Дело бремени — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №50 (1094) » Дело бремени

Дело бремени

Избрание в органы самоуправления должно быть бременем, а не наградой для адвоката, убежден Сергей Боярчуков
Сергей БОЯРЧУКОВ: «Законопроект, направленный на усиление прав человека, не должен приниматься с оглядкой на политическую конъюнктуру»

Каждый декабрь в Украине актуальной становится реформа адвокатуры. В этом году от обсуждения концепций удалось продвинуться к конкретным решениям: 4 декабря профильный Комитет Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики и правосудия рекомендовал парламенту принять за основу проект Закона Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» (рег. № 9055), внесенный Президентом Украины. Правда, существенно доработав его ко второму чтению. Почему сегодня у адвокатов появился исторический шанс вывести профессию на новый уровень и как это сделать, рассказал адвокат, управляющий партнер «Алексеев, Боярчуков и Партнеры» Сергей Боярчуков.

 

— Сергей Григорьевич, вы присутствовали на заседании профильного комитета, как вы оцениваете настрой политического и правового сообщества относительно проекта?

— Я предлагаю максимально разграничить оценку проекта правовым сообществом и политический процесс, который вокруг него уже создан. Принципиально важно не смешивать эти два аспекта, чтобы получить результат.

По моему мнению, законопроект, направленный на усиление прав человека, а проект № 9055 таким и является, не должен приниматься с оглядкой на политическую конъюнктуру. В этой связи я считаю, что основная задача всех народных депутатов Украины (тем более что юристов в Верховной Раде Украины 70 %) — поддержать проект, а парламентариев из числа адвокатов — сделать его реально обеспечивающим права и гарантии профессиональной адвокатской деятельности. В проекте есть нормы, которые надо доработать, однако он максимально приближен к идеальному по сравнению во всеми предыдущими инициативами. Потому я призываю всех адвокатов в парламенте посмотреть на проект с профессиональной точки зрения и не отказываться от работы над ним или от его принятия только по причине разногласия в политических взглядах с инициатором.

 

— А как быть с негативной оценкой проекта в профессиональных кругах?

— Долгое время, к своему стыду, я не сильно вникал в реформу, но сейчас, мне кажется, каждый адвокат должен определиться. Когда я задумался над своей позицией, у меня было предубеждение, что все адвокатское сообщество категорически против этого проекта. Потом я прочитал проект и, к удивлению, не заметил в нем ничего угрожающего профессии. Я изучил публикации коллег, выступающих против, однако не нашел в них ссылок на конкретные нормы, которые ведут к подчинению государству, монополизации Министерством юстиции Украины или другим неприятным моментам для независимой адвокатуры.

Напротив, я обнаружил новые предпосылки для усиления профессиональных гарантий адвокатов, которые, впрочем, надо еще серьезно дорабатывать.

Таким образом, я пришел к выводу, что причина «несогласия» не в тексте закона, а в конъюнктуре. На мой взгляд, сегодня адвокатов в связи с их отношением к реформе можно разделить на три группы. Первая, наиболее многочисленная, — те, кому все равно: они не верят в реформу, не интересуются жизнью сообщества, просто работают, минимально контактируя с органами самоуправления. Вторая — те, кто так или иначе связан с нынешним руководством адвокатского самоуправления: они категорически против. Третья группа — адвокаты, которые активно поддерживают проект, поскольку видят в нем дополнительные возможности, в том числе влияния на судьбу адвокатуры.

Однако никаких объективных причин для такого разделения адвокатов, на мой взгляд, нет. Если и приверженцы, и противники проекта прекратят меряться, «кто больше беспокоится о правах адвокатов», а перейдут к конструктивной взаимной работе над наиболее проходным и качественным проектом, адвокатура действительно получит те гарантии и возможности, о которых сегодня мы можем только мечтать.

 

— Что может стать объединяющей силой для адвокатуры?

— Переосмысление профессии и себя в ней. Рано или поздно к каждому приходит осознание важности участия в общественной жизни. Когда я сталкивался с работой тогда еще Высшей квалификационной комиссии адвокатуры (ВККА), Квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры (КДКА), Союза адвокатов Украины, мне было неинтересно из-за их закрытости, кастовости и отсутствия полного понимания потребностей современного адвоката. В противовес этому заскорузлому обществу в начале нулевых возникла Ассоциация юристов Украины, и это был прорыв. Он привел к завершению разделения адвокатов на «классических» и «бизнес-адвокатов». Получилось так, что в органах самоуправления всегда тусовались «классические» адвокаты, которые и принесли в их работу свое понимание роли председателя как руководителя. Но цель адвокатского самоуправления — не управлять адвокатами, не брать над ними шефство, а служить им.

Невозможно отрицать то, что сегодня адвокатура — это сообщество молодых (по возрасту, по духу, по новаторству) и опытных профессионалов. В адвокатские ряды вливаются как вчерашние выпускники, так и люди с многолетним опытом юридической работы. Адвокатское свидетельство уже не воспринимается как «корочка», это — пропуск в уважаемую профессию. Количество адвокатов существенно увеличилось не в последнюю очередь благодаря изменениям в процессуальные кодексы. Как следствие — сегодня больше нет разделения на «классических» и «бизнес-адвокатов», которое сохранялось еще в нулевых. Сегодня некогда «классические» адвокаты консультируют бизнес, а вчерашние «бизнес-адвокаты» защищают от уголовного обвинения и разрешают семейные споры. Адвокатура сделала скачок вперед: возросло количество и повысилось качество. Стало больше адвокатов, больше мнений, больше новаторства.

Таким образом, сегодня у нас полностью изменена адвокатура, и мы наблюдаем тотальное нежелание действующих органов управления адвокатурой это признавать. Но изменения в профессии уже произошли, значит, должны меняться и лидеры.

В таких условиях новый закон не просто ожидаем, а необходим адвокатуре. И если сегодняшние лидеры готовы принять новую адвокатуру и меняться в связи с новыми вызовами, они могут получить поддержку снова. И многие люди, которые сегодня в адвокатском самоуправлении, по моему мнению, соответствуют требованиям новой профессии. Если они пойдут на открытые выборы, мне кажется, они их выиграют и возглавят уже объединенную адвокатуру. Я не понимаю, зачем держаться за старые должности.

Проект в части самоуправления содержит довольно прогрессивные и вполне выполнимые нормы относительно прозрачности формирования органов адвокатского самоуправления, децентрализации и обновляемости руководства.

 

— Один из аргументов Национальной ассоциации адвокатов Украины против закона — процедура, о чем вопреки стандартам юридической профессии профессиональное сообщество не спросили на этапе подготовки. Насколько весом этот аргумент?

— Меня радует, что мы сейчас находимся в той точке развития профессионального сообщества, когда нас задевает то, что нас не спросили. Еще десять лет назад никто бы даже и не подумал обидеться — какой закон «дали», таким бы и пользовались. Возможно, было что-то на этапе разработки, я не вникал. Но на заседании комитета я видел полную открытость. Всем желающим дали возможность выступить и пригласили всех в широкую рабочую группу дорабатывать проект уже ко второму чтению.

Есть базовый проект закона. Он хороший, хотя многие предлагаемые институты требуют корректировок. И здесь надо включиться в работу тем, кто ратует за права адвокатов. Просто говорить «я против» или «все не так» неконструктивно, несерьезно. Надо четко указывать на норму, которая содержит угрозы и риски, и предлагать замену.

На мой взгляд, сейчас у нас есть исторический шанс, и нам важно его не упустить.

 

— Что надо доработать в проекте, по вашему мнению?

— В последние годы все адвокатское сообщество столкнулось с тотальным нарушением прав адвокатов и попранием профессиональных гарантий. Если не у каждого второго, то у каждого третьего проводили обыски именно в связи с профессиональной деятельностью. У адвокатов изымали досье, адвокатов задерживали, некоторые сегодня еще находятся в СИЗО… Мы должны объединиться вокруг усиления гарантий.

Лично мне импонирует идея, чтобы адвоката можно было привлекать к уголовной ответственности не просто по инициативе прокурора определенного уровня (области, Киева, Генпрокурора или его заместителя), а исключительно с согласия Совета адвокатов Украины (САУ). И САУ сейчас впору проявить свою профессиональность и эффективность, чтобы такое право отстоять. А вот предложенный порядок, позволяющий следователю вручать адвокатам подозрения по поручению Генпрокурора, может быть пагубным для гарантий: в каждой области будет отдельная должность «доверенного по подозрениям адвокатам». И вот это надо исправить ко второму чтению, а не спорить за должности.

Другой момент, за который надо бороться, — равенство статуса адвоката независимо от места работы. Раз уж законодатель решил, что интересы клиента в суде должен представлять только адвокат, раз уж разрешил адвокату быть наемным работником, в том числе в госоргане, не надо адвокатов делить на категории по месту работы. Все нюансы с независимостью и конфликтом интересов можно решить в Правилах адвокатской этики и в рамках дисциплинарных процедур.

 

— В чем заключается миссия самоуправления?

— Служить адвокатам. Занятие должности не должно быть самоцелью, с моей точки зрения, не должно приносить денег. Это — почетная должность, но одновременно и бремя, поскольку, занимая ее, ты не имеешь возможности развивать свой бизнес. Это тот долг, который адвокат, достигший определенного уровня и сознания, должен отдать профессии, приведшей его к успеху. Потому не столь важно, кто займет должность, если ее доверят уважаемому коллеге. Тот, кто проиграл выборы, может победить в следующий раз. С обеих сторон есть уважаемые и мудрые адвокаты, а здоровая конкуренция только усилит позицию органа самоуправления, на мой взгляд.

Потому я считаю, что сегодня не время делить должности. Сегодня надо улучшать нормы будущего закона. И в этом ключе я призываю адвокатов объединиться, а народных депутатов из числа наших коллег — принимать решения как профессионалы, а не как политики, и вместе создать качественный профильный закон.

 

(Беседовала Ирина ГОНЧАР,

«Юридическая практика»)

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

В фокусе: адвокатура

Иллюзия обманна

Дело бремени

В фокусе: госбанки

Совет Европы принял хартию о применении искусственного интеллекта в правосудии

Британские юридические фирмы обязаны раскрывать цены на свои услуги

Составное звено

Государство и юристы

Сила поручительства

Финансовый код

Палата за переезд

Не сорить деньками

Постоянные признаки

Конспект

Уважаемая редакция

Отрасли практики

А нам все давно

Дискриминационная сцена

Продвижение

Видеоконтемп

Заслужить призвание

Целевое использование

Через годы, через расстоянья

Прозрачный мир

Постоянная переменная

Смысловая нагрузка

Участники движения

Расставить точки

Бить эмоциональным

Рабочий график

Карта событий

Получить Quiz

Самое важное

Часто символически

Зарплатная видимость

Судебная практика

Не в этой связи

Выплаты компенсации за невменяемое лицо достаточно для ответственности государства перед потерпевшим

Плен Б

Отдел перепродаж

Большая Палата ВС высказала свою позицию о праве на обращение к частному исполнителю

ВС стал на сторону предприятия в споре с управлением Гоструда

Медиа не могут нести безусловную ответственность за использование гиперссылок

Тема номера

Укрепить фундамент

Родительский том

Опекунский свет

Супружеские кары

Последнее предупреждение

Содержание дома

Частная практика

ЮФ AVELLUM консультировала крупнейшего производителя кирпича в Украине в связи с реструктуризацией и рефинансированием его задолженности

Asters утверждена эксклюзивным представителем Украины в международной сети Lex Mundi

IT’s good

Інші новини

PRAVO.UA