Составное звено — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №50 (1094) » Составное звено

Составное звено

Начал действовать закон, регламентирующий порядок отбора состава контролирующих органов государственных банков

Обеспечение функциональных независимых наблюдательных советов государственных банков с сохранением должного уровня контроля со стороны государства — одна из самых обсуждаемых тем среди экспертов финансовой сферы.

С осени прошлого года народные депутаты Украины предлагали разные инициативы, которые, по их мнению, должны были урегулировать функционирование финансового сектора Украины и построить эффективное управление государственными банками.

Так, народные депутаты рекомендовали к рассмотрению в парламенте разные формы управления банками. Например, проектом закона № 7180 предусматривалось создание изолированной от политического влияния системы управления деятельностью госбанков через наблюдательные советы банков. Законопроектом № 7180-1 предлагалось создание особого органа управления госбанками — Национального агентства по развитию и управлению банковскими активами, а законодательной инициативой № 8331-1 — создание банковской группы, в которую должны были войти госбанки.

В итоге народные депутаты Украины проголосовали за законопроект № 8331-д, поданный народным депутатом Михаилом Довбенко, — летом с.г. закон был принят, а в ноябре этот акт вступил в силу. О том, какие изменения ожидаются в связи с вступлением в силу закона и считают ли эксперты их полезными для эффективного управления государственными банками, расскажем далее.

И количеством, и качеством

Итак, в соответствии с Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования финансового сектора Украины» (Закон № 2491-VIII), будут изменены составы наблюдательных советов государственных банков. Теперь они будут насчитывать девять членов вместо 15. При этом государственных представителей будет меньшинство (по одному представителю от Президента Украины, Кабинета Министров Украины и профильного Комитета Верховной Рады Украины, к предметам ведения которого относятся вопросы банковской деятельности). Уменьшен и срок полномочий членов набсовета — с пяти до трех лет.

На вопрос, чем обусловлена необходимость в изменении качественного и количественного состава членов набсоветов, нам ответил юрист ЮФ Sayenko Kharenko Михаил Гринишин, который непосредственно входил в состав рабочей группы по подготовке законопроекта. По его словам, сегодня наблюдательные советы государственных банков не полностью укомплектованы (восемь действующих членов в «Ощадбанке» и десять — в «Укрэксимбанке» при общем составе из 15 членов и кворуме из десяти членов). Юрист уверен, что ситуация обусловлена тем, что назначение членов соответствующими органами государственной власти часто задерживалось, таким образом, функционирование наблюдательных советов государственных банков оказывалось крайне сложным либо невозможным.

Член управляющего комитета Global Association of Risk Professionals Вадим Березовик считает, что наблюдательные советы госбанков давно нуждались в новых составах с участием независимых членов: всегда в управлении государственным финансовым сектором имело место влияние определенных политических групп. Эксперт возлагает надежду на то, что с помощью независимых управленцев такое влияние будет минимизировано.

Тень независимости

К слову, избирать независимых членов наблюдательных советов будут конкурсные комиссии, в составе которых — один представитель от Президента Украины, три представителя от КМУ и один представитель от профильного парламентского комитета, к предметам ведения которого относятся вопросы банковской деятельности. Возникает вопрос: будут ли члены набсоветов действительно независимыми, если в соответствии с принятым законом определять претендентов на должности станут представители государства? За ответом на этот вопрос мы обратились к партнеру ЮФ Sayenko Kharenko Александру Николайчику, который тоже был в составе рабочей группы по подготовке законопроекта.

«Государство все еще остается собственником государственных банков, следовательно, должно принимать окончательное решение о назначении членов наблюдательных советов.

 В то же время принятый закон предусматривает дополнительный фильтр, призванный обеспечить реальную независимость членов наблюдательного совета», — обратил внимание эксперт и объяснил, что к конкурсному отбору будут допускаться исключительно кандидаты, предварительно отобранные рекрутинговой компанией, имеющей не менее чем десятилетний международный опыт отбора менеджмента банков.

Говоря о фильтрах, обеспечивающих независимость членов, отметим, что данные лица должны соответствовать требованиям к руководителю банка, установленным статьей 42 Закона Украины «О банках и банковской деятельности». В части ограничений предусмотрено, что членами набсоветов не могут быть связанные лица соответствующего государственного банка. Также не могут занимать эти должности лица, уполномоченные выполнять функции государства или местного самоуправления, должностные лица, занимающие ответственные и особо ответственные положения согласно перечню, приведенному в Законе Украины «О предотвращении коррупции». Кроме того, независимыми членами набсоветов не могут быть внешние аудиторы соответствующих банков и те, кто принимает участие в таких аудитах, а также близкие лица всех вышеперечисленных и других категорий лиц, указанных в Законе № 2491-VIII.

Время — деньги

Обратим внимание еще на одно нововведение относительно работы членов набсоветов. Как известно, ранее указанные лица выполняли свои функции без получения какого-либо материального вознаграждения. Теперь же с членами набсоветов будут составляться гражданско-правовые договоры, этим лицам будет выплачиваться вознаграждение, поощрительные и компенсационные выплаты за счет бюджета госбанка.

По мнению г-на Березовика, вознаграждения, а также поощрительные бонусы и компенсационные выплаты являются нормальной практикой за рубежом. По его словам, профессиональный управленец, принимая важные для качественного функционирования банков решения, должен получать некую финансовую плату за результаты своей работы. «Что касается компенсационных выплат, то, как я думаю, законодатель имел в виду покрытие расходов на проезд и проживание членов из других регионов или стран, если говорить о независимых членах, которыми теоретически могут быть граждане других государств», — пояснил эксперт. Также считает и Александр Николайчик: «Если член наблюдательного совета не будет получать вознаграждения от банка, он либо будет получать его в каком-либо другом месте, либо будет лоббировать чьи-то интересы».

Заключение

Как говорят эксперты, ранее в законодательстве не было предусмотрено обязательное присутствие в наблюдательном совете независимых членов, как это рекомендуется в соответствии с международными принципами корпоративного управления в банках и государственных предприятиях, что создавало риски бесконтрольности исполнительных органов государственных банков и их использования в политических целях.

Цель введения в наблюдательные советы большинства независимых членов — обеспечить качественный контроль над деятельностью банков и оградить их от политического влияния.

По словам Александра Николайчика, принятый парламентом закон является результатом компромисса многих стейкхолдеров: Кабинета Министров Украины и Министерства финансов Украины — собственников банков, других заинтересованных органов государственной власти, международных финансовых организаций, предоставляющих поддержку Украине, и самих государственных банков. «Будучи членами рабочей группы по подготовке проекта этого закона, мы стали свидетелями длительных, а иногда и эмоциональных дискуссий о концептуальных подходах к управлению государственными банками», — рассказал эксперт. Юрист уверен, что Закон № 2491-VIII сохраняет направленность на стратегию правительства по уменьшению роли государства в банковской системе и постепенной частичной или полной продаже государственных банков.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

В фокусе: адвокатура

Иллюзия обманна

Дело бремени

В фокусе: госбанки

Совет Европы принял хартию о применении искусственного интеллекта в правосудии

Британские юридические фирмы обязаны раскрывать цены на свои услуги

Составное звено

Государство и юристы

Сила поручительства

Финансовый код

Палата за переезд

Не сорить деньками

Постоянные признаки

Конспект

Уважаемая редакция

Отрасли практики

А нам все давно

Дискриминационная сцена

Продвижение

Видеоконтемп

Заслужить призвание

Целевое использование

Через годы, через расстоянья

Прозрачный мир

Постоянная переменная

Смысловая нагрузка

Участники движения

Расставить точки

Бить эмоциональным

Рабочий график

Карта событий

Получить Quiz

Самое важное

Часто символически

Зарплатная видимость

Судебная практика

Не в этой связи

Выплаты компенсации за невменяемое лицо достаточно для ответственности государства перед потерпевшим

Плен Б

Отдел перепродаж

Большая Палата ВС высказала свою позицию о праве на обращение к частному исполнителю

ВС стал на сторону предприятия в споре с управлением Гоструда

Медиа не могут нести безусловную ответственность за использование гиперссылок

Тема номера

Укрепить фундамент

Родительский том

Опекунский свет

Супружеские кары

Последнее предупреждение

Содержание дома

Частная практика

ЮФ AVELLUM консультировала крупнейшего производителя кирпича в Украине в связи с реструктуризацией и рефинансированием его задолженности

Asters утверждена эксклюзивным представителем Украины в международной сети Lex Mundi

IT’s good

Інші новини

PRAVO.UA