Трудоустройство в нашей стране иностранцев — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Ресурс-фактор

Получение разрешения на трудоустройство в нашей стране иностранцев

Практика ЕС показывает, что свободное передвижение трудовых ресурсов — один из основных факторов привлечения прямых иностранных инвестиций, но готова ли Украина открыть свои границы для мигрантов?

Сегодня многие работодатели в Украине испытывают нехватку кадров разной квалификации, даже если предлагается конкурентная заработная плата. Достаточно сложной и дорогостоящей является и процедура получения разрешения на трудоустройство в нашей стране иностранцев. Все это сдерживает привлечение прямых иностранных инвестиций. Такие аргументы приводят авторы проекта Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно преодоления и предотвращения негативных последствий массовой трудовой миграции украинцев за границу» (законопроект № 10272), целью которого, в частности, является либерализация процедуры и правил трудоустройства иностранных граждан.

Передать полномочия

По мнению авторов законопроекта № 10272, легализация труда иностранцев излишне зарегулирована со стороны Государственной миграционной службы Украины (ГМС) и Государственной службы занятости. В связи с этим предлагается передать полномочия по выдаче и продлению действия разрешения на применение труда иностранцев и лиц без гражданства территориальным органам центрального органа, который реализует государственную политику в сферах иммиграции (Государственной миграционной службе Украины).

«Это позволит проходить все процедуры, связанные с получением разрешения на использование труда иностранцев и лиц без гражданства и временного вида на жительство, по принципу единого окна. В то же время столь радикальные изменения потребуют корректировки большого количества подзаконных актов и реструктуризации Государственной миграционной службы Украины», — комментирует Ольга Мельниченко, руководитель практики консультирования по вопросам выхода на рынок, трудового и миграционного права АО PwC Legal.

Кроме того, существует ряд нюансов, касающихся получения разрешения, которые были выработаны многолетней практикой центров занятости и сглаживали несовершенство нечетко прописанных норм законодательства, обращает внимание Анна Степанова, юрист МЮФ Baker & McKenzie: «В этих условиях передача полномочий по выдаче разрешений подразделениям миграционной службы в первые несколько месяцев после этого приведет к возникновению сложностей с получением разрешений».

Минимальный стандарт

Впрочем, в последние несколько лет в Украине упростилась процедура получения разрешений на использование труда иностранцев и лиц без гражданства, подчеркивает Богдана Пархомчук, адвокат, АО PwC Legal: «Необходимость подтверждать сведения, которые содержатся в государственном реестре, исчезла. Теперь работодатель может получить для своего экспата разрешение не только на год, но и со сроком действия менее одного года и более одного года. Кроме того, появилась категория «временно направленных иностранных работников», которых принимающая сторона совершенно не обязана трудоустраивать после получения разрешений».

То, что процедура найма иностранцев уже была существенно упрощена, подтвердила и Ольга Каращук, старший консультант «KPMG в Украине»: «В 2017 году перечень основных документов, необходимых для получения разрешения на применение труда иностранцев, был сокращен с семи (включая те, которые нужно было получать и заверять за границей) до четырех: это заявление, паспорт, фото и копия трудового договора».

И все же в противовес упрощенным процедурам украинским работодателям необходимо выполнить ряд дополнительных условий. Так, согласно пункту 3 статьи 421 Закона Украины «О занятости населения» зафиксировано такое условие привлечения квалифицированной иностранной рабочей силы, как выплата заработной платы не менее десяти минимальных ее размеров. Инициаторы законопроекта № 10272 считают, что эта норма снижает конкурентную среду для отечественных работодателей при выборе сотрудников, и предлагают отменить требование о минимальной заработной плате таких работников.

Таким образом, принятие законопроекта № 10272 позволит уменьшить расходы работодателей на процедуру найма иностранных работников и оплату их труда, подчеркивает Анна Степанова: «Отмена требования о минимальном уровне заработной платы для иностранных работников, а также минимальный пакет документов, необходимых для получения разрешения (например, недавняя отмена необходимости предоставления медицинской справки об отсутствии у работника некоторых болезней, что ранее было сдерживающим фактором), откроет путь для массового наплыва неквалифицированной дешевой рабочей силы из стран третьего мира, что обвалит и без того невысокий уровень оплаты за простую работу и неминуемо вызовет рост безработицы и бедности (и связанный с этим рост уличной преступности). Также отмена данного требования позволит недобросовестным работодателям платить заработную плату иностранным работникам неофициально, что приведет к потерям налоговых поступлений».

В настоящее время украинские и иностранные компании испытывают острую проблему дефицита кадров, причем как в отношении «белых», так и в отношении «синих воротничков», обращает внимание Евгения Прудко, адвокат, CMS Reich-Rohrwig Hainz: «Отмена требования о минимальной заработной плате для иностранцев в частном секторе (сейчас около 42 тысяч гривен) позволит привлечь для работы в Украине высококвалифицированный персонал и топ-менеджмент, а также персонал среднего звена и, что особенно важно, представителей рабочих профессий. Ведь именно «синие воротнички» сейчас являются основой трудовой миграции».

Вместе с тем снятие ограничения может повлиять и на многих «белых воротничков» с иностранным гражданством, которые основное вознаграждение, как правило, хотят получать за рубежом от материнской компании, на локальном уровне ограничиваясь при этом лишь символической суммой, комментирует Инесса Летич, советник Asters.

