Судная ночь — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №42 (878) » Судная ночь

Судная ночь

Прозрачность функционирования государственных институтов — важный признак демократического государства. В частности, залогом эффективного общественного контроля за судебной ветвью власти является профессиональное освещение работы суда. Граждане должны знать, кто и как принимает общественно важные решения, как их исполняют и как это влияет на общество в целом. Поэтому среди принципов административного судопроизводства видное место занимают принципы гласности и открытости судебного процесса. Способами реализации этих принципов являются открытое судебное разбирательство, обнародование судебных решений. Однако основной источник, из которого граждане черпают сведения о работе суда, — это средства массовой информации.

Все чаще сообщения в СМИ пестрят «сенсационными» заголовками о деятельности судов. Как пример приведу некоторые из них, взятые из сети Интернет: «Донецкий суд ночью запретил акцию чернобыльцев», «Суд собрался ночью и запретил журналистам протестную акцию под «Межигорьем», «Ночью суд запретил львовскому майдану существовать, но ошибся с адресом», «Суд ночью запретил марш националистов и акции их противников».

Общим для всех информационных сообщений является указание на ночное время судебных заседаний. Понятно, что основная задача заголовка — привлечение внимания читателя, поэтому акцент на позднем времени суток создает вокруг сообщения ореол таинственности, скрытности, нечестности того, что произошло. С психологической точки зрения это очень удачный ход, поскольку одним из древнейших страхов человека является страх темноты (никтофобия). Фрейд связывал его возникновение с детскими страхами, а Юнг считал, что эта фобия существует с первобытных времен, поскольку именно ночь скрывала больше всего угроз для жизни наших предков.

Подобная негативная эмоциональная окраска сообщения — еще один винтик в механизме манипуляции общественным мнением относительно деятельности института судебной власти. Особенно это касается лиц, незнакомых с нормами законов и процессуальными аспектами рассмотрения отдельных категорий споров.

В данной статье хочу разъяснить, что административные суды не только имеют право, но и обязаны проводить ночные судебные заседания.

Временные рамки

В соответствии с частью 1 статьи 122 Кодекса административного судопроизводства (КАС) Украины административное дело должно быть рассмотрено и решено в течение разумного срока, но не более месяца со дня открытия производства по делу, если другое не установлено этим Кодексом. То есть общим сроком обращения в административный суд является месячный срок. Как видно из цитируемой статьи, законом может быть установлен иной специальный срок для рассмотрения отдельных категорий споров.

К таковым относятся избирательные споры, особенности разрешения которых предусмотрены статьями 172—179 КАС Украины.

В постановлении пленума Высшего административного суда Украины от 1 ноября 2013 года № 15 «О практике применения административными судами положений Кодекса административного судопроизводства Украины во время рассмотрения споров относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом» указано: «Точное и неуклонное соблюдение административными судами норм Кодекса административного судопроизводства Украины во время рассмотрения споров относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом, является непременным условием их правильного, справедливого и своевременного решения. Административные суды обязаны соблюдать требования относительно сроков рассмотрения избирательных дел и разрешать их в установленные законодательством сроки».

Так, согласно части 6 статьи 172 КАС Украины, исковые заявления относительно решений, действий или бездействия избирательной комиссии, комиссии по референдуму, членов этих комиссий могут быть поданы в административный суд в пятидневный срок со дня принятия решения, совершения действия или допущения бездействия.

Исковые заявления относительно решений, действий или бездействия избирательной комиссии, комиссии по референдуму, членов этих комиссий, имевших место до дня голосования, могут быть поданы в административный суд в срок, установленный частью 6 настоящей статьи, но не позднее двадцати четырех часов дня, предшествующего дню голосования (часть 7 статьи 172).

Исковые заявления относительно решений, действий или бездействия участковой избирательной комиссии, участковой комиссии по референдуму, членов этих комиссий, имевших место в день голосования, во время подсчета голосов и установления результатов голосования на участке может быть подано в административный суд в двухдневный срок со дня принятия решения, совершения действия или допущения бездействия (часть 8 статьи 172).

Административные дела по исковым заявлениям, поступившим до дня голосования, решаются судом в двухдневный срок, но не позднее чем за два часа до начала голосования (часть 11 статьи 172). Согласно Календарному плану основных организационных мероприятий по подготовке проведения внеочередных выборов народных депутатов Украины 26 октября 2014 года, разработанному Центральной избирательной комиссией, голосование будет проводиться с 08:00 до 20:00. Проведя несложный математический расчет, видим, что суд рассматривает избирательные дела до 6 часов утра.

Административные дела по исковым заявлениям, поступившим в день голосования, решаются судом до окончания голосования. Административные дела по исковым заявлениям, поступившим в день голосования, но после его окончания, разрешаются судом в двухдневный срок после поступления искового заявления.

Правила частей 6—7, 11 статьи 172 КАС Украины применяются также в отношении:

— обжалования решений, действий или бездействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации, информационных агентств, предприятий, учреждений, организаций, их должностных и служебных лиц, творческих работников средств массовой информации и информационных агентств, которые нарушают законодательство о выборах и референдуме (статья 174 КАС Украины);

— обжалование действий или бездействия кандидатов, их доверенных лиц, партии (блока), местной организации партии, их должностных лиц и уполномоченных лиц, инициативных групп референдума, других субъектов инициирования референдума, официальных наблюдателей от субъектов избирательного процесса.

