Новая редакция Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (Закон), который вступает в силу не ранее 2013 года, уделила продаже имущества в деле о банкротстве целый раздел, не считая отдельных уточняющих статей. Такое внимание связано с тем, что сегодня эта процедура нечетко выписана в законодательстве, что способствует «теневой» продаже имущества. Объем и содержательность новшеств Закона настолько велики, что приступать к их изучению целесообразно уже сейчас.
Продажа имущества должника в производстве по делу о банкротстве осуществляется в порядке, установленном Законом, путем проведения торгов в форме аукциона. В отдельных случаях она производится путем проведения закрытых торгов.
Организатором аукциона является определенное заказчиком физическое или юридическое лицо, имеющее лицензию на проведение торгов, с которым заказчик заключил договор на проведение аукциона. Свой выбор заказчик аукциона осуществляет на основании конкурса, главными критериями которого являются наличие лицензии и соответствующего опыта (не менее трех лет), а также оптимальная сумма вознаграждения.
Организатор должен провести аукцион в течение двух месяцев со дня заключения договора с заказчиком, если иное не установлено законом или договором.
С 2013 года, согласно Закону, продавать имущество должника можно будет в электронной форме (электронные торги), что является, безусловно, серьезным шагом навстречу технологическому прогрессу и дает возможность быстрого доступа к информации об аукционе.
При проведении аукционов в виде электронных торгов организатор должен обеспечить всем желающим возможность поиска информации по таким параметрам: дата размещения объявления о проведении аукциона, дата и место его проведения, вид продаваемого имущества и его цена, а также вид заключаемого договора. Кроме того, информация должна быть доступна для бесплатного круглосуточного анонимного просмотра, копирования и распечатки без необходимости использования каких-либо специальных программ.
Начальная стоимость имущества, предназначенного к продаже на аукционе, определяется арбитражным управляющим единолично, без привлечения субъекта оценочной деятельности.
При наличии обоснованных сомнений относительно определенной арбитражным управляющим стоимости имущества комитет кредиторов, отдельный кредитор или собственник имущества должника могут обратиться в хозяйственный суд с ходатайством о проведении независимой оценки. Хозяйственный суд своим определением может назначить независимую оценку имущества должника за счет заинтересованных кредиторов (кредитора), что осуществляется в порядке, определенном Законом Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности на Украине».
Организатор аукциона не позднее 15 рабочих дней до начала аукциона публикует на веб-сайтах государственного органа по вопросам банкротства и Высшего хозяйственного суда Украины (при проведении электронных торгов — также на своем веб-сайте) объявления о проведении аукциона и письменно уведомляет собственника имущества, заказчика и других лиц, определенных заказчиком.
На сегодняшний день порядок обнародования информации по проведению публичных торгов устанавливается организатором аукциона согласно Закону Украины «О приватизации государственных предприятий (малой приватизации)».
Интересной является норма в новом Законе об обязанности организатора разместить «баннер о продаже» на объекте недвижимости при его продаже на аукционе. Эта норма выводит продажу объекта недвижимости в «публичный свет». Имеется в виду визуальная передача информации о продаже объекта неопределенному количеству лиц, что позволяет собрать большее количество участников аукциона и, следовательно, создать большую конкуренцию среди потенциальных покупателей объекта.
Закон также определяет перечень документов, которые должно подавать лицо, желающее участвовать в аукционе, и основания для отказа в допуске к аукциону, а именно: в случае если:
— заявление на участие в аукционе не отвечает требованиям, установленным данным Законом и указанным в сообщении о проведении аукциона;
— поданные заявителем документы не отвечают установленным к ним требованиям;
— на дату составления протокола об определении участников аукциона не подтверждено поступление гарантийного взноса на счета, указанные в объявлении о проведении аукциона.
