, более 95 % от общей суммы штрафов, наложенных АМКУ за последние восемь лет, не оплачены в бюджет.
Законопроектом, разработанным по собственной инициативе АМКУ, предлагается предусмотреть эффективный механизм обеспечения выполнения решений органов АМКУ о наложении штрафа за совершение нарушения законодательства о защите экономической конкуренции, а именно: закрепить, что все участники группы (юридические и физические лица) несут солидарную ответственность за оплату штрафа и пени виновным лицом. Это позволит пресечь популярную схему, согласно которой, пока идет процедура обжалования штрафа АМКУ, из предприятия, на которое наложен штраф, выводятся все активы, и в дальнейшем выполнить решение Комитета становится невозможным.
2012 год обещает стать богатым на внесение изменений в законодательство о защите экономической конкуренции. Законопроекты № 3436 и № 9508 внесены в повестку дня десятой сессии Верховного Совета Украины шестого созыва. Помимо названных изменений, возможно также принятие законопроектов № 5215 (о внесении изменений в КоАП Украины относительно нарушения законодательства о защите экономической конкуренции), а также № 9553 (относительно усовершенствования мер по противодействию недобросовестной конкуренции). Остается надеяться, что новации 2012 года будут способствовать развитию конкуренции и эффективному диалогу между АМКУ и предпринимателями.
ТРЕГУБОВ Эдуард — юрист ЮФ «Салком», г. Киев
Игорь СВЕЧКАРЬ,
партнер ЮФ «Астерс»
АМКУ имеет самую полную и актуальную картину законодательных пробелов — как с точки зрения собственной правоприменительной практики, так и наблюдая законодательные «шероховатости», создающие неудобства участникам конкурентных отношений и отраслевым регуляторам. Фокус законопроектов, предложенных АМКУ на обеспечение максимальной эффективности правоприменения, не случаен — что может быть важнее надежного инструментария для проведения расследований (широких прав сбора доказательства) и действенных механизмов принуждения (наложения штрафов, уплата которых будет неизбежна)?
На подзаконном уровне позитивных новостей для субъектов хозяйствования гораздо больше. Скоро ожидается принятие АМКУ нормативных актов более «разрешительной», чем «запретительной» направленности. Во-первых, это положение, детализирующее функционирование механизма освобождения от ответственности за нарушения антимонопольного права. Во-вторых — положение, очерчивающее допустимые границы конкурентных ограничений в вертикальных отношениях.
Ирина ДРОФЕНКО,
старший юрист АФ ENGARDE
Конкурентные ведомства многих стран уже имеют положительные результаты в борьбе с картелями и в проведении совместных расследований. Руководствуясь их опытом, можно полагать, что в 2012 году будет продолжена работа над внедрением в законодательство Украины термина «картель», а также механизма борьбы с ними, введение уголовной ответственности за преступления в сфере конкуренции.
В рамках адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС разработан Закон Украины «О государственной помощи субъектам хозяйствования».
Законодательство о защите экономической конкуренции безотлагательно требует усовершенствования. Надеемся, что в 2012 году этот процесс будет приоритетным направлением в деятельности Комитета, который занимает активную позицию в развитии конкурентного законодательства.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…