Право заявления отвода судье — одна из неотъемлемых гарантий непредвзятого рассмотрения дела в суде. Несмотря на столь непреложную истину, положения Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП) Украины не содержат соответствующих положений.
Согласно пункту 1 статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основоположных свобод (Конвенция), каждый имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, установленным законом, который решит спор относительно его прав и обязанностей или установит обоснованность выдвинутого против него уголовного обвинения.
Европейский суд по правам человека (Евросуд) в своих решениях неоднократно отмечал, что некоторые дела об административных правонарушениях по своей сути имеют уголовный характер, и на них полностью распространяются гарантии статьи 6 Конвенции (решения по делам «Надточий против Украины», «Гурепка против Украины»). Особое внимание следует обратить на пункт 21 решения Евросуда «Надточий против Украины», где указано следующее: «Суд отмечает, что Правительство признало уголовно-правовой характер Кодекса об административных правонарушениях…», то есть представитель Правительства Украины прямо подтвердил, что при рассмотрении отдельной категории дел об административных правонарушениях суды должны придерживаться прав и гарантий, предусмотренных статьей 6 Конвенции.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии пробелов в законодательстве в отношении процессуального урегулирования рассмотрения судьей дел об административных правонарушениях и, в частности, отсутствии урегулирования права на отвод и порядка рассмотрения заявления об отводе. В КУоАП Украины прямо не предусмотрены положения об отводе судей. С учетом изложенного в данном случае правомерным и целесообразным будет применение аналогии процессуального закона и принятие к рассмотрению заявления об отводе судьи по правилам, закрепленным в Уголовном процессуальном кодексе Украины.
Тем не менее проблема носит системный характер, и необходимым шагом является принятие закона, который данный пробел в действующем законодательстве устранит. В идеале же принятию подлежит новая редакция КУоАП Украины ввиду того, что действующий текст явно не соответствует требованиям практики.
Пока соответствующие законодательные изменения не внесены, судьи при рассмотрении дел об административных правонарушениях, основываясь на положениях Конвенции, озвучивают сторонам по делу их право на отвод судьи.
БАЛАЦЕНКО Максим — юрист ЮК FCLEX, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…