Участники движения — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №50 (1094) » Участники движения

Участники движения

Рубрика Продвижение
В реализации маркетинговых задач, кроме специалистов в сфере маркетинга/PR/BD и партнеров, должны активно участвовать и другие юристы фирмы

Сегодня вряд ли еще кто-то сомневается в необходимости маркетинговой функции в юридической фирме. В последние годы мы наблюдаем не только динамичное развитие рынка юридических услуг, но и все более возрастающую роль маркетинга.

О развитии маркетинга юридических фирм говорит и тот факт, что наравне с рейтинговым исследованием рынка юридических фирм в Украине с 2012 года проводится исследование деятельности пиар-, маркетинг-специалистов в этой сфере.

Рынок юридических услуг сейчас проходит процессы трансформации и структурирования, конкуренция повышается с каждым днем, а клиент в силу различных причин становится все более требовательным и избирательным. Технологии наступают, и уже в некоторых отраслях сделаны шаги к постепенному «оттеснению» юристов в тех или иных вопросах. Существенно изменилась и структура потребности клиента в юридической услуге. Получить клиента стало совсем не просто. Но еще более сложная задача — удержать клиента и добиться от него повторного заказа услуги.

Помощь юристам

В этих условиях продажа такой высокоинтеллектуальной услуги, как юридическая, все больше нуждается в поддержке со стороны маркетинга. Чем же маркетинг может помочь юридическому бизнесу? Выделим следующие основные цели проведения маркетинговой деятельности:

— изучить потребности клиентов в юридических услугах;

— получить информацию о потенциальных клиентах;

— получить информацию о конкурентах;

— выявить новые сферы «приложения усилий»;

— разработать новые практики и продукты.

Для того чтобы маркетинг был эффективным и успешным, необходимо участие всей фирмы. При этом нельзя забывать, что маркетинг в юридической фирме носит характер вспомогательной функции, а первостепенное значение имеет оказание юридических услуг клиенту. Именно это приносит фирме прибыль, в то время как маркетинг, наоборот, требует значительных затрат и инвестиций.

Поэтому маркетинговая деятельность в фирме должна быть хорошо организована и экономично обоснована с позиции затраченных денежных средств и времени. Этот принцип не требует дополнительных пояснений, так как для юридической фирмы затраченное время всегда корреспондируется с полученными или же неполученными доходами.

Круг полномочий

Распределение обязанностей в сфере маркетинга между членами команды — очень важная задача, которая прямо влияет на эффективность маркетинговой деятельности. С таким распределением связано много факторов. В первую очередь масштабы фирмы. В этом контексте следует обозначить проблему малых и средних по количеству юристов фирм, где маркетингом (если такая роль предусмотрена, а сейчас ответ на этот вопрос преимущественно положительный) занимается один человек. Чаще всего это универсал, чьи функции размыты, он занимается широким спектром задач, в том числе выходящих за пределы маркетинга и PR. Такая ситуация в большой мере вызвана необходимостью экономии и сокращения бюджетов, нежеланием «раздувать» штат в условиях экономической нестабильности и финансового кризиса. При всем понимании аргументов данный подход вряд ли будет способствовать эффективности маркетинговой деятельности и не принесет желаемых результатов в этой сфере.

С другой стороны, чем больше сотрудников привлечено к выполнению маркетинговых задач, тем важнее правильное распределение функциональных обязанностей и построение эффективного взаимодействия между ними.

Кто же играет главную роль в сфере маркетинговой деятельности, задает тон и является ее вдохновителем? На наш взгляд — управляющий партнер юридической фирмы. Это наиболее многогранная фигура в юридическом бизнесе. Управляющий партнер объединяет в себе две важнейшие функции: во-первых, он принимает управленческие решения, во-вторых, он продолжает оставаться юристом, работающим с клиентом.

В таком качестве управляющий партнер служит хорошим примером для своих коллег. Поэтому именно ему (возможно, в тандеме с другими партнерами, в зависимости от их управленческого функционала) приходится решать стратегические задачи маркетинга. Партнеры формируют стратегию маркетинговой деятельности юридической фирмы на рынке и определяют задачи для сотрудников (специалистов по маркетингу, юристов, других сотрудников).

Партнеры также решают вопрос о бюджете маркетинговой деятельности: будет ли реализовываться малобюджетный маркетинг или же в маркетинговую деятельность станут инвестироваться значительные средства.

Важная составляющая маркетинга юридической фирмы — осуществление управляющим партнером и другими партнерами фирмы маркетинга с их участием. Это и создание собственного образа, и разработка коммуникационной стратегии, и участие в мероприятиях, и формирование профессионального круга общения. Партнеры являются носителями ценности бренда и его репутации, формируют стандарты фирмы.

Еще одной неотъемлемой задачей управляющего партнера в рамках эффективной маркетинговой деятельности становится построение внутренних коммуникаций (внутреннего PR). Это целенаправленная работа с юристами — ключевой и рисковой зоной маркетинга любой юридической фирмы. Юристы напрямую взаимодействуют с клиентами, по ним оценивается профессиональный уровень практики и фирмы в целом. Они общаются с журналистами и другими стейкхолдерами, от которых зависит оценка репутация фирмы. Наконец, когда они принимают решение о смене работы, они несут определенную информацию о фирме своим новым работодателям — конкурентам, потенциальным клиентам, остальному рынку.

Для успешного маркетинга необходимо, чтобы сотрудники были в высокой степени мотивированы не только заниматься юридической практикой, но и принимать активное участие в продвижении фирмы — комментировать юридические вопросы для СМИ, выступать на конференциях, организовывать бизнес-завтраки и т.д. Кроме того, выполнение юристами более сложных маркетинговых задач, таких как изучение бизнеса существующих клиентов, анализ законодательных изменений и их потенциальное влияние на бизнес клиентов, конкурентный анализ, изучение конъюнктуры рынка, с большой вероятностью создаст условия для увеличения объема клиентской работы путем кросс-продаж, предложения бизнесам новых перспективных услуг/практик и пр.

Для такой эффективной работы юриста на ниве маркетинга нужна сильная внутренняя мотивация юриста, подкрепленная внешней мотивацией со стороны руководства фирмы в виде принятия во внимание этой так называемой внутрифирменной деятельности при анализе и оценке показателей эффективности работы юриста (его KPI).

Выводы

В современных условиях конкуренции на юридическом рынке маркетинг следует рассматривать как важное средство повышения эффективности деятельности юридической фирмы. А успех юридического маркетинга зависит от слаженной работы всей команды. В реализации маркетинговых задач кроме специалистов в сфере маркетинга/PR/BD и партнеров должны активно участвовать и другие юристы фирмы. Каждый сотрудник фирмы обязан знать свои задачи в области маркетинга и быть мотивированным для эффективного их выполнения.

Для успешного развития юридической фирмы и постоянного повышения эффективности одну из ключевых ролей играет талант и видение управляющего партнера, правильная общекорпоративная стратегия, активная работа руководителей практик в области разработки, классификации и позиционирования услуг. А профессиональные маркетологи, подобранные в соответствии с политикой и планами развития фирмы, помогут юристам успешно реализовывать маркетинговые стратегии по продвижению юридического бизнеса и добиваться поставленных целей.

 

СОСИДЕНКО Оксана — PR-директор АО «Коннов и Созановский», г. Киев


Комментарий

Командная работа

 

Анна МОНАХОВА,
директор по развитию бизнеса  ЮК VB PARTNERS

Масштабы фирмы уже не так влияют на количество людей, работающих в сфере маркетинга и пиар. На примере нашей компании, которая является юридическим бутиком, имеет узкую специализацию и небольшой штат, хотела бы отметить огромный объем работы, связанный с продвижением. Бутиковый формат может конкурировать с компаниями-гигантами.

В нашей компании, исходя из загрузки и быстрого темпа развития, одного специалиста, выполняющего задачи в сфере маркетинга и PR, однозначно будет мало. Наибольшей синергии и эффекта мы достигаем, работая в составе: директор по развитию бизнеса, младший маркетолог, частично ассистент компании, а курирует работу команды старший партнер, который в свою очередь задает акценты и вдохновляет.

Не могу не отметить, что почти все члены нашей команды в значительной степени вовлечены во внутренние процессы и межличностное общение, а также принимают участие в формировании и реализации маркетинговой стратегии. Существуют правила и политики, но компания достигает наилучшего результата за счет разделения общих принципов и видения.

Наши юристы сами находят личную мотивацию для выделения времени на вопросы продвижения. Ведь это в том числе прямо связано с созданием и «раскруткой» их личного бренда и повышением узнаваемости среди коллег.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

В фокусе: адвокатура

Иллюзия обманна

Дело бремени

В фокусе: госбанки

Совет Европы принял хартию о применении искусственного интеллекта в правосудии

Британские юридические фирмы обязаны раскрывать цены на свои услуги

Составное звено

Государство и юристы

Сила поручительства

Финансовый код

Палата за переезд

Не сорить деньками

Постоянные признаки

Конспект

Уважаемая редакция

Отрасли практики

А нам все давно

Дискриминационная сцена

Продвижение

Видеоконтемп

Заслужить призвание

Целевое использование

Через годы, через расстоянья

Прозрачный мир

Постоянная переменная

Смысловая нагрузка

Участники движения

Расставить точки

Бить эмоциональным

Рабочий график

Карта событий

Получить Quiz

Самое важное

Часто символически

Зарплатная видимость

Судебная практика

Не в этой связи

Выплаты компенсации за невменяемое лицо достаточно для ответственности государства перед потерпевшим

Плен Б

Отдел перепродаж

Большая Палата ВС высказала свою позицию о праве на обращение к частному исполнителю

ВС стал на сторону предприятия в споре с управлением Гоструда

Медиа не могут нести безусловную ответственность за использование гиперссылок

Тема номера

Укрепить фундамент

Родительский том

Опекунский свет

Супружеские кары

Последнее предупреждение

Содержание дома

Частная практика

ЮФ AVELLUM консультировала крупнейшего производителя кирпича в Украине в связи с реструктуризацией и рефинансированием его задолженности

Asters утверждена эксклюзивным представителем Украины в международной сети Lex Mundi

IT’s good

Інші новини

PRAVO.UA