Система контроля государственной помощи — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика №22 » Пересечь на корню

Пересечь на корню

Создание эффективной системы контроля государственной помощи субъектам хозяйствования

Рубрика Тема номера
Создание эффективной системы контроля государственной помощи субъектам хозяйствования направлено на существенное ограничение любой помощи с использованием государственных ресурсов

Одним из приоритетных направлений на пути реализации европейского выбора нашего государства является создание эффективной системы контроля государственной помощи, предоставляемой субъектам хозяйствования, по образцу системы, функционирующей в Европейском Союзе. Такая система позволит существенно ограничить любую помощь с использованием государственных ресурсов во избежание недопущения конкуренции путем предоставления преимуществ отдельным предприятиям или производству отдельных товаров. Именно эта цель указана как предопределяющая в ряде международных соглашений, в том числе в Соглашении об ассоциации между Украиной с одной стороны и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами с другой стороны.

Помощь в законе

С учетом обязательств, определенных Соглашением об ассоциации, Антимонопольным комитетом Украины (АМКУ) разработан, а Верховной Радой Украины принят Закон Украины «О государственной помощи субъектам хозяйствования» (Закон № 1555-VII), вступивший в силу в полном объеме 2 августа 2017 года. Данный законодательный акт устанавливает правовые основы проведения мониторинга государственной помощи, предоставляемой субъектам хозяйствования, осуществления контроля по допустимости такой помощи для конкуренции, направлен на обеспечение защиты и развития конкуренции, повышение прозрачности функционирования системы государственной помощи и соблюдение международных обязательств Украины в сфере государственной помощи.

Наряду с международно-правовым регулированием, закрепляющим основные принципы и обязательства, Закон № 1555-VII является специальным национальным правовым актом, положения которого детализируются и дополняются рядом подзаконных нормативно-правовых актов, в частности постановлениями Кабинета Министров Украины и распоряжениями Антимонопольного комитета Украины.

В условиях распространенной поддержки субъектов хозяйствования за счет ресурсов государства или местных ресурсов появление нового законодательного регулирования в данной сфере ознаменовалось многочисленными обращениями лиц, предоставляющих государственную помощь, в Антимонопольный комитет Украины (уполномоченный орган) с целью получения решения о допустимости такой помощи с точки зрения конкуренции. Много обращений поступило во второй половине 2018 года, продолжают они поступать и сейчас, что, скорее всего, связано с заключительными и переходными положениями Закона № 1555-VII об обязанности сообщить обо всех текущих программах поддержки субъектов хозяйствования в течение одного года со дня вступления в силу данного закона.

Сложности механизма

Не умаляя достоинств выбранного государством курса и несмотря на внешне прогрессивное правовое регулирование, можно отметить, что механизм рассмотрения допустимости государственной помощи, предоставляемой субъектам хозяйствования, как показывает практика, является сложным и содержит достаточно большое количество оценочных суждений, что может негативно отразиться на возможности предоставления государственной помощи тем, кому она действительно необходима.

Так, в соответствии с частями 4, 5 статьи 9 Закона № 1555-VII государственная помощь, о которой следует сообщать уполномоченному органу в определенном им порядке с учетом сроков рассмотрения сообщения и дела о государственной помощи, может быть предоставлена лишь после получения соответствующего решения уполномоченного органа, предусмотренного пунктами 1 и 2 части 6 статьи 10 или пунктами 1–3 части 7 статьи 11 Закона № 1555-VII.

Исходя из максимальных сроков рассмотрения сообщения и дела о государственной помощи, регламентированных положениями статей 10, 11 Закона № 1555-VII (с учетом возможного выявления недостатков и углубленного анализа допустимости помощи), сообщение о новой государственной помощи следует подавать как минимум за девять месяцев до ее предоставления, что существенным образом ограничивает возможность предоставления помощи тем, кому она действительно необходима и допустима с точки зрения экономической конкуренции. Продолжительность рассмотрения сообщения напрямую зависит от решения уполномоченного органа, а законодатель не предусмотрел реальных инструментов, способных ускорить указанное рассмотрение. В то же время четко урегулированная стадийность рассмотрения сообщения позволяет контролировать его переход от одной стадии к другой и при наличии на то оснований применять установленные законом презумпции (например, часть 2 статьи 10 Закона №1555-VII) либо обращаться в суд.

