О некоторых вопросах подведомственности и подсудности дел хозяйственным судам — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №45 (724) » О некоторых вопросах подведомственности и подсудности дел хозяйственным судам

О некоторых вопросах подведомственности и подсудности дел хозяйственным судам

Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Украины от 24 октября 2011 года № 10

Согласно пункту 6 части 2 статьи 36 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», с целью одинакового и правильного определения подведомственности и подсудности дел хозяйственным судам Пленум Высшего хозяйственного суда Украины постановляет дать следующие разъяснения.

1. При решении вопросов, связанных с принятием исковых заявлений, хозяйственным судам следует различать понятия подведомственности и подсудности дел.

Подведомственность — это определенная законом совокупность полномочий хозяйственных судов относительно рассмотрения дел, отнесенных к их компетенции (статья 12 Хозяйственного процессуального кодекса (ХПК) Украины). Подсудность определяется кругом дел по спорам, разрешение которых отнесено к подведомственности определенного хозяйственного суда (статьи 13, 15 и 16 ХПК Украины).

2. Учитывая предписания части 3 статьи 22 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», согласно которым местные хозяйственные суды рассматривают дела по спорам, возникающим из хозяйственных правоотношений, а также другие дела, отнесенные процессуальным законом к их подсудности, и требования статей 1, 41, 12 ХПК Украины, хозяйственные суды рассматривают дела в порядке искового производства, когда состав участников спора соответствует предписаниям статьи 1 ХПК Украины, а правоотношения, из которых возник спор, имеют хозяйственный характер.

3. При решении вопроса о том, являются ли правоотношения хозяйственными, а спор — хозяйственным, следует исходить из определений, данных в статье 3 Хозяйственного кодекса Украины.

3.1. Хозяйственный спор подведомствен хозяйственному суду, в частности, при следующих условиях:

— участие в споре субъекта хозяйствования;

— наличие между сторонами, во-первых, хозяйственных отношений, урегулированных Гражданским кодексом Украины, Хозяйственным кодексом Украины, другими актами хозяйственного и гражданского законодательства, и, во-вторых, спора о праве, которое возникает из соответствующих отношений;

— наличие в законе нормы, прямо предусматривающей решение спора хозяйственным судом;

— отсутствие в законе нормы, прямо предусматривающей разрешение такого спора судом другой юрисдикции.

3.2. Таким образом, хозяйственные суды на общих основаниях решают все споры между субъектами хозяйственной деятельности, а также споры, связанные с:

— приватизацией государственного и коммунального имущества (кроме споров о приватизации государственного жилищного фонда), в том числе споры о признании недействительными соответствующих актов органов местного самоуправления и органов приватизации, а также споры по делам, возникающим из корпоративных отношений.

Учитывая предписания части 2 статьи 1 и статьи 12 ХПК Украины, указанные дела подведомственны хозяйственным судам и в том случае, если сторонами в судебном процессе выступают физические лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности.

Дела, возникающие из корпоративных отношений, — это споры между хозяйственным обществом и его участником (учредителем, акционером), в том числе выбывшим участником, а также между участниками (учредителями, акционерами), связанными с созданием, деятельностью, управлением и прекращением деятельности этого общества. Предметом соответствующих исков могут быть требования о признании недействительными актов органов управления хозяйственного общества, признании недействительными учредительных документов общества или договоров об отчуждении имущества и т.п. Исключение составляют трудовые споры с участием хозяйственного общества;

— созданием субъектов хозяйствования, их реорганизацией и ликвидацией, включая споры о признании недействительными учредительных документов, прекращении деятельности юридического лица и отмене его государственной регистрации, кроме соответствующих споров по искам субъектов властных полномочий;

— защитой права собственности, в том числе с признанием этого права;

— использованием в хозяйственном обороте объектов интеллектуальной собственности, включая споры по искам субъектов хозяйствования к органам государственной власти о признании недействительными актов о выдаче документов, удостоверяющих право интеллектуальной собственности, и отказе в регистрации объектов промышленной собственности;

— заключением, изменением, исполнением и расторжением всех хозяйственных договоров между субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, включая договоры, заключаемые путем проведения конкурса, биржевых торгов, аукционов и т.п. К таким договорам относятся, в частности: об отчуждении объектов приватизации (кроме приватизации государственного жилищного фонда); передаче государственного или коммунального имущества в аренду; закупке товаров (работ, услуг) для государственных нужд;

— признанием недействительными договоров, заключенных субъектами хозяйствования или между субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления путем проведения публичных торгов (аукциона), в том числе договоров купли-продажи и аренды земли, а также признания недействительными актов о проведении соответствующих торгов (аукциона);

— требованиями о возмещении ущерба, причиненного противоправными решениями, действиями или бездеятельностью субъекта властных полномочий или другим нарушением прав, свобод и интересов субъектом публично-правовых отношений, при условии, что такие требования не объединяются с требованием решить публично-правовой спор и по своему субъектному составу подпадают под действие статьи 1 ХПК Украины;

— обжалованием в соответствии с частью 1 статьи 60 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» решений (распоряжений) органов Антимонопольного комитета Украины и взысканием с субъектов хозяйствования сумм штрафов и пени в связи с нарушением конкурентного законодательства.

4. К компетенции хозяйственных судов отнесено рассмотрение всех дел о банкротстве. Указанные дела, согласно части 2 статьи 41 ХПК Украины рассматриваются в порядке производства, предусмотренном настоящим Кодексом, с учетом особенностей, установленных законами Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» и «О банках и банковской деятельности».

Хозяйственный суд решает в рамках рассмотрения дела о банкротстве споры, непосредственно связанные с осуществлением производства по такому делу, в том числе о: признании недействительными сделок, совершенных управляющим санацией (ликвидатором); признании права собственности на имущество должника; обжаловании результатов аукциона по продаже имущества должника.

5. Согласно части 1 статьи 1 Закона Украины «О фермерском хозяйстве», последнее является формой предпринимательской деятельности граждан с созданием юридического лица.

Согласно части 4 статьи 7 названного закона, в случае отказа органов государственной власти и органов местного самоуправления в предоставлении земельного участка для ведения фермерского хозяйства вопрос решается судом. Решение суда об удовлетворении иска является основанием для отвода земельного участка в натуре (на местности), выдачи документа, удостоверяющего право собственности, или заключения договора аренды.

Статьей 8 Закона Украины «О фермерском хозяйстве» предусмотрено, что после получения государственного акта на право собственности на земельный участок или заключения договора аренды земельного участка и его государственной регистрации фермерское хозяйство подлежит государственной регистрации. Государственная регистрация фермерского хозяйства проводится при наличии всех необходимых документов в течение не более пяти рабочих дней. Органы государственной регистрации обязаны в течение этого срока внести данные из регистрационной карточки в Реестр субъектов предпринимательской деятельности и выдать свидетельство о государственной регистрации фермерского хозяйства.

В связи с этим споры, связанные с отказом в предоставлении гражданину земельного участка для ведения фермерского хозяйства, и споры относительно раздела имущества фермерского хозяйства, которое прекратило свою деятельность, не подведомственны хозяйственным судам. Что касается споров, связанных с предоставлением дополнительного земельного участка фермерскому хозяйству после его создания, а также споров о прекращении деятельности фермерского хозяйства, то они в соответствии со статьями 1 и 12 ХПК Украины подведомственны хозяйственным судам.

6. По правилам хозяйственного судопроизводства должны рассматриваться дела по спорам о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, в том числе по искам специально уполномоченных государственных органов управления в отрасли охраны окружающей природной среды.

Однако не подлежат рассмотрению хозяйственными судами дела в отрасли охраны окружающей природной среды, если хотя бы одна из сторон находится за пределами Украины, поскольку, согласно статье 67 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды», соответствующие споры рассматриваются комиссиями, которые создаются на паритетных началах из представителей Украины и заинтересованных государств, либо третейским судом.

7. Согласно части 1 статьи 26 Закона Украины «О режиме иностранного инвестирования», споры между иностранными инвесторами и государством по вопросам государственного регулирования иностранных инвестиций и деятельности предприятий с иностранными инвестициями подлежат рассмотрению в судах Украины, если иное не предусмотрено международными договорами Украины. По содержанию статей 1 и 12 ХПК Украины, хозяйственным судам подведомственны дела по соответствующим спорам, если иное не предусмотрено международными договорами Украины.

Дела по всем другим спорам, не указанных в части 1 этой статьи, подлежат рассмотрению в судах и/или в хозяйственных судах Украины, или, по договоренности сторон, в третейских судах, в том числе за границей (часть 2 статьи 26 названного Закона).

8. Исходя из предписаний части 2 статьи 50 Закона Украины «О нотариате», право на обжалование нотариального действия или отказа в его совершении, а также нотариального акта имеет лицо, прав и интересов которого касаются такие действия или акты.

Споры между должниками и взыскателями, а также споры по искам других лиц, прав и интересов которых касаются нотариальные действия или акт, в том числе о признании исполнительной надписи, не подлежащей исполнению полностью или частично, о возврате взысканного по исполнительной надписи, решаются хозяйственным судом по искам должников или указанных лиц ко взыскателям, если субъектный состав сторон соответствующего спора соответствует предписаниям статьи 1 ХПК Украины. При этом, по содержанию статей 1, 2, 18, 22, 27 ХПК Украины, статей 1 и 3 названного Закона, нотариус не может быть ответчиком в хозяйственном процессе, а привлекается к участию в нем в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в хозяйственном суде не могут обжаловаться действия нотариуса относительно совершения исполнительной надписи, когда речь идет исключительно о нарушении нотариусом правил совершения соответствующего нотариального действия и при этом истцом не поднимается вопрос о защите права, основанного на предписаниях гражданского или хозяйственного законодательства.

9. Согласно статье 17 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях», решения местных органов государственной исполнительной власти относительно владения и пользования культовыми зданиями и имуществом могут быть обжалованы в суд в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Украины. Поэтому, установив, что исковое заявление содержит требования о признании такого решения недействительным, хозяйственный суд должен отказать в его приеме со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 62 ХПК Украины. Такой же порядок применяется и к заявлению прокурора или органа, уполномоченного ­регистрировать уставы ­религиозных организаций, о прекращении деятельности религиозной организации (статья 16 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях»).

10. Рассмотрение хозяйственными судами жалоб в порядке статьи 1212 ХПК Укра­ины является одной из форм судебного контроля относительно исполнения решений, определений, постановлений, а исполнение решения, определения, постановления хозяйственного суда является неотъемлемой частью судебного процесса.

Следовательно, указанные жалобы по исполнению решений, определений, постановлений хозяйственных судов подлежат рассмотрению хозяйственным судом, который рассмотрел соответствующее дело в первой инстанции, то есть тем хозяйственным судом, который выдал исполнительный документ (приказ или определение), независимо от того, каким именно лицом подана жалоба. Рассмотрение таких жалоб осуществляется хозяйственными судами по правилам ХПК Украины.

Поскольку принятие органами Государственной исполнительной службы, ее должностными лицами каких-либо решений (постановлений и т.п.) в процессе осуществления исполнения судебных решений хозяйственных судов подпадает в понимании статьи 1212 ХПК Украины под признаки действий этих органов и лиц, то соответствующие решения также подлежат обжалованию в названных судах.

Если в соответствующей жалобе идет речь об обжаловании действий (бездеятельности) органа Государственной исполнительной службы в сводном исполнительном производстве, то она подлежит рассмотрению хозяйственным судом в той части, которая касается исполнения решения (определения, постановления) хозяйственного суда, но не общего суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ.

11. Хозяйственным судам подведомственны на общих основаниях дела по спорам, связанным с признанием права на имущество, на которое наложен арест, и о снятии с него ареста и по рассмотрению исков к юридическому лицу, которое обязано осуществить взыскание средств с должника в случае неисполнения решения по вине этого юридического лица (статьи 60 и 87 Закона Украины «Об исполнительном производстве»), при условии, когда сторонами в судебном процессе являются предприятия или организации в понимании статьи 1 ХПК Украины.

Что касается жалоб, которые подаются в суд на основании статьи 82 названного Закона и статьи 1212 ХПК Украины, то, по содержанию последней из названных норм, их рассматривает исключительно местный хозяйственный суд, которым соответствующее дело рассмотрено в первой инстанции.

12. Хозяйственные суды рассматривают дела об обжаловании решений третейских судов и о выдаче исполнительных документов на принудительное исполнение решений третейских судов, созданных в соответствии с Законом Украины «О третейских судах» (статья 2 ХПК Украины). Что касается решений иностранных судов, иностранных арбитражей и других органов иностранных государств, к компетенции которых относится рассмотрение гражданских и хозяйственных дел, а также решений международного коммерческого арбитража, действующего в соответствии с Законом Украины «О международном коммерческом арбитраже», то решение вопросов, связанных с предоставлением разрешения на принудительное исполнение таких решений и их обжалованием, не отнесено к компетенции хозяйственных судов.

13. Согласно статье 116 ХПК Украины, исполнение решения хозяйственного суда осуществляется на основании выданного им приказа, являющегося исполнительным документом. Приказ выдается взыскателю или направляется ему после вступления судебного решения в законную силу. В приказе хозяйственного суда, согласно части 1 статьи 117 ХПК Украины и статье 18 Закона Украины «Об исполнительном производстве», указывается, в частности, резолютивная часть решения.

Поскольку приказ хозяйственного суда воспроизводит резолютивную часть решения этого суда, обжалование приказа вне апелляционного или кассационного пересмотра решения, во исполнение которого такой приказ выдан, невозможно. Поэтому заинтересованная сторона по делу может в установленном ХПК Украины порядке обжаловать лишь решение хозяйственного суда, на основании которого соответствующий приказ издан.

Поэтому хозяйственный суд должен отказывать в принятии искового заявления о признании приказа хозяйственного суда недействительным или не подлежащим исполнению на основании пункта 1 части 1 статьи 62 ХПК Украины ввиду того, что такое исковое заявление не подлежит рассмотрению в хозяйственных судах.

Что касается заявлений взыскателей или должников о признании приказа не подлежащим исполнению полностью или частично, то такие заявления рассматриваются хозяйственными судами в порядке, предусмотренном статьей 117 ХПК Украины.

14. Если в законодательном акте подведомственность споров определена альтернативно — суду или хозяйственному суду, либо указано, что спор разрешается в судебном порядке, хозяйственному суду следует исходить из субъектного состава участников спора и характера спорных правоотношений.

Необходимо иметь в виду, что ХПК Украины не предусмотрена возможность объединения в одно производство требований, подлежащих рассмотрению по правилам разных видов судопроизводства. Поэтому в случае подачи иска, в котором такие требования объединены, хозяйственный суд принимает исковое заявление в части требований, подлежащих рассмотрению хозяйственными судами, а в остальной части со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 62 ХПК Украины — отказывает в принятии искового заявления. Если в рассмотрении дела будет установлено, что производство по соответствующей части открыто ошибочно, хозяйственный суд прекращает производство по делу в этой части согласно пункту 1 части 1 статьи 80 ХПК Украины.

15. Хозяйственным судам следует иметь в виду, что не все договоры, заключенные субъектами властных полномочий, их должностными или служебными лицами на реализацию своих полномочий, относятся к ­административным ­договорам. Если обязательным участником договора в соответствии с законодательством должен быть субъект властных полномочий, то такой договор является административным, поскольку субъект властных полномочий в этом случае действует от имени государства (территориальной общины), в ее интересах или для обеспечения их, а не своих собственных нужд. В случае же совершения гражданской сделки между субъектом властных полномочий и субъектом хозяйственной деятельности договорные отношения сторон основаны на юридическом равенстве, свободном волеизъявлении и имущественной самостоятельности. Поэтому к административным договорам не относятся договоры, заключенные по правилам Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины, других актов гражданского или хозяйственного законодательства.

16. Не подлежат рассмотрению в хозяйственных судах дела по спорам, связанным с осуществлением властных полномочий:

— Фондом социальной защиты инвалидов и его отделением в связи с применением административно-хозяйственных санкций, предусмотренных статьей 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов на Украине»;

— Пенсионным фондом Украины и его органами относительно принятия решений о взыскании просроченной задолженности по страховым взносам в указанный Фонд;

— исполнительными дирекциями Фон­да социального страхования, их рабочими органами в отношениях, связанных с осуществлением руководства и управления отдельными видами обще­обязательного государственного социального страхования, проведением сбора и аккумуляции страховых взносов, контроля за использованием средств, обеспечением финансирования выплат по общеобязательному государственному страхованию и осуществлением других функций, согласно утвержденным уставам;

— Государственной инспекцией по контролю за ценами и ее территориальными органами при принятии решений о применении санкций за нарушение государственной дисциплины цен.

Вместе с тем хозяйственными судами рассматриваются на общих основаниях дела по спорам с участием названных органов, если такие споры возникают из гражданских или хозяйственных правоотношений, в которых эти органы выступают на равных началах с другими участниками соответствующих отношений (например, в связи с выполнением гражданско-правовых или хозяйственно-правовых договоров, возмещением материального или морального вреда, по обязательствам в связи с приобретением, хранением имущества без достаточного правового основания и т.п.).

17. К компетенции хозяйственных судов не относится рассмотрение дел по спорам:

а) об обжаловании решений (нормативно-правовых актов или актов индивидуального действия), принятых субъектом властных полномочий, которыми последний обязывает субъект хозяйствования совершить определенные действия, воздержаться от совершения определенных действий или нести ответственность;

б) об обжаловании субъектом хозяйствования действий (бездеятельности) органа государственной власти, органа местного самоуправления, другого субъекта властных полномочий, их должностного или служебного лица, вытекающих из предоставленных им властных управленческих функций, если эти действия (бездеятельности) не связаны с отношениями, урегулированными хозяйственным договором;

в) между субъектами властных полномочий по поводу их компетенции в сфере управления;

г) по поводу заключения и выполнения административных договоров;

д) по обращению субъекта властных полномочий в случаях, установленных законом.

Другие дела с участием хозяйствующих субъектов и субъектов властных полномочий не имеют признаков дел административной юрисдикции и должны рассматриваться хозяйственными судами на общих основаниях. К таким делам относятся все дела по спорам о праве, возникающим из отношений, регулируемых Гражданским кодексом Украины, Хозяйственным кодексом Украины, другими актами хозяйственного и гражданского законодательства.

18. Отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения, выполнения бюджетов и рассмотрения отчетов об их выполнении, а также контроля за выполнением Государ­ственного бюджета Украины и местных бюджетов (статья 1 Бюджетного кодекса Укра­ины), не являются хозяйственными; к соответствующим отношениям не применяется также и Гражданский кодекс Укра­ины (часть 2 статьи 1 настоящего Кодек­са). Следовательно, заявления по спорам, связанным с названными отношениями, не подлежат рассмотрению в хозяйственных судах Украины.

19. При решении вопросов, связанных с подведомственностью дел в спорах, возникающих из земельных отношений, хозяйственным судам следует учитывать изложенное в пункте 1 постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Украины от 17 мая 2011 года № 6 «О некоторых вопросах практики рассмотрения дел по спорам, возникающим из земельных отношений».

20. Согласно статьям 13, 15 ХПК Украины, подсудность дел определяется по предметным и территориальным признакам. Исключение из этого правила составляет исключительная подсудность дел (статья 16 ХПК Украины).

Определяя территориальную подсудность дела, хозяйственные суды должны исходить из следующего.

20.1. Местонахождение юридического лица или физического лица — предпринимателя определяется на основании сведений, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (статья 17 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей»).

20.2. Территориальная подсудность дела с участием обособленного подразделения юридического лица определяется в соответствии с требованиями статьи 15 ХПК Украины по месту нахождения обособленного подразделения, которому предоставлено право осуществлять полномочия стороны от имени юридического лица.

Хозяйственным судам следует также учитывать, что, поскольку обособленное подразделение юридического лица действует в рамках предоставленных ему полномочий, то подача иска по месту нахождения этого подразделения правомерна лишь тогда, когда спор вытекает именно из его деятельности.

В случае отсутствия у обособленного подразделения соответствующих полномочий и/или когда спор не связан с деятельностью этого подразделения, исковые материалы или дело направляются по подсудности в хозяйственный суд по месту нахождения юридического лица.

20.3. Споры, связанные с заключением, изменением условий, расторжением или признанием недействительными договоров, которыми предусмотрено проведение расчетов за товары (работы, услуги) в неденежной форме, подлежат разрешению хозяйственным судом по месту нахождения одной из сторон, к которой обратился заявитель.

20.4. Подсудность дел о взыскании иностранной валюты определяется на общих основаниях согласно разделу III ХПК Украины.

20.5. Согласно части 1 статьи 15 ХПК Украины, дела по спорам, в частности, о признании договоров недействительными, рассматриваются хозяйственным судом по местонахождению стороны, обязанной по договору осуществить в пользу другой стороны определенные действия, такие, как: передать имущество, выполнить работу, предоставить услуги, уплатить деньги и т.п. При этом стороной, обязанной осуществить определенные действия, может быть любая из сторон, у которой, учитывая условия договора и с учетом фактических обстоятельств дела соответствующая обязанность существует на момент подачи иска.

При решении вопроса относительно определения территориальной подсудности дел по спорам о признании договоров недействительными по искам лиц, не являющихся сторонами в этих договорах (прокуроров, органов государственной налоговой службы и т.д.), когда ответчиками указаны обе стороны того или иного договора, следует исходить из того, что территориальная подсудность должна определяться согласно части 3 статьи 15 ХПК Украины, а поэтому рассмотрение дела осуществляется тем хозяйственным судом, в который обратился истец.

20.6. Часть 4 статьи 16 ХПК Украины относит дела по спорам, в которых ответчиком является высший или центральный орган исполнительной власти, Национальный банк Украины, Счетная палата, Верховный совет Автономной Республики Крым, Киевский и Севастопольский городские советы или областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, к подсудности хозяйственного суда города Киева.

Учитывая это, при решении вопроса об определении подсудности соответствующих дел в случае, когда истец указывает центральный орган исполнительной власти или государственную администрацию как ответчика наряду с другими ответчиками без достаточных на то оснований, необходимо учитывать следующее.

Если истец по каким-либо причинам считает, что одним из ответчиков по делу должен быть центральный орган исполнительной власти или государственная администрация и в связи с этим исковое заявление подается в хозяйственный суд города Киева, или в случае передачи соответствующего дела другим хозяйственным судом в этот суд, последний в процессе подготовки дела к рассмотрению вправе решить вопрос о привлечении к участию в деле другого ответчика или, с согласия истца, — о замене ненадлежащего ответчика (статья 24 ХПК Украины). Если в таком случае дело стало подсудным другому хозяйственному суду, оно, согласно части 3 статьи 17 ХПК Украины, должно быть рассмотрено хозяйственным судом города Киева.

20.7. Если хозяйственный суд, принявший дело в свое производство с соб­людением правил подсудности, привлек другого ответчика или заменил ненадлежащего ответчика и в связи с этим дело стало подсудным другому хозяйственному суду, вопрос о подсудности определяется согласно правилу части 3 статьи 17 ХПК Украины, за исключением случаев, когда следствием изменений на стороне ответчика становится исключительная подсудность дела.

20.8. Статьей 16 ХПК Украины установлена исключительная подсудность дел хозяйственному суду по спорам о праве собственности на имущество или об истребовании имущества из чужого незаконного владения или об устранении препятствий в пользовании имуществом; такие дела рассматриваются по месту нахождения имущества.

Местонахождение имущества должно быть подтверждено документально. В случае невозможности представления истцом такого подтверждения, подсудность дела определяется на общих основаниях, то есть согласно статье 15 ХПК Украины.

Если ответчиком по делу является орган, указанный в части 4 статьи 16 ХПК Украины, то такое дело в любом случае подлежит рассмотрению в хозяйственном суде города Киева.

21. Признать утратившим силу разъяснение Президиума Высшего хозяйственного суда Украины от 27 июня 2007 года № 04-5/120 «О некоторых вопросах подведомственности и подсудности дел хозяйственным судам» (с последующими изменениями и дополнениями).

Председатель Высшего
хозяйственного
суда Украины В. Татьков

Секретарь Пленума
Высшего хозяйственного суда Украины Г. Кравчук

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Юридический форум

Где деньги, там и право?

Актуальный документ

Документы и аналитика

Зачет встречных требований

Акцент

Ниспослан сниже

Государство и юристы

Новости законотворчества

Избирательный консенсус

Государство и юристы

Суды нашли победителей

Дисциплина хромает

Государство и юристы

Новости законотворчества

Резервные льготы

Полномочия членов ВСЮ уточнены

Деловая практика

Судебное изменение договора

Документы и аналитика

«Срочная» путаница в суде

Бизнес-леди «декрет» не положен

Оффшор на Кипре не для Украины?

Книжная полка

Общие положения о пенсиях

Неделя права

Власть подпустили к КАСУ

Фемида обула бутсы

Новый член ВККС

ВСЮ ставит точки

Утрата юриспруденции

Неделя права

Новости из-за рубежа

Увольнения за критику

Председатель Евросуда

Обжалование отказа от атомной энергии

Неделя права

При ГНС создан Общественный совет

Новости из зала суда

Судебная практика

ВАСУ возобновил судебное рассмотрение в «деле пенсионной реформы»

«ВТБ Банк» обжалует в ВСУ решения по делу о взыскании ипотечной недвижимости

В «деле постоянного приема исков» стороны пришли к мировому соглашению

Новости юридических фирм

Частная практика

«Авеллум Партнерс» консультирует ING Bank N.V.

Расширение команды «Саенко Харенко»

«Астерс» консультирует ЕБРР относительно финансирования ЭМСС

Отрасли практики

Великий ликвидатор

Выход... и с кризисом

В налоговую с «ответным» визитом

Коллизии растут из-под земли

В ответе за служащих

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Восток — дело новое

Решения недели

Судебная практика

Неприглашенный на заседание ВККС

Отказ в оформлении

Неисполнение договора подряда

Самое важное

В поисках компромисса

Судебная практика

Пересмотреть нельзя отказать

Две стороны третейской оговорки

Судебная практика

Судебные решения

О некоторых вопросах подведомственности и подсудности дел хозяйственным судам

О порядке расторжения договора

Тема номера

Беженцев просят удалиться

В семье не без угрозы

Частная практика

Arzinger: 4 года во Львове

Алгоритм планирования

M & A возвращаются

Юридический форум

С миру по юристу

Інші новини

PRAVO.UA