Возможные трудности с наступлением холодов подогревают интерес общественности к сфере жилищно-коммунального хозяйства. Правительство предложило направление реформ, зарегистрировав в парламенте проект новой редакции Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» № 4563а (проект № 4563а).
Такие понятия, как «производитель» и «балансодержатель» упраздняются. Участниками отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг признаются только потребитель и исполнитель. Потребитель определяется как физическое или юридическое лицо, владеющее объектом недвижимого имущества и получающее жилищно-коммунальную услугу. Отметим, что, согласно нынешнему Закону о ЖКУ (как и Закону Украины «О защите прав потребителей»), потребителем является и лицо, имеющее намерение купить услугу.
Вместо услуг по содержанию дома и придомовой территории предусмотрено управление многоквартирным домом, которое будет осуществляться управляющим (физическим лицом — предпринимателем или юрлицом). Договор с управляющим многоквартирным домом от имени сособственников подписывает сособственник, уполномоченный на это собранием сособственников многоквартирного дома, или лицо, уполномоченное уставом ОСМД. Управляющий будет назначаться депутатами местного совета, если его не смогут избрать сами жильцы (соответствующие изменения вносятся в Закон «О местном самоуправлении на Украине»).
Разница не только в названии, но и в том, что такие тарифы освобождаются от государственного регулирования — их размер будет устанавливаться в договоре. Вместе с тем местные власти для назначения субсидий и предоставления льгот устанавливают предельный размер расходов на управление многоквартирным домом для физлиц, которые, согласно законодательству, имеют льготы или пользуются субсидией. Порядок повышения тарифов упрощается. Исполнитель не позднее десяти дней с даты введения новых тарифов в действие уведомляет об этом потребителей со ссылкой на решение соответствующих органов (статья 13 проекта № 4563а), тогда как сейчас такое оповещение исполнитель/производитель осуществляет не менее чем за 15 дней до введения тарифов в действие.
Как следует из проекта № 4563а, местные органы власти будут определять исполнителя всех жилкомуслуг. Напомним, что, согласно Закону «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования расчетов за энергоносители» от 10 апреля с.г., они были лишены права определять исполнителя услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотводу.
Коммунальные услуги будут предоставляться в соответствии с типовыми договорами, утверждаемыми правительством. Однако какими будут существенные условия, известно лишь в общих чертах. Такие условия упоминаются лишь в статье 11 проекта № 4563а, и к ним относятся только «качественные и количественные показатели жилищно-коммунальных услуг». В статье 26 действующего Закона содержится перечень, состоящий из 18 позиций, таких как порядок осуществления ремонта, ответственность сторон и штрафные санкции за невыполнение условий договора, а также перечень форс-мажорных обстоятельств.
Проектом № 4563а уточняется, что договоры о предоставлении коммунальных услуг не могут содержать условий о дополнительных видах оплаты услуг, не предусмотренных утвержденными Кабинетом Министров Украины типовыми договорами.
Учет потребленных услуг ведется с помощью узлов коммерческого учета. Статья 15 проекта № 4563а предусматривает, что финансирование их установки возлагается прежде всего на субъекты хозяйствования, которым принадлежит система централизованного водо- или теплоснабжения. Однако с согласия жильцов финансирование работ по установке узлов коммерческого учета может осуществляться также за их счет. При этом доля этих субъектов в финансировании не уточняется.
Расходы, связанные с установлением узлов коммерческого учета отведенных сточных вод в многоквартирном доме, осуществляются за счет инициатора его установки (статья 14 проекта № 4563а).
При отсутствии у потребителя узлов коммерческого учета будут использоваться «нормы потребления коммунальных услуг» — количественные показатели потребления коммунальных услуг, установленные Кабинетом Министров Украины и предусмотренные в договоре о предоставлении коммунальных услуг.
Проектом № 4563а предусматривается пеня: она будет начисляться в размере 0,1 % от суммы долга за каждый день задержки оплаты. Как известно, 17 декабря 2010 года парламент снял мораторий на взыскание пени, а затем Кабинет Министров Украины определил ее на уровне 0,01 %. Новые договоры, разосланные весной того года жэками, уже содержали условие о взыскании пени. Теперь ее размер повысится в десять раз.
Потребитель имеет право на неуплату стоимости коммунальных услуг только в случае временного их отсутствия более 30 дней. Действующим Законом в статье 20 не конкретизируется срок, позволяющий не оплачивать услуги.
Стоит обратить внимание на то, что основания и порядок осуществления несанкционированного доступа в помещение изменяются. Такой доступ производится в неотложных случаях, связанных со спасением жизни людей и/или имущества без получения согласия потребителя для проведения осмотра и ликвидации аварии (статья 12 проекта № 4563а). В статье 17 действующего Закона говорится, что основанием для такого проникновения могут послужить и «неполадки, которые делают невозможным предоставление жилищно-коммунальных услуг другим потребителям». В акт об осуществлении несанкционированного доступа вносится также информация о способе и времени восстановления конструктивной целостности входных дверей, окон или других элементов помещения, которые были повреждены в результате такого доступа. Также в проекте № 4563а четко указывается: расходы, которые имели место в связи с отказом потребителя в доступе к его помещению, а также нанесенный таким недопуском ущерб возлагается на виновное лицо. Расходы, связанные с обеспечением несанкционированного доступа, проведением ремонтных и восстановительных работ, необходимых в связи с отсутствием потребителя в помещении, возлагаются на исполнителя, управляющего многоквартирного дома.
Общественное обсуждение проектом № 4563а не предусмотрено — в новом документе отсутствуют нормы, закрепленные статьей 11 «Общественные слушания и общественный контроль в сфере жилищно-коммунальных услуг». Ими, в частности, предполагалось, что предложения, которые вносятся по результатам общественных слушаний, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления.
Подводя итоги, можно сказать, что законопроект ослабляет общественный и государственный контроль в сфере жилищно-коммунальных услуг. Целый ряд вопросов будет перенесен на уровень договорного регулирования, следовательно, каждому потребителю придется глубже вникать в условия предоставления услуг.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…