Какой валютой будем рассчитываться? — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №25 (391) » Какой валютой будем рассчитываться?

Какой валютой будем рассчитываться?

В последнее время достаточно распространена категория споров относительно правомерности наложения финансовых санкций налоговыми инспекциями на субъектов хозяйственной деятельности за нарушение последними валютного законодательства. В этой связи небезынтересным представляется спор, рассмотренный не так давно Высшим хозяйственным судом Украины (ВХСУ).

Итак, по результатам плановой документальной проверки соблюдения налогового и валютного законодательства санаторием «Юбилейный» Евпаторийской объединенной государственной налоговой инспекцией (ОГНИ) был составлен акт, в котором последняя указала на наличие у санатория дебиторской задолженности по контракту, заключенному с фирмой «Райдерс» (Россия) о предоставлении санитарно-курортных услуг на сумму 1 092 802,94 российских рублей. Средства за предоставленные услуги поступили санаторию 20 августа 1998 года в размере 881 807 рос. руб., а дебиторская задолженность в размере 210 932,94 рос. руб. возникла 29 августа 1998 года. Согласно контракту, валютой договора как формой расчетов была избрана национальная валюта Украины. На основании упомянутого акта ОГНИ приняла налоговое уведомление-решение, которым была определена пеня за непоступление валютной выручки от нерезидента и применены финансовые санкции за нарушение сроков декларирования валютной выручки.

Считая такое уведомление-решение ОГНИ неправомерным, санаторий подал иск в Хозяйственный суд Автономной Республики Крым к Евпаторийской ОГНИ с требованием признать его недействительным.

Решением Хозяйственного суда АРК, оставленным без изменений постановлением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда, иск санатория был удовлетворен. Свою позицию суды мотивировали ссылкой на отдельные положения Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» (Закон) и на тот факт, что санаторием был заключен контракт с фирмой «Райдерс», не предусматривающий поступления на расчетный счет истца валютных ценностей, а потому применение ОГНИ штрафных санкций в соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины от 19 февраля 1993 года № 15-93 «О системе валютного регулирования и валютного контроля» (Декрет) является ошибочным. Не соглашаясь с этими судебными актами, ОГНИ подало кассационную жалобу в ВХСУ с просьбой отменить решения нижестоящих инстанций и принять новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. В обоснование своих требований жалобщик ссылался на то, что нижестоящими судебными инстанциями неправильно применены нормы материального права, в частности статьи 102, 106 Конституции Украины, статья 1 Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте», статья 6 Закона Украины «О государственной налоговой службе». Рассмотрев дело, ВХСУ пришел к следующим выводам.

Статья 2 Закона устанавливает принципы, которыми руководствуются субъекты хозяйствования при осуществлении внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Среди них, в частности, назван принцип свободы ВЭД, включающий в себя право субъектов ВЭД добровольно вступать во внешнеэкономические связи, право осуществлять эту деятельность в любых формах, прямо не запрещенных действующими законами Украины, исключительное право на все полученные ими результаты ВЭД, а также их обязанность соблюдать при осуществлении ВЭД порядок, установленный законами Украины.

Далее, статьей 9 Закона определяются полномочия, среди прочих, Кабинета Министров Украины и Национального банка Украины при осуществлении государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. В свою очередь статья 32 Закона закрепляет общие основания ответственности субъектов ВЭД. Так, они несут ответственность за нарушения Закона или связанных с ним законов и/или своих обязательств, вытекающих из договоров (контрактов), только согласно условиям и в порядке, определенных действующими законами Украины.

Согласно статье 7 Декрета, в расчетах между резидентами и нерезидентами в пределах торгового оборота как средство платежа используется иностранная валюта. То есть указанная норма регулирует отношения, возникающие между резидентом и нерезидентом относительно расчетов исключительно в иностранной валюте. При этом Инструктивным письмом КМУ и НБУ от 26 апреля 1993 года «О Порядке расчетов со странами зоны функционирования рубля» (государства бывшего СССР) установлено, что предписания части 1 статьи 7 Декрета не распространяются на расчеты с резидентами стран зоны функционирования рубля, если это предусмотрено контрактами.

Что касается аргументов ОГНИ, то стоит отметить следующее. Во-первых, статьи Основного Закона, на которые ссылается ОГНИ, регулируют статус и полномочия Президента Украины. Во-вторых, статья 1 Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» указывает, что выручка резидентов в иностранной валюте подлежит зачислению на их валютные счета в уполномоченных банках в сроки выплаты задолженностей, определенные в контрактах, но не позднее 90 календарных дней с даты таможенного оформления (выписки вывозной грузовой таможенной декларации) экспортируемой продукции. Превышение такого срока требует индивидуальной лицензии Национального банка Украины. В рассматриваемом деле, как уже упоминалось, валютой платежа была национальная валюта, а датой возникновения дебиторского платежа — 29 августа 1998 года, через 9 дней после поступления платежа за предоставленные санитарно-курортные услуги. Из указанного можно сделать вывод, что ОГНИ безосновательно ссылалась на упомянутые нормы законодательства, поскольку положений, подтверждающих ее позицию, они не содержат.

Таким образом, исходя из сказанного, ОГНИ неправомерно применила к санаторию штрафные санкции, предусмотренные Декретом. Кроме того, штрафные санкции были применены как налоговое обязательство, что противоречит Законам Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» и «О системе налогообложения».

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Обсуждаем налоговое законодательство

Деловая практика

Собери что-нибудь, и тебе повезет

Законодательная практика

А правила все строже…

Комментарии и аналитика

«Авторский» подход к регистрации ОКУП

Страна со статусом...

Неделя права

Совместитель? Уволен!

Один заключенный в одни руки

На повестке дня…

Быть или не быть Закону?

Безвозмездно, или просто даром

Реестр событий

«Криворожсталь» кассацирует

Много шума из... меморандума!

Парламент обиделся… Страдают судьи

Судебные решения

Взимание платы за хранение контейнеров с грузами

Высший хозяйственный суд Украины. Обзорное письмо от 6 мая 2005 года № 01-8/784

Тема номера

Функции морской администрации

Ремонт судов на Украине

Трибуна

О применении целевых облигаций в финансировании строительства

Частная практика

Юристы, ищем таланты!

Юридический форум

Конкурентоспособность

Как привлечь инвестора

Юрисконсульт

Обязательно ли применение Инкотермс?

Объединение предприятий в форме корпорации

Ответ процессуальной диверсии...

Открытый юрист закрытого общества

Эх, нам бы льготы. И чтобы не платить

Какой валютой будем рассчитываться?

Інші новини

PRAVO.UA