На законодательном уровне закреплен размер гарантийного взноса, который составляет 10 % первоначальной стоимости. Взнос является обязательным для лотов стоимостью от 10 прожиточных минимумов (кроме электронных торгов). Организатор аукциона обязан обеспечить ведение видеозаписи аукциона, кроме случая проведения электронных торгов. Действующей же процедурой, согласно Закону Украины «О приватизации государственных предприятий (малой приватизации)», предусматривается 10-процентный взнос независимо от стоимости объекта, что приводило к лишним затратам.
Закон предусматривает полное регламентирование всех процедур, связанных с проведением аукциона, устанавливает четкий порядок организации торгов, оформления протоколов, актов и другой документации. В частности, даже установлена ответственность участников и организатора аукциона за нарушение обязательств. Например, размер пени, которая начисляется от суммы невозвращенного гарантийного взноса или неперечисленной суммы, составляет 120 % учетной ставки НБУ.
В целом, Закон устраняет существующие пробелы в законодательстве, благодаря чему процедура продажи имущества должника через аукционы станет более прозрачной: главным образом за счет введения электронных торгов и установления четких требований к организаторам аукционов. Таким образом, нормы Закона будут препятствовать реализации имущества по заниженным ценам и без уведомления всех потенциальных участников торгов.
ШТОКАЛОВ Егор — юрист ЮК «Алексеев, Боярчуков и Партнеры», г. Киев
Вадим КИЗЛЕНКО,
адвокат ЮФ «Ильяшев и Партнеры»
В отличие от действующего Закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», в новом Законе продажа имущества должника прописана более детально, этому вопросу посвящен целый раздел.
Так, в новом Законе нет отсылочной нормы на Закон «О малой приватизации», в нем четко прописаны обязательные условия договора купли-продажи имущества с аукциона. Положительным моментом является публикация объявления о проведении аукциона на сайте государственного органа по вопросам банкротства и сайте Высшего хозяйственного суда Украины, что должно сделать эту процедуру более прозрачной и доступной. К недостаткам нового Закона я бы отнес полномочия ликвидатора по определению стартовой стоимости имущества, что может создать почву для оспаривания результатов торгов, — лучше бы цену сразу устанавливал квалифицированный оценщик.
Сергей ЯВОРСКИЙ,
юрист LCF Law Group
Закон № 4212‑VI предусматривает определенные санкции за нарушение порядка проведения аукциона его участниками и организатором.
Гарантийный взнос не возвращается участникам, если аукцион закончился без определения победителя, кроме случаев выявления недостатков имущества, не указанных в объявлении о проведении аукциона (часть 3 статьи 70). Гарантийный взнос не возвращается победителю аукциона, если он не оплатил стоимость имущества в установленный срок (часть 3 статьи 70), а также если отказался или уклонился от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества (часть 1 статьи 73).
Если организатор не передал покупателю по его требованию движимую вещь, имущественное право или не отступил право требования после полной уплаты стоимости, он уплачивает пеню в размере 0,5 % в день от стоимости продажи за период просрочки (часть 2 статьи 74). Та же санкция применяется, если организатор несвоевременно передал нотариусу акт о передаче права собственности на недвижимое имущество (часть 3 статьи 75).
Алексей КОМИНАРЕЦ,
юрист МЮФ Integrіtes
Принятый Закон «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» основательно реформировал правоотношения в процедуре банкротства, а в особенности — касающиеся порядка продажи имущества должника.
То, что активы предприятия-должника будут продаваться на аукционах (в том числе путем торгов через Интернет), позволит создать большую конкуренцию и продать имущество должника по наивысшей цене.
Средства кредиторам будут возвращаться деньгами, полученными от проведения таких аукционов, а не имуществом предприятий. Таким образом, можно будет избежать случаев фиктивного банкротства с целью захвата активов предприятия. Однако начальная стоимость такого имущества будет определяться арбитражным управляющим, что, скорее всего, упростит «вымывание» активов с проблемных предприятий.
В целом установленная новой редакцией Закона процедура продажи имущества должника посредством аукциона является позитивной. Проблема только в формальном подходе организатора аукциона к решению об отказе в допуске потенциальных участников, что требует доработки соответствующих норм Закона.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…