Несмотря на сотрудничество с международными организациями по защите прав человека и принятыми на себя обязательствами, Украина все еще не обеспечивает достойную защиту «гражданам мира», как обходительно принято называть беженцев. Ведь предоставление статуса беженца является одним из основополагающих признаков цивилизованности государства. Международная юридическая группа AstapovLawyers ведет активное сотрудничество с представительством Верховного комиссариата по беженцам на Украине, а также участвует в проведении законодательных реформ в этой сфере. Проанализировав судебную практику, старший юрист компании Иван Лищина рассказал о недостатках рассмотрения исковых требований о предоставлении статуса беженца на Украине.
— Часто ли на практике вы сталкиваетесь с нарушением прав беженцев? Какие организации инициируют иски в защиту прав таких лиц?
— Наша компания не имеет специализированной практики по защите прав беженцев, но в рамках практики защиты прав человека в Европейском суде встречаются дела, в которых, например, планируется депортация человека в другую страну, где он может быть подвержен пыткам или убит. То есть происходит нарушение положений Европейской конвенции по правам человека.
В рамках меморандума о взаимном сотрудничестве с Управлением Верховного комиссариата ООН по беженцам (УВКБ ООН) AstapovLawyers подготовила анализ судебной практики по делам беженцев за второе полугодие 2010 года. Кроме того, ведем активную работу с УВКБ ООН в области подготовки научных заключений по изменениям в законодательстве, улучшения практики, а также сотрудничаем с Высшим административным судом Украины (ВАСУ), который определяет практику в этой области.
— Право беженца не быть высланным является гарантией от принудительного возвращения в страну, где его жизни угрожает опасность, и составляет основу системы защиты беженцев. Это право закреплено в статье 33 Конвенции о статусе беженцев. Насколько действенным является такой механизм защиты прав в наших реалиях?
— Механизм подачи запроса на получение статуса беженца на сегодня практически не действует. В связи с принятием нового Закона «О беженцах и лицах, которые нуждаются в дополнительной или временной защите» вновь созданная Государственная миграционная служба Украины пока не принимает заявлений. В прошлом, насколько мне известно, успешных обращений о получении статуса беженца было около 10 % от общего количества. При этом отказ административного органа предоставить статус беженца может быть оспорен в судебном порядке. Практику украинских судов по таким спорам мы изучили по просьбе УВКБ ООН.
— Какая ситуация сложилась с предоставлением лицам, которые просят убежища, статуса беженца? Какой процент судебных дел рассмотрен в пользу лиц, желающих получить такой статус?
— Из 102 проанализированных судебных решений административных судов по жалобам об отказе в предоставлении статуса беженца оставлены без удовлетворения 78. И только в четырех случаях суды обязали органы эмиграционной службы предоставить лицу статус беженца. В остальных — дела были отправлены на пересмотр.
Формальное отношение судов к таким заявлениям зачастую и приводит к отказам в удовлетворении жалоб беженцев. Среди базовых источников права на Украине касательно беженцев — Конвенция о статусе беженцев 1951 года. При этом УВКБ ООН принимает так называемые Руководства, разъясняя, как следует применять Конвенцию в связи с чрезвычайной обстановкой в той или иной стране. Так, существуют Руководства о применении Конвенции по отношению к ситуациям, сложившимся в Афганистане, Ираке, Палестине, Сомали и т.д. Однако более чем из ста проанализированных решений ссылки на Руководства были найдены всего в двух и только на Афганскую директиву. Иные не применялись судами ни к палестинским, ни к иракским, ни к сомалийским беженцам.
Более того, ряд требований, указанных в достаточно прогрессивном постановлении ВАСУ «О судебной практике в спорах относительно статуса беженца, выдворения иностранцев или лиц без гражданства с Украины, а также споров относительно пребывания иностранцев и лиц без гражданства на Украине» № 1 от 25 июня 2009 года (например, о том, что информация о государстве происхождения беженца должна основываться на нескольких достоверных источниках информации), зачастую судами не исполняются.
— С чем связано нежелание судов рассматривать такого рода дела? Что может послужить причиной отказа? Какие правовые аспекты не урегулированы законодательством о получении статуса беженца?
— Еще недавно наша практика основывалась на Законе «О беженцах». В июле 2011 года был принят новый Закон «О беженцах и лицах, которые нуждаются в дополнительной или временной защите». В связи с тем, что новый закон был принят совсем недавно, говорить о практике его применения пока рано. Что касается прежнего Закона «О беженцах», основной причиной отказа в рассмотрении подобных дел была статья 12 части 7 Закона Украины «О беженцах» — явно необоснованное заявление. Изначально эта статья должна была применяться к лицам, которые намеренно предоставили о себе неправдивую информацию или такую, которую очевидно можно поставить под сомнение. У нас же чаще всего использовали эту статью для отказа в случае предоставления неполного с точки зрения административного органа и суда пакета документов, подтверждающих информацию, предоставленную лицом для получения статуса беженца.
Еще одно основание для отказа — случаи, когда лицо до попадания на территорию Украины находилось в промежуточном безопасном государстве и не попросило в нем защиты. Конечно, это ставит под сомнение необходимость предоставления лицу статуса беженца. При этом суды чаще всего не рассматривают, было ли такое государство безопасным или была ли возможность у лица обратиться в соответствующую службу во время пребывания на территории такого государства.
Кроме того, суды для отказа используют положение статьи 9 части 8 упомянутого закона, если заявитель выдает себя за другое лицо. Дело в том, что фамилии иностранцев могут читаться совершенно по-разному. И если пограничная служба на въезде записала на слух данные в одном варианте, а эмиграционная служба — в другом, это не должно быть поводом для отказа в предоставлении статуса беженца.
Надеюсь, что благодаря новому Закону Украины «О беженцах и лицах, которые нуждаются в дополнительной или временной защите» от 28 июля с.г., ведение таких дел кардинально изменится.
— Если суд отказывает в рассмотрении дела о получении статуса беженца, можно ли оспорить в высших инстанциях такой отказ?
— Конечно, оспорить решения можно в апелляционном и кассационном порядке. Но в наших реалиях беженцы почти никогда не пользуются такой возможностью. Сам процесс на Украине крайне неудобен для иностранцев. Очень часто потенциального беженца вообще не приглашают на слушания, понимая, что переводчика найти не смогут. Процесс ведется только на украинском, поэтому остается надеяться на адвоката либо пытаться понять чужую судебную систему, да еще и на незнакомом языке, в сжатые сроки. Неудивительно, что 80 % решений первой инстанции не были обжалованы.
— Какие санкции со стороны международных организаций может повлечь за собой неисполнение Украиной Конвенции о статусе беженцев?
— В самом судебном процессе УВКБ может выразить свое мнение, например, в отношении ситуации в стране, из которой прибыл беженец. Также организация обеспечивает образование судей, их тренинги. УВКБ может предоставить помощь лицам, которых они считают беженцами, однако их мнение не имеет обязательной силы для украинского государства в вопросе депортации того или иного лица.
Сама же Конвенция о статусе беженцев не предусматривает специального механизма рассмотрения конкретных дел по обжалованию решений украинских судов и государственных органов. Поэтому органы, созданные для реализации положений Конвенции, специальные санкции применить к Украине не могут.
В рамках сотрудничества с Европейским Союзом (ЕС) Украина взяла на себя обязательства о защите прав беженцев, а также об обеспечении их прожиточным минимумом. В частности, вопрос беженцев обозначен в Общей стратегии ЕС по отношению к Украине, 1999 год, в Программе интеграции Украины в ЕС, принятой Указом Президента в 2000 году, и наиболее полно раскрыт в Национальном плане по выполнению плана действий в отношении либерализации визового режима с ЕС, принятом Указом Президента в 2011 году. Независимо от этого, Евросоюз не вправе применить санкции к Украине за невыполнение взятых на себя обязательств, хотя может ввести ряд ограничений: как в сфере экономики, так и в вопросе ужесточения визового режима и др.
(Беседовала Дарья СВАТКОВА,
«Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…