Отводные процедуры — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №42 (878) » Отводные процедуры

Отводные процедуры

Рубрика Тема номера

Статья 123 Земельного кодекса (ЗК) Украины предусматривает, что предоставление земельных участков государственной или коммунальной форм собственности осуществляется органами исполнительной власти либо органами местного самоуправления. Соответствующие решения принимаются такими органами в случае предоставления земельных участков со сменой их целевого назначения или в случае формирования нового земельного участка (кроме разделения и объединения) на основании проектов землеустройства по отведению земельных участков, которые согласовываются в порядке, предусмотренном статьей 186 ЗК Украины.

Разрешение на разработку

В то же время выполнению проекта землеустройства по отводу земельного участка предшествует получение разрешения на его разработку, которое выдается соответствующим органом исполнительной власти или местного самоуправления. Разрешение либо мотивированный отказ в его предоставлении выдается такими органами в течение месячного срока со дня регистрации ходатайства лица, заинтересованного в получении в пользование земельного участка государственной или коммунальной формы собственности.

В случае отсутствия разрешения органа на разработку проекта либо отказа в его предоставлении в указанный срок часть 3 статьи 123 ЗК Украины предусматривает право заинтересованного лица заказать разработку документации по землеустройству без предоставления такого разрешения с письменным уведомлением органа, к которому прилагается договор на выполнение работ по землеустройству.

Также не стоит упускать из виду, что земельным законодательством Украины как не было, так и сегодня не предусмотрено оснований для отказа в предоставлении разрешения на выполнение проекта землеустройства по отводу земельного участка в случае предоставления такого разрешения ранее другим лицам. Но в то же время, предоставляя соответствующее разрешение, орган, обнаружив факт обращения лица с заявлением о разрешении на выполнение проекта землеустройства относительно земельного участка, по которому соответствующее разрешение предоставлялось ранее другому лицу, хоть и не имеет оснований отказать лицу, обратившемуся позже, в предоставлении соответствующего разрешения, но может обратить на данный факт внимание субъекта обращения, что может предотвратить возникновение конфликтов интересов заявителей при государственной регистрации земельных участков. В случае же применения принципа молчаливого согласия право на разработку проекта землеустройства, а в дальнейшем и на его согласование, а также на регистрацию земельного участка может возникнуть одновременно у нескольких лиц. Однозначных вариантов разрешения подобных ситуаций законодательство не предусматривает.

При применении принципа молчаливого согласия основанием для возникновения права заявителя на разработку проекта землеустройства является непредоставление органом разрешения на его разработку либо отказ в его предоставлении без указания причин такого непредоставления. То есть законодательством не учтены возможные объективные причины, по которым орган не может принять одно из соответствующих решений, такие как длительные перерывы между сессиями местного совета или переизбрание/переназначение его состава. Таким образом, принятие органом при наличии таких объективных обстоятельств решения по заявлению заинтересованного лица по истечении тридцатидневного срока не будет иметь юридической силы, так как право на разработку проекта землеустройства у заявителя уже возникло, а возможность принимать органом соответствующие решения без ограничения по срокам может привести к злоупотреблениям.

Позиция судов

Так как аналогичная процедура предоставления разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка предусмотрена и статьей 118 ЗК Украины, стоит обратить внимание, что в постановлении от 12 мая 2011 года по делу № К-41527/10 Высший административный суд Украины пришел к выводу, что законом установлено обязательство ответчика рассмотреть заявление заинтересованного лица в месячный срок и предоставить ответ о его удовлетворении либо мотивированный отказ. При этом такое обязательство не связывается с любыми другими обстоятельствами, такими как получение ответов от органов земельных ресурсов и пр. Аналогичной точки зрения придерживается ВАС Украины и в постановлении от 10 ноября 2010 года по делу № К-10795/09. Однако коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины в постановлении от 10 декабря 2013 года по делу № 21-358а13 не поддерживает изложенную позицию, указывая, что бездеятельность органов по предоставлению разрешения на разработку проекта землеустройства либо мотивированного отказа в его предоставлении не препятствует процессу отведения земельного участка, поскольку выполнение заказа на изготовление проектной документации возможно без получения разрешения на ее изготовление.

В то же время Законом Украины «О Государственном земельном кадастре», в частности частью 3 статьи 24, предусмотрено, что государственная регистрация земельных участков осуществляется по заявлению лица, которому по решению органа исполнительной власти, местного самоуправления предоставлено разрешение на разработку документации по землеустройству, что является основанием для формирования земельного участка при передаче его в собственность или пользование из земель государственной или коммунальной собственности, либо уполномоченного им лица. Таким образом, в случае обращения с заявлением о государственной регистрации земельного участка лица, применившего принцип молчаливого согласия на стадии получения им разрешения на выполнение проекта землеустройства по отводу земельного участка, ему будет отказано в проведении государственной регистрации.

Несоответствие нормам

Основанием для отказа в предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства является, как предусмотрено частью 3 статьи 123 ЗК Украины, исключительно несоответствие места расположения указанного в ходатайстве земельного участка требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов, другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства по упорядочению территории населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке. В результате применения принципа молчаливого согласия возможно возникновение права заявителя на разработку проекта землеустройства относительно земельного участка, место расположения которого не соответствует указанным требованиям, и по результатам рассмотрения ходатайства заявителя орган обязан был бы отказать в предоставлении соответствующего разрешения.

 

ОПАНАСИК Владислав — юрист ЮК Jurimex, г. Киев


Комментарии

Проблемы реализации

 

Ольга МИСЕВИЧ,
юрист ЮФ ILF

Принцип молчаливого согласия предусмотрен частью 7 статьи 118 и частью 3 статьи 123 Земельного кодекса Украины.

Введение законодателем данного принципа, безусловно, направлено на упрощение и совершенствование процедуры отвода земельных участков, однако вопрос реализации вышеуказанных норм имеет подводные камни и остается открытым.

В частности, во многих областях Украины отсутствует какая-либо практика применения данного принципа. Проблема реализации принципа молчаливого согласия, скорее всего, связана с неопределенностью последствий для лица, которое разработает землеустроительную документацию без согласия соответствующих органов и приступит к реализации следующих этапов оформления.

Также указанные нормы содержат в себе лазейки для чиновничьих манипуляций. На обращение заявителя разрешить разработать землеустроительную документацию соответствующим органом составляется отписка в виде письма, которая не является обоснованным отказом. Но ее наличие лишает заинтересованное лицо права заказать разработку проекта отвода без предоставления разрешения, несмотря на то что в случае обращения лица в суд судом будет подтверждено, что данное письмо не является мотивированным отказом и суд обяжет орган еще раз рассмотреть вопрос, и так до бесконечности.

Таким образом, для разрешения вопроса реализации принципа молчаливого согласия законодателю необходимо разъяснить возможные последствия применения данного принципа, предусмотреть гарантии для заинтересованных лиц в случае судебных разбирательств, а также утвердить форму мотивированного отказа для устранения манипуляций.

 

Не все гладко

 

Вольга ШЕЙКО,
юрист ЮФ «Астерс»

С введением принципа молчаливого согласия в процедуре землеотвода в законе указали, что все проекты отвода земельных участков согласовываются Госземагентством, а полномочия согласовательных органов разграничили. Однако утверждение, что теперь процедура облегчена максимально, не вполне правильно. К примеру, если на земельном участке расположена недвижимость или планируется ее строительство, то одним Госкомземом не обойтись. Проект придется подавать структурному подразделению администрации в сфере градостроительства и архитектуры. Молчаливое согласие — это лишь малая толика того, что действительно требует разрешения в сфере земельных отношений.

Истечение месячного срока со дня регистрации ходатайства в органе исполнительной власти или местного самоуправления при отсутствии решения уполномоченного органа осложнено тем, что не каждый уполномоченный орган признает пропуск срока при отсутствии сессий в этот период. Хотя законодатель и не сделал каких-либо исключений, судебная практика по такой категории дел обещает быть очень интересной.

Лицо может заказать разработку проекта землеустройства без наличия разрешения, но здесь возникают другие аспекты: кто из землеустроительных организаций проворнее, имеет знакомых в Земельном кадастре. «Проворность» землеустроительной организации необходима еще и потому, что претендентов на один земельный участок может быть несколько.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Бесхозная реформа

Государство и юристы

Неоплатный толк

Судная ночь

Этика в адвокатуре

Самый срок

Государство и юристы

Новости законотворчества

Уточнен статус Нацсовета по антикоррупционной политике

Парламент одобрил чрезвычайные меры в газовой сфере

Предложен комплекс мер по защите должников банков

Государство и юристы

Заочная ставка

Документы и аналитика

Судебные трения

Второй лишний

Книжная полка

Налоговая система

Неделя права

Новости из-за рубежа

В России готовят реформу адвокатуры

Неделя права

Совет правительству

Эффектная защита

Публичный конкурс

Новости из зала суда

Судебная практика

Председатель райгосадминистрации проиграл спор по иску к Президенту

Суд признал недействительным патент на крышку для бутылок

Новости юридических фирм

Частная практика

АО Arzinger выступило советником ведущего банка Германии

МЮФ Integrites выступила советником группы компаний МТI

АО IMG Partners консультирует иранскую Behpak Industrial Co.

ЮК FCLEX защитила интересы «АвтоКрАЗ» в Верховном Суде Украины

МЮФ CMS запустила сайт для ИТ-стартапов

Отрасли практики

Коммуналка

Занятие спором

Ценные введения

Признание

Статусный фонд

Рабочий график

«ЮП» — 20 лет!

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

Неподписанные акты

Ненадлежащее оприходование

Истец — экспедитор

Самое важное

Мажоритарный круг

Крым — новые разъяснения

Совместное предпринятие

Встречный поиск

Судебная практика

Возврат имущества

Судебная практика

Судебные решения

Судья, принимавший участие в рассмотрении дела, не может участвовать в его пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам

Судебная практика

Время ответственности

Судебная практика

Судебные решения

Залоговая стоимость предмета ипотеки, указанная в договоре, не является ориентиром для определения начальной цены для его продажи

Судебная практика

Президентский Совет

Прокуратура «по-новому»

Судебная практика

Судебные решения

Условия проведения публичных торгов по реализации арестованного имущества

Отсутствие определенных элементов поданных документов не является отдельным основанием для отказа в регистрации кандидатом

Тема номера

Отводные процедуры

Отдельное получение

Лепить и рисковать

Частная практика

Ход доступа

Членский вынос

Антикризисный анализ

Обычные ценности

Юрдепартаменты

Ставка на форум

Інші новини

PRAVO.UA