Полная либерализация

Законопроектом № 10272 предлагается еще одно положительное нововведение для работодателей — снижение стоимости получения разрешения на применение труда иностранцев и лиц без гражданства до одного прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на 1 января текущего календарного года. Сейчас в зависимости от срока, на который выдается разрешение, плата за его получение варьируется от двух до шести прожиточных минимумов. Кроме того, соответствующая плата установлена и для продления действия разрешения. Здесь важно отметить, что законопроектом предусмотрено, что продление действия разрешения будет осуществляться бесплатно.

Упрощению процедуры выдачи разрешений на применение труда иностранцев будет способствовать и предложение сократить перечень оснований для приостановления рассмотрения заявления о выдачи разрешения. Так, несоответствие условий трудового договора (контракта), заключенного с иностранцем, законодательству Украины о труде, согласно законопроекту № 10272, не считается основанием для приостановления рассмотрения заявления. Получается, что функция контроля над соблюдением трудовых прав иностранца станет задачей самого работника, а не государства на этапе выдачи разрешения, отмечает Инесса Летич.

Эмиграция украинцев

И все же законопроект № 10272 призван урегулировать вопрос трудоустройства не только иностранцев в Украине, но и наших граждан за рубежом. Авторы законопроекта № 10272 обращают внимание на случаи мошенничества, с которыми сталкиваются украинцы во время поиска работы за границей. В основном мошенничество заключается в том, что с соискателей работы берут деньги за будущее трудоустройство, после чего компания-посредник исчезает. Лицензия, которая выдается Министерством социальной политики Украины компаниям-посредникам в международном трудоустройстве, введенная для защиты украинцев, на самом деле не работает надлежащим образом, считают инициаторы документа. Следовательно, для преодоления мошенничества необходима не только легальность работы компании-посредника, но и установление запрета получать деньги с потенциального соискателя работы. Такие компании должны получать прибыль от иностранных работодателей, для которых они рекрутируют персонал, ведь подобная система работает во многих развитых странах, утверждают авторы законопроекта № 10272.

Таким образом, в часть 2 статьи 38 Закона Украины «О занятости населения» предлагается внести следующие изменения: субъект хозяйствования, оказывающий услуги по посредничеству в трудоустройстве за границей, обязан бесплатно предоставлять гражданам Украины информацию и консультации относительно преимуществ легального трудоустройства за рубежом, о характере будущей работы, об условиях и размере оплаты труда, условиях проживания в государстве пребывания, наличии международных договоров (соглашений) в сфере трудоустройства и социального обеспечения, заключенных между Украиной и государством пребывания. Кроме того, статью 38 предлагается дополнить частью 3, предусматривающей, что таким субъектам хозяйствования запрещается получать от граждан, которым предоставлены указанные услуги, гонорары, комиссионные и другие вознаграждения, а оплата услуг по трудоустройству осуществляется исключительно работодателем.

За невыполнение данного предписания законопроектом № 10272 предлагается ввести административную ответственность в виде наложения штрафа на физических лиц — предпринимателей и должностных лиц юридического лица от двух до трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан.

Данный запрет действительно мог бы стать значимым нововведением для украинцев, которые ищут работу через посредников, считает Ольга Каращук: «Запрет может привести к постепенной легализации рынка посредничества в трудоустройстве за границей и более прозрачной работе фирм, предоставляющих данные услуги. Но для этого необходимо, чтобы соответствующие государственные органы регулярно и последовательно контролировали такие фирмы, проверяли их работу и применяли штрафы в случае нарушений. Если этого не произойдет, количество фирм-мошенников не уменьшится».

В том, что для обеспечения эффективной защиты прав и экономических интересов граждан, желающих воспользоваться услугами агентов по трудоустройству за рубежом, запретов недостаточно, убеждена и Марьяна Марчук, советник МЮФ Baker & McKenzie: «Во всяком случае сейчас мошенникам ничуть не мешает, что действующее законодательство уже содержит запрет для агентов на получение вознаграждения от граждан до подписания акта выполненных работ, то есть, исходя из нормы, до реального предоставления услуги. Необходимо также предусмотреть в качестве лицензионного условия обязательное страхование таких граждан за счет агента от соответствующих рисков (отсутствия работы, отличающихся условий труда и быта, невыплаты зарплаты и т.п.), причем на (существенную) сумму не ниже определенного минимума, а также страхование ответственности агента перед гражданами и членами их семей (наследниками). Связанные с этим меры страховых компаний по минимизации своих убытков создадут действенный фильтр против недобросовестных агентов (либо они не смогут получить полисы, либо их стоимость будет очень высока в связи с большими суммами осуществленных выплат по связанным с этими агентами страховым случаям)».

И все же предложенное законопроектом № 10272 положение полностью соответствует международным принципам, обращает внимание Инесса Летич, в частности, Конвенция Международной организации труда о частных агентствах занятости № 181 запрещает вознаграждение для посредников со стороны любых работников-соискателей, включая тех, кто ищет работу в своей стране. Вряд ли такое изменение само по себе выведет сферу посредничества в трудоустройстве за границей из тени, однако оно точно сэкономит деньги многим соискателям, резюмировала эксперт.

Алина Назарчук «Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA