Новые задачи старого Совета — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №10 (376) » Новые задачи старого Совета

Новые задачи старого Совета

Со вступлением в должность Президента Украины Виктора Ющенко, с назначением Секретарем Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) Петра Порошенко само название органа — СНБО — зазвучало как-то по-иному, нежели ранее. СНБО и его Секретарь в настоящее время упоминаются в средствах массовой информации едва ли не чаще, чем Президент или Кабинет Министров Украины.

Действительно, беспрецедентные полномочия СНБО вызывают, по крайней мере, обеспокоенность. Ведь согласно Указу Президента Украины № 208 от 8 февраля 2005 года «О некоторых вопросах организации деятельности Совета национальной безопасности и обороны Украины», «новый» Совет фактически является правопреемником трех структур: прежнего СНБО, Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при Президенте Украины, Главного управления по вопросам судебной реформы, деятельности военных формирований и правоохранительных органов Администрации Президента Украины. О новых полномочиях СНБО и последствиях, к которым может привести их предоставление, пойдет речь в этой статье.

Согласно статье 107 Конституции Ук­раины, СНБО является координационным органом по вопросам национальной безопасности и обороны при Президенте Украины, координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти в сфере национальной безопаснос­ти и обороны.

В Конституции указано, что в состав СНБО по должности входят премьер-министр, министр обороны, председатель СБУ, министр внутренних дел, министр иностранных дел. Помимо них Президент включил в состав СНБО Государственного секретаря Александра Зинченко, Генерального прокурора Святослава Пискуна, а также — по согласию — председателя Верховного Совета Украины Владимира Литвина, Председателя Верховного Суда Украины Василия Маляренко и председателя Национального банка Украины Владимира Стельмаха.

Полномочия, отныне предоставляемые Секретарю СНБО, намного шире полномочий, предусмотренных Законом Украины «О Совете национальной безопаснос­ти и обороны».

Согласно Указу, Секретарь СНБО имеет право вносить в министерства, другие органы исполнительной власти обязательные для рассмотрения предложения и рекомендации по проблемам национальной безопасности и обороны, улучшению координации деятельности этих органов в сфере национальной безопасности и обороны, а также давать этим органам поручения и обращаться к ним с запросами, направленными на обеспечение исполнения решений СНБО, актов и поручений Президента по вопросам национальной безопасности и обороны.

Следует отметить, что понятие «национальная безопасность» — защищенность жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства, при которой обеспечивается устойчивое развитие общества, своевременное выявление, предотвращение и нейтрализация реальных и потенциальных угроз национальным интересам — достаточно неопределенное. Поэтому предоставление ряда полномочий Секретарю СНБО с формулировкой «по вопросам национальной безопасности и обороны» означает предоставление неограниченных полномочий, так как под это определение подвести можно все что угодно. А значит, Секретарь СНБО фактически получил право вмешиваться в деятельность органов исполнительной власти, включая и правоохранительные органы, по любым вопросам, как-либо связанным с национальной безопасностью и обороной.

СНБО и кадровая политика

Весьма существенные полномочия предоставлены Секретарю СНБО и в сфере кадровой политики. В частности, Секретарь будет вносить в установленном порядке предложения относительно кандидатур на должности в правоохранительных органах, Вооруженных Силах Украины и других военных формированиях, назначение на которые осуществляется Президентом Украины. Также на рассмот­рение Президенту Секретарь будет представлять свои предложения и относительно кандидатур на должности судей, членов Высшего совета юстиции и членов Высшей квалификационной комиссии судей Украины. Напомню, что их назначение на должности осуществляется Президентом Украины.

Кроме того, СНБО будет согласовывать предложения относительно кандидатур на должности руководителей право­охранительных органов Автономной Рес­публики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, а также кандидатур на должности в органах государственной власти, деятельность которых связана с вопросами национальной безопасности и обороны Украины (их назначение на должнос­ти также осуществляется Президентом ­Украины).

Если исходить из полномочий Президента согласно Конституции, то СНБО будет непосредственно влиять на назначение премьер-министра и членов Кабинета Министров Украины, Генерального прокурора, должностных лиц Совета Национального банка, Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, Конституционного Суда Украины, председателей Антимонопольного комитета, Фонда государственного имущества, Государственного комитета телевидения и радиовещания и т.д.

Уже сейчас можно говорить о том, что Секретарь СНБО фактически будет конт­ролировать назначение всех должностных лиц в органах исполнительной и судебной власти и тем самым, так или иначе, влиять на политику этих органов.

Кроме того, Президент предоставил СНБО право согласовывать проекты актов Президента Украины по вопросам национальной безопасности и обороны, а также о присвоении высших военных, специальных званий и классных чинов.

Слово за Конституционным Судом

В настоящее время известно, что Коммунистическая партия Украины уже подготовила представление в Конституционный Суд Украины относительно неконституционности Указа Президента об СНБО. По мнению лидера КПУ Петра Симоненко, Президент нарушил норму Конституции, запрещающую передачу части президентских полномочий другому лицу — Секретарю СНБО. Так ли это, определит КСУ.

На одной из пресс-конференций Петр Порошенко заявил, что СНБО будет заниматься реформированием армии, правоохранительных органов, вопросами консолидации общества, национальной безо­пасности, межэтническими отношениями, судебной реформой, борьбой с коррупцией, вопросами свободы слова и т.д. Похоже, списку вопросов, которыми будет заниматься СНБО, конца нет. Таким образом, только от членов Совета и будет зависеть, чем им заниматься, а другими словами — во что вмешиваться. Остается надеяться, что при выборе направлений своей деятельности СНБО будет руководствоваться интересами государства и действовать на основании норм действующего законодательства. Ведь в данный момент «совещательные» функции СНБО переросли в «контрольно-надзорные» в самом широком смысле.

Среди прочего своим Указом Президент поручил Секретарю СНБО разработать предложения о внесении изменений в Закон «О Совете национальной безопасности и обороны Украины», проект положения об аппарате СНБО, предложения об усовершенствовании информационно-аналитического и организационно-технического обеспечения деятельности СНБО, предельного количества работников аппарата СНБО.

Насколько же законно «объединение» трех различных структур? А главное — насколько рационально? Не слишком ли большие полномочия предоставлены одному органу, а фактически одному человеку — Секретарю СНБО? Не станет ли СНБО осуществлять тотальный контроль за деятельностью органов исполнительной и судебной власти? И, в конце концов, чью политику будет реализовывать Секретарь СНБО: государства, Президента, свою собственную…? Пока это только вопросы. И ответы на них может дать только время… и Конституционный Суд Украины, если, конечно, соответствующее представление все же будет внесено.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Дела судебные: в поисках истины

Деловая практика

О «состоятельности» банкротства на Украине

Законодательная практика

Новые задачи старого Совета

Комментарии и аналитика

Арест счетов органа местного самоуправления — практика и социальная целесообразность

Нюансы обязательного страхования

Неделя права

Украинская «реприНЕФТИзация»

Исполнение наказаний Минюсту не отдадут

«Чистка рядов» в МВД

Ушел из жизни экс-министр МВД

Нотариусы — не агенты?

Реестр событий

Проблемы взятия под стражу

Дело «Криворожстали»: наша песня...

ВККС: кворум собрался

Судебная практика

Обеспечение иска: проблемы исполнения

Почтовые марки — вне закона?

Исполнение в процедуре банкротства

«БезОТВЕТСТВЕННОСТЬ» учредителя

Судебные решения

Передача объекта незаконченного строительства в процедуре исполнительного производства

Обжалование действий должностных лиц исполнительной службы

Судебные решения являются обязательными к исполнению на всей территории Украины

Правомерность публичного показа кинофильмов

Процессуальные права участников исполнительного производства

Тема номера

Кто и когда должен выдать приказ?

Новшества для тех, кто «при исполнении»!

Трибуна

Проблемы становления админсудов на Украине

Частная практика

Франчайзинг: путь в регионы

Юридический форум

Проблемы нашего информпространства

Інші новини

PRAVO.UA