Со вступлением в должность Президента Украины Виктора Ющенко, с назначением Секретарем Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) Петра Порошенко само название органа — СНБО — зазвучало как-то по-иному, нежели ранее. СНБО и его Секретарь в настоящее время упоминаются в средствах массовой информации едва ли не чаще, чем Президент или Кабинет Министров Украины.
Действительно, беспрецедентные полномочия СНБО вызывают, по крайней мере, обеспокоенность. Ведь согласно Указу Президента Украины № 208 от 8 февраля 2005 года «О некоторых вопросах организации деятельности Совета национальной безопасности и обороны Украины», «новый» Совет фактически является правопреемником трех структур: прежнего СНБО, Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при Президенте Украины, Главного управления по вопросам судебной реформы, деятельности военных формирований и правоохранительных органов Администрации Президента Украины. О новых полномочиях СНБО и последствиях, к которым может привести их предоставление, пойдет речь в этой статье.
Согласно статье 107 Конституции Украины, СНБО является координационным органом по вопросам национальной безопасности и обороны при Президенте Украины, координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны.
В Конституции указано, что в состав СНБО по должности входят премьер-министр, министр обороны, председатель СБУ, министр внутренних дел, министр иностранных дел. Помимо них Президент включил в состав СНБО Государственного секретаря Александра Зинченко, Генерального прокурора Святослава Пискуна, а также — по согласию — председателя Верховного Совета Украины Владимира Литвина, Председателя Верховного Суда Украины Василия Маляренко и председателя Национального банка Украины Владимира Стельмаха.
Полномочия, отныне предоставляемые Секретарю СНБО, намного шире полномочий, предусмотренных Законом Украины «О Совете национальной безопасности и обороны».
Согласно Указу, Секретарь СНБО имеет право вносить в министерства, другие органы исполнительной власти обязательные для рассмотрения предложения и рекомендации по проблемам национальной безопасности и обороны, улучшению координации деятельности этих органов в сфере национальной безопасности и обороны, а также давать этим органам поручения и обращаться к ним с запросами, направленными на обеспечение исполнения решений СНБО, актов и поручений Президента по вопросам национальной безопасности и обороны.
Следует отметить, что понятие «национальная безопасность» — защищенность жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства, при которой обеспечивается устойчивое развитие общества, своевременное выявление, предотвращение и нейтрализация реальных и потенциальных угроз национальным интересам — достаточно неопределенное. Поэтому предоставление ряда полномочий Секретарю СНБО с формулировкой «по вопросам национальной безопасности и обороны» означает предоставление неограниченных полномочий, так как под это определение подвести можно все что угодно. А значит, Секретарь СНБО фактически получил право вмешиваться в деятельность органов исполнительной власти, включая и правоохранительные органы, по любым вопросам, как-либо связанным с национальной безопасностью и обороной.
СНБО и кадровая политика
Весьма существенные полномочия предоставлены Секретарю СНБО и в сфере кадровой политики. В частности, Секретарь будет вносить в установленном порядке предложения относительно кандидатур на должности в правоохранительных органах, Вооруженных Силах Украины и других военных формированиях, назначение на которые осуществляется Президентом Украины. Также на рассмотрение Президенту Секретарь будет представлять свои предложения и относительно кандидатур на должности судей, членов Высшего совета юстиции и членов Высшей квалификационной комиссии судей Украины. Напомню, что их назначение на должности осуществляется Президентом Украины.
Кроме того, СНБО будет согласовывать предложения относительно кандидатур на должности руководителей правоохранительных органов Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, а также кандидатур на должности в органах государственной власти, деятельность которых связана с вопросами национальной безопасности и обороны Украины (их назначение на должности также осуществляется Президентом Украины).
Если исходить из полномочий Президента согласно Конституции, то СНБО будет непосредственно влиять на назначение премьер-министра и членов Кабинета Министров Украины, Генерального прокурора, должностных лиц Совета Национального банка, Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, Конституционного Суда Украины, председателей Антимонопольного комитета, Фонда государственного имущества, Государственного комитета телевидения и радиовещания и т.д.
Уже сейчас можно говорить о том, что Секретарь СНБО фактически будет контролировать назначение всех должностных лиц в органах исполнительной и судебной власти и тем самым, так или иначе, влиять на политику этих органов.
Кроме того, Президент предоставил СНБО право согласовывать проекты актов Президента Украины по вопросам национальной безопасности и обороны, а также о присвоении высших военных, специальных званий и классных чинов.
Слово за Конституционным Судом
В настоящее время известно, что Коммунистическая партия Украины уже подготовила представление в Конституционный Суд Украины относительно неконституционности Указа Президента об СНБО. По мнению лидера КПУ Петра Симоненко, Президент нарушил норму Конституции, запрещающую передачу части президентских полномочий другому лицу — Секретарю СНБО. Так ли это, определит КСУ.
На одной из пресс-конференций Петр Порошенко заявил, что СНБО будет заниматься реформированием армии, правоохранительных органов, вопросами консолидации общества, национальной безопасности, межэтническими отношениями, судебной реформой, борьбой с коррупцией, вопросами свободы слова и т.д. Похоже, списку вопросов, которыми будет заниматься СНБО, конца нет. Таким образом, только от членов Совета и будет зависеть, чем им заниматься, а другими словами — во что вмешиваться. Остается надеяться, что при выборе направлений своей деятельности СНБО будет руководствоваться интересами государства и действовать на основании норм действующего законодательства. Ведь в данный момент «совещательные» функции СНБО переросли в «контрольно-надзорные» в самом широком смысле.
Среди прочего своим Указом Президент поручил Секретарю СНБО разработать предложения о внесении изменений в Закон «О Совете национальной безопасности и обороны Украины», проект положения об аппарате СНБО, предложения об усовершенствовании информационно-аналитического и организационно-технического обеспечения деятельности СНБО, предельного количества работников аппарата СНБО.
Насколько же законно «объединение» трех различных структур? А главное — насколько рационально? Не слишком ли большие полномочия предоставлены одному органу, а фактически одному человеку — Секретарю СНБО? Не станет ли СНБО осуществлять тотальный контроль за деятельностью органов исполнительной и судебной власти? И, в конце концов, чью политику будет реализовывать Секретарь СНБО: государства, Президента, свою собственную…? Пока это только вопросы. И ответы на них может дать только время… и Конституционный Суд Украины, если, конечно, соответствующее представление все же будет внесено.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…