Критика частного разума — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика №22 » Критика частного разума

Критика частного разума

Рубрика Тема номера
Все проекты АМКУ являются публичными, и Комитет демонстрирует готовность работать с критикой, замечаниями и предложениями со стороны бизнеса и юридического сообщества

Эдуард ТРЕГУБОВ Специально для «Юридической практики»

Подходит к концу четвертый год работы действующего состава Антимонопольного комитета Украины (АМКУ, Комитет). Весной ведомство опубликовало отчет о деятельности за 2018 год, который позволяет как проанализировать показатели эффективности в цифрах, так и определить общие тенденции и подходы Комитета. Отчеты АМКУ являются ежегодными, и хотя их структура и подходы к оформлению меняются, ключевые параметры остаются прежними. Благодаря этому сохраняется некая преемственность и возможность оценки результатов работы Комитета в динамике.

Отчет за 2018 год получился весьма объемным и помимо статистики содержит исследования макроэкономической ситуации в Украине, оценку состояния конкуренции на рынках топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и жилищно-комунального хозяйства (ЖКХ), фармацевтики, транспорта, связи и телекоммуникаций, рынках потребительских товаров, административных и финансовых услуг. Отдельный блок отчета посвящен правоприменительной практике АМКУ.

Основные показатели

За 2018 год АМКУ было прекращено 1344 нарушения. В 52 % случаев Комитет применил санкции к нарушителям, в остальных ограничился рекомендациями. Наиболее распространенным нарушением, пресеченным АМКУ в прошлом году, стали антиконкурентные действия органов власти (454 нарушения). Также среди популярных нарушений были антиконкурентные согласованные действия субъектов хозяйствования и злоупотребление монопольным (доминирующим) положением.

Проблемными в аспекте соблюдения конкурентного законодательства традиционно оказались рынки ЖКХ, ТЭК, а также агропромышленного комплекса (АПК). Суммарно на этих рынках было совершено более 50 % от всех правонарушений, прекращенных антимонопольным органом.

АМКУ также просчитал экономический эффект от прекращения им нарушений конкуренции, который в 2018 году составил практически 4 млрд грн. Этот показатель за год повысился на 56,2 %.

Штрафы

В 2018 году АМКУ оштрафовал субъектов хозяйствования на общую сумму 277 млн грн, из которых непосредственно в государственный бюджет поступило 182,8 млн грн. Заметной стала тенденция к уменьшению общей суммы наложенных штрафов. Как отмечает Комитет, во главу угла сейчас ставится приоритет качества и значимости дел над количеством. Также АМКУ уделяет внимание усилению доказательственной базы до принятия решений.

Крупнейшие штрафы за 2018 год — 41 млн грн в деле об антиконкурентных согласованных действиях на рынке сжиженного углеводородного газа в качестве моторного топлива, 33 млн грн в деле о злоупотреблении монопольным положением ГП «Укрспирт», 30,1 млн грн, наложенные на ПАО «Полтаваоблэнерго» за злоупотребление монопольным положением на рынке передачи электрической энергии местным (локальным) электрическим сетям.

Также следует отметить довольно крупный штраф, который был наложен в 2018 году в деле о концентрации без получения соответствующего разрешения Комитета. Концентрация была осуществлена на рынке банковских услуг, размер штрафа составил 15 млн грн.

Но об умышленном смягчении в данном вопросе говорить преждевременно. В первой половине 2019 года Комитет уже успел наложить довольно крупные штрафы. Так, в апреле АМКУ оштрафовал на 58 млн грн группу DCH за приобретение контроля над предприятием «Евраз ДМЗ». На 55 млн грн оштрафовали группу «ТАС» за покупку предприятия «Днепрометиз». А 7 мая почти на 150 млн грн были оштрафованы две строительные компании корпорации «Укрбуд» за сговор на двух торгах.

Суды

Довольно важный показатель, на основании которого нередко принимается решение о целесообразности судебного обжалования актов АМКУ, — это судебная практика по делам против Комитета. Тут следует выделить две группы дел: инициируемые самим Комитетом и инициируемые субъектами хозяйствования, оспаривающими решения антимонопольного органа.

В первом случае АМКУ в 2018 году инициировал 324 судебных процесса. Судами удовлетворены 266 исков, окончательно отказано лишь в трех исках.

Что касается дел об обжаловании решений Комитета, то их в 2018 году было 182. Признаны недействительными полностью либо частично 14 решений. Однако в большинстве случаев речь идет о судебном обжаловании решений, вынесенных в предыдущие годы. Данный показатель красноречиво свидетельствует о том, насколько сложно в современных условиях рассчитывать на успех в судебных спорах против АМКУ.

Концентрации

В 2018 году Комитетом было рассмотрено 453 заявления о получении разрешения на концентрацию субъектов хозяйствования. Практически четверть разрешенных концентраций осуществлены на рынке АПК. Таким образом, в прошлом году произошло ощутимое уменьшение количества обращений в Комитет за разрешениями на концентрацию.

Публичные закупки

В прошлом году в постоянно действующую административную коллегию АМКУ по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок было направлено 7786 жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок. Этот показатель возрастает ежегодно, и в 2018 году он повысился на 37 %.

Коллегия за 2018 год приняла 13 342 решения. В 58 % случаев Коллегия удовлетворила жалобы полностью или частично. Это свидетельствует о том, что если в процессе публичной закупки права субъекта хозяйствования были нарушены, обращение с жалобой в АМКУ является для бизнеса достаточно эффективным механизмом защиты.

3,5 % от общего количества принятых Комитетом решений обжалуются в судах. За 2018 год из 196 решений, которые были обжалованы, лишь 12 отменены судом.

В целом стоит признать, что Комитет как орган обжалования в публичных закупках в 2018 году работал весьма интенсивно.

Нормотворческая работа

АМКУ также проводит активную нормотворческую работу. Одним из ключевых документов, над которым Комитет в данный момент работает, является проект Концепции государственной политики развития и защиты экономической конкуренции в Украине.

В 2018 году АМКУ публиковал и обсуждал с бизнесом проекты типовых требований, в частности, в отношении вертикальных согласованных действий субъектов хозяйствования при поставке и использовании товаров, согласованных действий в сфере трансфера технологий, согласованных действий малых и средних предпринимателей относительно совместного приобретения товаров. В 2019 году Комитет опубликовал проект распоряжения «О внесении изменений в типовые требования к согласованным действиям субъектов хозяйствования для общего освобождения от предварительного получения разрешения органов Антимонопольного комитета Украины на согласованные действия субъектов хозяйствования». В 2019 году АМКУ также планирует утвердить порядок согласования правил профессиональной этики в конкуренции.

Обновление подзаконной нормативно-правовой базы следует ожидать и в вопросах контроля за концентрациями. Также очень важными для бизнеса являются опубликованные Комитетом проекты новой методики определения рынка и методики определения монопольного (доминирующего) положения на рынке.

Стоит отметить, что все проекты являются публичными, и АМКУ демонстрирует готовность работать с критикой, замечаниями и предложениями со стороны бизнеса и юридического сообщества.

ТРЕГУБОВ Эдуард — партнер ЮФ «Салком», адвокат, к.ю.н., г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA