Правосубъектность несовершеннолетних — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика №22 » Разрешите вмешаться

Разрешите вмешаться

Правосубъектность несовершеннолетних в медицинском праве

Нужно внести изменения в законодательство для устранения коллизии в вопросе предоставления информации и осуществления медицинского вмешательства в отношении несовершеннолетнего

Говоря о правосубъектности несовершеннолетних, большинство юристов сразу вспоминают о мелких бытовых сделках, распоряжении своим заработком и основаниях предоставления полной дееспособности. Но если посмотреть на лицо в возрасте от 14 до 18 лет с позиции «человека в белом халате», открывается ряд вопросов относительно того, что же может и не может реализовать самостоятельно несовершеннолетний в сфере здравоохранения. Сложность вопроса правосубъектности несовершеннолетних в медицинском праве обусловлена тем, что существует ряд коллизий в законодательстве. Даже при самом простом вопросе — о праве на информацию о состоянии здоровья — мы сталкиваемся с ними. Статья 285 Гражданского кодекса (ГК) Украины говорит о том, что совершеннолетнее физическое лицо имеет право на достоверную и полную информацию о состоянии своего здоровья, в том числе на ознакомление с медицинскими документами, касающимися его здоровья. В то же время предшествующая ей статья 284 ГК Украины (часть 2) устанавливает, что физическое лицо, которое достигло 14 лет и обратилось за оказанием ему медицинской помощи, имеет право на выбор врача и выбор методов лечения согласно его рекомендациям. Не кажется ли вам, что невозможно принять взвешенное решение о выборе метода лечения, не обладая информацией о состоянии здоровья? Аналогичные нормы дублируются и в Законе Украины «Основы законодательства Украины об охране здоровья» (Основы) (статьи 39 и 38 соответственно).

Право на информацию

Кто же имеет право на получение информации о состоянии здоровья несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет? Верно, его родители (усыновители) либо попечители. То есть, если следовать букве закона, создается следующая цепочка: врач доносит информацию о состоянии здоровья законным представителям несовершеннолетнего, они, в свою очередь, передают или не передают ее ребенку, а он принимает решение о выборе метода лечения. И все было бы неплохо (странно, но неплохо), но ведь по логике статьи 285 ГК Украины и статьи 38 Основ лицо, достигшее 14 лет, может самостоятельно обратиться за медицинской помощью. Что получается? Несовершеннолетний самостоятельно обратился за помощью, выбрал врача, но для того, чтобы получить информацию о состоянии здоровья для адекватного выбора метода лечения, должен позвать родителей? Или ему придется принимать решение вслепую?

Статья 43 Основ говорит о том, что для применения методов диагностики, профилактики и лечения необходимо согласие информированного в соответствии со статьей 39 Основ пациента. Да, именно в соответствии с той статьей, которая предполагает информирование совершеннолетнего. При этом статья 43 Основ еще раз напоминает, что с согласия законных представителей вмешательство осуществляется только в отношении малолетних (до 14 лет) и недееспособных, остальные пациенты дают согласие сами.

Следует отметить, что отказаться от лечения имеет право только тот пациент, который обладает полной гражданской дееспособностью, осознает значение своих действий и может управлять ими. То есть несовершеннолетний, предоставивший согласие на лечение, потом не может от него отказаться? А если на момент предоставления согласия и выбора метода лечения он не имел полной информации о состоянии своего здоровья, картина получится крайне печальной.

Что же делать (или не делать) с совершеннолетними? Как толковать нормы закона и где грань самостоятельности несовершеннолетнего пациента?

Доверить представителю

Идеальным вариантом, по мнению автора, является ситуация, когда за помощью несовершеннолетний обращается вместе с одним из законных представителей. В таком случае у нас есть и лицо, которое абсолютно точно имеет право на полную информацию о состоянии здоровья пациента (законный представитель), и лицо, которое выбирает методы лечения и предоставляет согласие на медицинское вмешательство (несовершеннолетний пациент). Как и в каком объеме донести информацию такому пациенту — это решение принимается в каждой конкретной ситуации с учетом норм закона и состояния здоровья пациента. Информированное согласие на медицинское вмешательство в таком случае можно получить и от ребенка, и от его законного представителя.

Подзаконные нормативные акты также не добавляют ясности в вопрос правосубъектности несовершеннолетних. Так, например, существует утвержденная Министерством здравоохранения форма первичной учетной документации № 063-2/о «Информированное согласие и оценка состояния здоровья лица либо ребенка одним из родителей или иным законным представителем ребенка на проведение прививки или туберкулинодиагностики». Из самого названия становится понятно, что субъекты согласия делятся на взрослых, способных самостоятельно оценить свое состояние здоровья и дать согласие на прививку, и детей, за которых это делают законные представители. Согласно статье 6 Семейного кодекса Украины правовой статус ребенка имеет лицо до достижения им совершеннолетия, то есть 18 лет. Следовательно, форма согласия на проведение прививки либо туберкулинодиагностики не подразумевает возможности самостоятельного предоставления такого согласия несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет. При этом, возвращаясь к нормам Основ и ГК Украины, отметим, что именно несовершеннолетний дает согласие на проведение медицинского вмешательства, а прививка либо туберкулинодиагностика в любом случае являются медицинским вмешательством.

Как быть в данной ситуации? По мнению автора, заявление о согласии на проведение прививки либо туберкулинодиагностики должны предоставлять законные представители такого несовершеннолетнего. При этом обязательным также является наличие согласия на медицинское вмешательство, составленной по форме № 003-6/о «Информированное добровольное согласие пациента на проведение диагностики, лечения и на проведение операции и обезболивания», от самого несовершеннолетнего, и именно наличие его согласия является ключевым фактором при принятии решения о проведении прививки или туберкулинодиагностики. То есть даже при наличии согласия родителей никакое медицинское вмешательство не может быть осуществлено вопреки волеизъявлению несовершеннолетнего пациента, кроме случаев, когда имеются признаки прямой угрозы жизни пациента и его согласие на вмешательство невозможно получить по объективным причинам.

Устранить коллизию

Как видите, вопрос правосубъектности несовершеннолетних в медицинском праве довольно непростой. В связи с существующими коллизиями и с учетом особенностей медицинской сферы, в которой человеческий фактор имеет огромный вес, решение о предоставлении информации и осуществлении медицинского вмешательства в отношении несовершеннолетнего каждый раз принимает врач, учитывая ряд оговорок и сложностей. Фактически каждый раз врач балансирует между неукоснительным соблюдением предписаний законодательства и достижением целей лечебно-диагностического процесса. В силах законодателя изменить эту ситуацию, позволив врачу заниматься его непосредственной работой — спасением жизни и сохранением здоровья пациента.

ЛЯШЕНКО Наталья — юрист ЮКК «Де-Юре», г. Одесса

_________________________________________________________________________

МНЕНИЕ

Только с письменного согласия

Максим МОИСЕЕНКО, старший юрист  АО Colares

Частью 1 статьи 8 ГК Украины установлено, что если определенные гражданские отношения не урегулированы настоящим Кодексом, другими актами гражданского законодательства или договором, они регулируются теми правовыми нормами этого Кодекса, других актов гражданского законодательства, которые регулируют сходные по содержанию гражданские правоотношения (аналогия закона).

Подобная аналогия закона содержится в статье 44 Закона Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении» относительно получения в обязательном порядке письменного согласия лица на применение новых методов профилактики, диагностики, лечения, реабилитации и лекарственных средств, находящихся на рассмотрении в установленном порядке, но еще не допущенных к применению.

В частности, частью 2 статьи 44 установлено, что новые методы профилактики, диагностики, лечения, реабилитации применяются к физическому лицу в возрасте от 14 до 18 лет с его письменного согласия и письменного согласия его родителей или иных законных представителей. При этом такому лицу и (или) его законному представителю должна быть предоставлена информация о целях, методах, побочных эффектах, возможном риске и ожидаемых результатах.

Используя аналогию закона и руководствуясь нормами ГК Украины, можно сделать вывод, что медицинское вмешательство в отношении несовершеннолетнего лица в возрасте от 14 до 18 лет осуществляется с письменного согласия такого лица и его родителей или других законных представителей. То же касается и отказа от лечения.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA