Экспансия компаний «большой четверки» на рынок юридических услуг — свершившийся факт. Адвокатское объединение PwC Legal — один из лидеров формализации присутствия Big4 на юррынке Украины — отмечает четвертую годовщину своей работы. О специфике работы юристов с бизнес-бэкграундом, идеологии ведения бизнеса по принципу delicate business и трансформации юридической профессии мы беседовали с Андреем Пронченко, управляющим партнером АО PwC Legal в Украине и странах Центральной и Восточной Европы.
— Оправдался ли выбор адвокатского объединения как формы ведения юридического бизнеса в Украине?
— Безусловно, это было правильное и своевременное решение.
Компании PwC 170 лет, и за это время она сумела стать одной из крупнейших компаний в мире с оборотом в 40 млрд долларов и четвертью миллиона сотрудников. На рынке Украины мы работаем 25 лет, из них четыре года — в формате АО.
Еще в 2014 году мы спрогнозировали, что рынок будет двигаться к монополии адвокатуры, и именно работа в формате АО даст дополнительные преимущества и возможности для наших клиентов. Кроме того, АО, будучи субъектом финансового мониторинга, в полной мере отвечает нашей глобальной миссии — построению доверия в обществе и решению социально-значимых проблем.
Наш юридический бизнес работает через единственное юридическое лицо — АО. Это принципиальная позиция, которая отображает наш вклад в формирование в Украине прозрачной и конкурентной бизнес-среды, а также наши инвестиции в построение этичного юридического рынка. Собственным примером мы демонстрируем, что можно вести бизнес «по-белому», платить налоги и при этом оставаться прибыльными.
Если в начале 90-х мы чувствовали себя в определенном смысле «просветителями» и нам приходилось инвестировать львиную долю нашего времени, обосновывая клиентам необходимость комплаенса, то сейчас клиенты обращаются к нам именно из-за понимания, что мы — это те, кто может обеспечить комплаенс во всех аспектах. В XXI веке общество предъявляет к бизнесу более жесткие требования: в современном мире этика и прозрачность ведения бизнеса играют ключевую роль. Важным становится не только то, что ты делаешь, но и то, как ты это делаешь.
— Можно ли рассматривать такую философию ведения бизнеса как определенное конкурентное преимущество?
— Можно было 10–15 лет назад. Тогда мы одними из первых выступили адептами культуры комплаенса, привнеся на рынок Украины стандарты и видение, которые позволили PwC стать крупнейшей мировой сетью и лидером в своей сфере. Сейчас я не думаю, что это может считаться преимуществом или отличительной чертой. Уверен: многие игроки юррынка могут вполне обоснованно заявить о своем комплаенсе.
Уместнее говорить о других наших отличиях. Мы не являемся юристами в понимании украинского рынка. Мы — экономические юристы, наше преимущество в том, что мы, будучи «рожденными» PwC, хорошо разбираемся в бизнесе, не ограничиваемся исключительно юридическими консультациями, а смотрим на вопрос шире, анализируя финансовые и налоговые аспекты проекта. Это отмечают как клиенты, так и наши новые коллеги, которые присоединяются к нам из других (преимущественно топовых международных) юрфирм.
Подобный кросс-дисциплинарный подход пользуется спросом. Бизнес обращается к нам не за простым юридическим заключением, а за комплексным решением, которое покроет все его потребности.
— С учетом всех отличий стали ли вы своими для юридического рынка?
— Судя по тому фидбеку, который мы получаем, полагаю, что да. Тем не менее мы другие. Мы точно также можем закрыть сделку или успешно представить интересы клиента в суде. Но мы, в отличие от классических юристов, постоянно думаем о том, как клиент может капитализировать свой бизнес, и предлагаем решения. При этом размер бизнеса клиента не имеет значения. Клиенты приходят к нам не «решить вопрос», а получить доступ к перспективе, будь то выход на новые рынки или качественно новые орбиты бизнеса. В последнее время мы все больше работаем с украинскими стартапами, мощный потенциал которых зачастую поражает. Мы заинтересованы в росте клиента и готовы расти вместе с ним.
— Есть ли отсекающие барьеры в виде ваших ставок?
— Допускаю, что наше ценообразование может быть отсекающим барьером. Но это не означает, что мы закрыты для компаний, которые пока что не могут позволить себе оплатить наши услуги. Наоборот, мы говорим: приходите к нам, посещайте наши мероприятия, обучайтесь вместе с нами, задавайте вопросы. Мы ни перед кем не закрываем двери и как минимум всегда можем помочь советом. Я провожу много времени, общаясь с собственниками бизнеса не только как юрист, но и как бизнес-советник. Лучшая инвестиция pro bono, которую я сегодня могу себе позволить, — это не продать юруслугу, но сделать так, чтобы как можно больше компаний приобщились к нашим ценностям.
Философия нашего бизнеса основывается на сотрудничестве с компаниями, которые разделяют наши ценности и принципы ведения бизнеса и не приемлют непрозрачные и сомнительные практики. Мы осознаем, что такая принципиальная позиция сужает пул компаний, которые могут стать нашими клиентами. Но если мы с клиентом совпадаем по этому ключевому для нас критерию, то каждая из сторон в результате сотрудничества получает неоспоримые преимущества. С нами клиент чувствует себя на 100 % защищенным, ведь на него кроме «экипажа» опытных юристов работает еще репутация бренда PwC.
— Какие смыслы вы вкладываете в определение «экипаж», почему не традиционная команда?
— Понятие команды стало достаточно избитым. У всех прекрасные команды профессионалов, все проводят тимбилдинговые мероприятия. Команда — это группа людей, которые в конечном итоге борются за некий выигрыш или бонус для себя. То есть это коллектив, который, как правило, сплочен по эгоцентричному признаку.
Экипаж — по сути та же команда, но она в первую очередь заботится не о себе, а о клиентах. Когда вы садитесь в самолет, вас обслуживает не команда, а экипаж, у каждого члена которого своя роль. Экипаж не суетится и даже в самых сложных условиях турбулентности старается обеспечить ваш комфорт. Это отображает нашу идеологию ведения бизнеса по принципу delicate business, и суть того, кем мы являемся для клиентов и что отличает нас от команд других юридических фирм. Наши внутренние процедуры и протоколы регламентируют, что и как мы должны делать в каждый конкретный момент. Ряд клиентов отмечают нашу размеренность в работе, что зачастую диссонирует с образом классического юриста. Такая размеренность вовсе не означает, что мы не сдадим проект в оговоренный дедлайн, скорее речь о том, что мы не будем привносить в рабочие отношения с клиентом суету. Мы освобождаем время клиента, которое имеет абсолютную ценность, для решения других бизнес-задач или общения с близкими людьми.
— Считается, что юриста кормят ноги. Вы согласны с этим утверждением?
— (cмеется.) Я придерживаюсь мнения, что образ «юриста-охотника» в ближайшие годы себя изживет. Экипаж PwC Legal кормят знания и навыки организации процесса обслуживания клиентов.
— В каких направлениях вы видите потенциал роста фирмы?
— Конечно, мы могли бы поговорить о традиционных практиках и направлениях, в которые мы активно инвестировали и которые начали приносить дивиденды: это практики недвижимости, IT и защиты персональных данных, трансакционное направление, разрешение споров.
В большинстве своем клиенты приходят за быстрыми решениями, которые помогут им в дальнейшем развитии бизнеса. Именно в возможности помочь клиенту вырасти и капитализироваться мы видим наше преимущество и перспективы дальнейшего роста.
Для клиентов мы — юристы, которые помогают их бизнесу расти и капитализироваться, а потом — привлечь инвестиции и даже выйти из существующего бизнеса, чтобы начать новый. А это уже не сугубо юридические задачи, для решения которых у нас есть возможность привлечь огромную «машину» PwC.
— Как меняется юридическая профессия? Во что юрфирме целесообразно инвестировать сегодня, чтобы быть актуальной завтра?
— LegalTech, FinTech, RegTech — это то, что лежит на поверхности, на эту тему есть масса статей, а потому не хотелось бы повторяться. Это даже не тренды, а неизбежность. Это наше будущее, и нам в нем жить. Юрист уже больше, чем просто юрист, и наш пример это подтверждает.
В контексте LegalTech следует обращать внимание на решения, помогающие выполнять работу более эффективно, избавляя нас от рутинных процессов. Это не значит, что работы станет меньше, обязательно появится что-то новое.
Но при всех трансформациях суть юридической профессии, то, что называют core («ядро профессии»), остается неизменной. Юрист — это тот, кто пользуется доверием. В украинском обществе наблюдается кризис доверия — к судам, правоохранителям, налоговой системе. Востребованность решений на основе блокчейна — это также следствие кризиса доверия. Именно поэтому сегодня и в будущем будет особенно ценно доверие к конкретному юристу и бренду, который он представляет.
(Беседовал Алексей НАСАДЮК,
«Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…