Оценочное основание

Не менее проблематичным является вопрос, касающийся решений, которыми завершается рассмотрение сообщения и дела о государственной помощи, так как основания для их принятия имеют оценочный характер. Анализируя содержание Реестра государственной помощи, размещенного на официальном портале уполномоченного органа, приходим к выводу, что зачастую уполномоченный орган принимает решение о признании поддержки субъекта хозяйствования не государственной помощью. Одним из оснований для этого является положение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона №1555-VII, в соответствии с которым действие данного закона не распространяется на поддержку хозяйственной деятельности, связанной с предоставлением услуг, которые представляют общий экономический интерес, в части компенсации обоснованных расходов на предоставление таких услуг. По нашему глубокому убеждению, квалификация услуг как услуг, представляющих общий экономический интерес, имеет оценочный характер, что по сути наделяет уполномоченный орган неограниченными полномочиями. Аналогичным образом оценочный характер имеют и другие основания для принятия различных решений. Как видим, обоснование применения той или иной трактовки соответствующего основания усиливается положениями международных договоров.

На практике такой подход приводит к тому, что решения уполномоченного органа практически невозможно признать недействительными в судебном порядке, так как по общему правилу суд не может вмешиваться в дискреционные полномочия.

Согласно статье 17 Закона № 1555-VII, которая корреспондируется со статьей 27 Кодекса административного судопроизводства Украины, заинтересованные лица имеют право обжаловать решение уполномоченного органа, принятое в соответствии с этим законом, полностью или частично в окружном административном суде, территориальная юрисдикция которого распространяется на город Киев, в месячный срок со дня получения решения. При этом принятие административным судом к рассмотрению заявления о признании недействительным решения уполномоченного органа полностью или частично не останавливает его исполнения, что в очередной раз подчеркивает особую значимость решений уполномоченного органа на пути развития рыночной конкуренции.

Судя по содержанию Единого государственного реестра судебных решений, решения уполномоченного органа по исследуемой тематике обжалуются крайне редко, что, с одной стороны, может указывать на отсутствие такой необходимости, а с другой — на уверенность лиц, предоставляющих помощь, в бесперспективности спора.

Реализовать потенциал

Исходя из вышеизложенного, следует констатировать, что постепенно внедряемая система контроля государственной помощи, предоставляемой субъектам хозяйствования, имеет большой потенциал. Вместе с тем такая система наделяет уполномоченный орган практически неограниченными полномочиями, что может привести к невозможности защиты действительно нарушенных в данной сфере прав и интересов. Считаем, что только грамотный и комплексный подход к рассмотрению сообщения о государственной помощи является залогом получения позитивного решения, а в последующем, в случае необходимости, — и защиты нарушенных прав и интересов.

МАРТЫНЕНКО Антон — адвокат АО «Шкребец и Партнеры», г. Харьков

_________________________________________________________________________

МНЕНИЕ

Соблюсти критерии

Анна ГРИЩЕНКО, руководитель практики слияний и поглощений/антимонопольного права Pavlenko Legal Group

Перечень услуг, представляющих общий экономический интерес, утвержден постановлением КМУ № 420 от 23 мая 2018 года и включает три группы услуг: в сфере функционирования рынков электроэнергии и природного газа, а также жилищно-коммунальные услуги. Помимо этого разъяснение АМКУ № 4-рр/дд от 20 марта 2018 года определяет четыре критерия, при одновременном соблюдении которых компенсация затрат на услуги не будет считаться государственной помощью: фактическое исполнение субъектом своих обязательств по предоставлению четко определенных услуг; наличие объективной и прозрачной методики расчета размера компенсации; предоставление компенсации за услуги в размере, не превышающем необходимый для покрытия затрат; выбор субъекта для предоставления услуг через конкурентную процедуру публичных закупок; определение уровня компенсации на основании анализа затрат, типичных для субъекта, который мог бы предоставлять такие услуги (с учетом соответствующего дохода и обоснованной прибыли).

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA