По опыту скажу, что одна из основных проблем нашего законодательства — это декларативность большинства норм. Нормы эти по своей природе должны обеспечивать основные права и свободы граждан и субъектов предпринимательства, их выполнение должно гарантировать соблюдение и уважение этих прав и в конце концов комфортное существование законопослушных членов общества. Сложности возникают как раз с исполнением правил, прописанных в соответствующих нормах.
По моему мнению, основным недостатком законодательства в этой сфере является отсутствие конкретных санкций за нарушение того или иного права, а еще, что немаловажно, отсутствие механизма реализации этих прав. Такие обстоятельства и делают нормы декларативными, а по сути — пустыми обещаниями.
Казалось бы, больше всего от этих деклараций-обещаний страдают простые граждане, которые проблему реализации своих конституционных прав чувствуют особо остро и которым, несмотря на все передовые идеи, содержащиеся в нашем законодательстве, реализовать их на практике стоит огромных усилий, если вообще появится возможность такой реализации. Тем не менее такая же проблема стоит и перед бизнесом. Однако я бы сказала, что в этом смысле предприниматели находятся в более выигрышной позиции, которая основывается на принципе свободы договора, позволяющего сторонам качественно урегулировать все вопросы, не отображенные либо недостаточно отображенные в действующем законодательстве.
В этой статье я расскажу о некоторых нюансах, которые возникали в моей практике.
В продолжение о декларативных нормах и их роли в договорной практике. Из опыта могу сказать, что многие юристы не боятся вносить в договоры положения, неисполнение которых не повлечет за собой каких-либо санкций либо не будет основанием для досрочного расторжения договора. Практики называют такие положения «мертвыми нормами». То есть хотите, чтобы грузчики при отгрузке товара станцевали вам ламбаду, — пожалуйста, внесем это в договор, главное — проследить, чтобы этот пункт оставался декларацией и не последовало никаких негативных последствий за то, что грузчики сочтут ненадлежащей свою хореографическую подготовку. Справедливости ради нужно сказать, что «мертвые нормы» — давно укоренившееся понятие в договорных отношениях. Хорошо это или плохо, судить можно долго, радует то, что все же практика поведения серьезных компаний сводится к правилу «неисполнение либо ненадлежащее исполнение «мертвых норм» никоим образом не должно вредить партнерским отношениям сторон договора».
Второй важный нюанс и, возможно, основное правило в практике договорной работы — анализировать каждое слово, которое употребляется в договоре. От того, как построено предложение, зависит судьба развития отношений с партнером. Банальный пример. Две формулировки положения о досрочном расторжении договора: 1) «договор может быть расторгнут по инициативе стороны А при таких-то условиях»; 2) «сторона А может инициировать досрочное расторжение договора при таких-то условиях». На эту удочку попадаются многие неопытные юристы. Если ваш юрист согласовал договор со второй формулировкой, будьте уверены, без взаимного согласия вы никогда этот договор досрочно не расторгнете, если только не возникнут обстоятельства, которые в силу закона или договора не будут иметь последствия в виде именно расторжения, а не его инициирования. Казалось бы, игра слов, но какое большое значение это имеет. Так же касаемо любого аспекта договорных отношений нужно четко следить, какие слова употребляются при урегулировании, и по возможности избегать ненадежных формулировок «имеет право инициировать», «имеет право требовать» и так далее. Ведь требовать можно все что угодно, не факт только, что получишь требуемое. А с такой формулировкой вторая сторона не несет обязательства удовлетворять требования. То есть вместо слов «имеет право требовать прекращения (устранения) чего-либо» разумно употреблять выражение «что-либо подлежит прекращению (устранению)» и так далее. А в соответствующем разделе договора предусмотреть еще и штрафную санкцию за возможное непрекращение и неисполнение.
К договорным штрафным санкциям у некоторых компаний отношение особое. На переговорах часто можно натолкнуться на заявления такого рода: «Мы же фирма Х, мы не подписываем никакие штрафы, для вас и так должно быть огромной честью сотрудничать с нами, поэтому, пожалуйста, сотрудничайте на наших условиях. Платить по счетам мы будем, а гарантия — наше честное слово и наш имидж на рынке». Имидж, бесспорно, дело серьезное. Хороший имидж компании на рынке, а главное — ее позиционирование как надежного партнера способны помочь в любой кризисной ситуации. Одно «но»: в условиях взаимовыгодного сотрудничества давление имиджем ставит вторую сторону в невыгодное положение, заставляя идти на риск, и не всегда наперед бывает известно, окупится ли этот риск в дальнейшем. Несмотря на мой опыт работы в компаниях — лидерах своих сегментов, которые также использовали описанную тактику, справедливости ради хочу заметить: штрафы должны быть. И чем больше, тем лучше. За любое несоблюдение, за любое неисполнение, за все, что вашей компании важно, договор должен предусматривать санкцию. В некоторых случаях только так вы сможете добиться надлежащего выполнения и сохранения своих интересов. Учитывая менталитет нашего народа, это особенно важно. Я намеренно употребила выражение «договор должен предусматривать санкцию» вместо «должна применяться санкция». Этим и объясняется превентивная роль штрафных санкций в договоре. Исходя из практики, скажу, что редко какой договор исполняется идеально, редко когда не бывает ни одного нарушения, иногда это серьезные нарушения вплоть до неоплаты без уважительных с точки зрения законодательства причин. Тем не менее партнерские отношения компаний сводятся не к тому, чтобы быстро оштрафовать провинившуюся сторону за любую мелочь, то есть не к тому, чтобы урвать свой кусок побольше любым способом, а к тому, чтобы продолжать взаимовыгодное сотрудничество. А выгодным оно считается при наличии разных обстоятельств. Поэтому, если партнер, к примеру, задержал оплату арендных платежей на определенное время, вряд ли второй партнер оперативно отреагирует требованием оплатить штрафные санкции, пускай они и астрономические. Ведь ситуации бывают разные. И это не наплевательское отношение к договору, а проявление именно партнерских отношений. Таким образом, в договорной практике штрафы выступают в роли гарантии прежде всего того, чтобы эти отношения сохранялись именно как партнерские и ни у одной стороны не было возможности, грубо говоря, сесть на шею второй.
Залогом развития партнерских отношений, кроме всего прочего, является качественное урегулирование всех возможных вопросов, которые могут возникнуть в процессе исполнения договора. Поэтому, кроме совета вычитывать и анализировать договор вплоть до последней буквы, могу дать совет не полениться и прописать в договоре все возможные вопросы, с которыми могут столкнуться ваши компании. Пускай даже маловероятные, пускай даже теоретические. Как шутят юристы-практики, хороший договор предусматривает даже правила поведения сторон в случае прилета инопланетян. Основное — не позволить возможной ситуации выйти за рамки правового поля, в противном случае последствия для сторон спрогнозировать будет сложно. Именно поэтому серьезные договоры между крупными компаниями по объему гораздо больше аналогичных договоров между мелкими субъектами рынка. Конечно, здесь многое познается путем проб и ошибок, и многие положения договора появляются после того, как компания набила шишки, столкнувшись с ситуацией, которая не регулировалась либо недостаточно регулировалась ни договором, ни законодательством. Примеры могут быть даже комичными. Так, только после происшествия компании-ритейлеры стали вносить в свои договоры аренды положения, предписывающие порядок действия, ответственность и сроки исполнения работ в случае, если внезапно упадет витрина, которую случайно задел посетитель магазина или пешеход, личность которого не установлена. А ведь до этого без четкого урегулирования вопрос, кто ставит новую и кто платит, решался долго, в результате чего магазин оставался без витрины длительный срок. Также немаловажным является сверхдетальное прописывание в договоре правил поведения в крайне важных и принципиальных для вашей компании ситуациях и последствия в случае невыполнения второй стороной этих правил. Как пример, речь может идти именно о реализации стороной права на досрочное расторжение договора. Казалось бы, уведомили партнеров и все. На практике — это ряд нюансов, связанных и со способом уведомления, и с последствием неполучения уведомления, и с подписанием или неподписанием по факту дополнительного соглашения о расторжении и с последствиями неподписания второй стороной акта о возврате, и многое другое. Несогласование этих моментов до начала договорных отношений может сильно усложнить их впоследствии, причинить неудобства вашей компании даже при реализации ваших прав и опять же вывести ситуацию за рамки правового поля.
Как видим, хороший договор — это не маленький текст, адаптированный с образца из Интернета, а результат серьезной работы, проб и ошибок. Остается пожелать, чтобы последние легко преодолевались и в итоге приносили в дальнейшем только пользу.
ПОНОМАРЕВА Татьяна — советник директора по правовым вопросам ООО «Агропромгаз», старший преподаватель кафедры хозяйственно-правовых дисциплин НАВД, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…