«Во время избирательного процесса, в том числе в выходные дни и в день голосования, суды (председатели судов) обязаны организовать свою работу таким образом, чтобы обеспечить прием исковых заявлений и апелляционных жалоб с соблюдением сроков, установленных КАС Украины и избирательными законами», — говорится в упомянутом постановлении. Подробнее это положение разъяснено в Рекомендациях о мерах  по обеспечению рассмотрения административными судами дел, связанных с избирательным процессом по внеочередным выборам в Верховный Совет Украины 26 октября 2014 года, утвержденных решением Совета судей административных судов Украины от 9 сентября 2014 года № 48. А именно: «для обеспечения возможности подачи заявления круглосуточно или в срок, установленный режимом работы суда, с учетом особенностей производства по делам соответствующей категории, председателю суда и руководителю аппарата утвердить соответственно графики дежурства судей и работников аппарата». Поэтому именно с целью защиты избирательных прав граждан, надлежащей организации рабочего процесса прием исковых заявлений и их рассмотрение может осуществляться судами в ночное время, а также в выходные, праздничные или нерабочие дни.

Безотлагательное рассмотрение

Одним из специальных сроков рассмотрения административных споров является безотлагательное рассмотрение дела. Под безотлагательностью рассмотрения дела следует понимать то, что после поступления искового заявления суд сразу решает вопрос об открытии производства по делу, проводит подготовительные действия, вызывает лиц, участвующих в деле, после чего начинает судебное разбирательство дела.

Безотлагательное решение спора касается едва ли не самой резонансной категории административных дел, а именно: дел об ограничении относительно реализации права на мирные собрания и дел об устранении ограничений в реализации права на мирные собрания (или как их называют в народе — дел о запрете и разрешении митингов).

Согласно части 4 статьи 182 КАС Украины, административное дело об ограничении права на мирные собрания решается судом в течение трех дней после открытия производства, а в случае открытия производства менее чем за три дня до проведения соответствующих мероприятий — безотлагательно. Те же сроки предусмотрены и для  рассмотрения дел об устранении ограничений в реализации права на мирные собрания (часть 3 статьи 183 КАС Украины).

Впрочем, правовой институт безотлагательного рассмотрения дела не означает его рассмотрения сразу, поскольку до рассмотрения дела суд должен совершить перечисленные выше процессуальные действия, без осуществления которых он не может рассмотреть дело, для чего необходим определенный промежуток времени. К примеру, если исковое заявление поступило в суд под конец рабочего дня, судья не может сразу провести судебное заседание и рассмотреть его, необходимо среди прочего надлежащим образом уведомить стороны и предоставить им время для прибытия в суд.

Сжатые сроки

Как видим, такие сжатые сроки рассмотрения избирательных споров и споров относительно реализации права на мирные собрания закономерно создают условия, при которых судебные заседания проводятся в ночное время. Более того, как предусмотрено частью 2 статьи 177, частью 7 статьи 182, частью 5 статьи 183 КАС Украины, копии судебного решения безотлагательно выдаются лицам, участвовавшим в деле, или направляются им, если они не присутствовали во время его провозглашения. Таким образом, применение правил части 4 статьи 167 КАС Украины относительно провозглашения вступительной и резолютивной частей постановления, составленной в соответствии с требованиями части 3 статьи 160 КАС Украины, не допускается, то есть судья должен изготовить полный текст судебного решения, на что, конечно, необходимо время.

Как говорится в пункте 3.8 решения Конституционного Суда Украины от 19 октября 2009 года № 26-рп/2009 по делу о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно выборов Президента Украины: «невыполнение судом требования относительно рассмотрения дел в кратчайшие сроки не может быть основанием для оставления искового заявления судом без рассмотрения в связи с истечением сроков, поскольку несовместимо с сутью конституционного права на судебную защиту и приводит к нарушению правовой справедливости в реализации избирательных прав граждан».

Следовательно, если исковое заявление было подано с соблюдением установленного срока на его подачу, то оно не может быть оставлено без рассмотрения в случае нерассмотрения его судом в установленный законодательством срок или до предельного срока, а должно быть разрешено судом по сути.

По правилам части 5 статьи 179 КАС Украины, днем подачи искового заявления или апелляционной жалобы является день их поступления в соответствующий суд до двадцати четырех часов этого дня.

Поэтому, если иск поступил накануне выборов или проведения мирных мероприятий и учитывая требования надлежащего и полного рассмотрения дел, всестороннего выяснения всех обстоятельств, незначительного нарушения срока рассмотрения спора очень сложно избежать.

Таким образом, суду часто приходится рассматривать споры и защищать права, свободы и интересы лиц даже под покровом ночи.

 

БОЙКО Надежда — пресс-секретарь Одесского окружного административного суда, г. Одесса

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Бесхозная реформа

Государство и юристы

Неоплатный толк

Судная ночь

Этика в адвокатуре

Самый срок

Государство и юристы

Новости законотворчества

Уточнен статус Нацсовета по антикоррупционной политике

Парламент одобрил чрезвычайные меры в газовой сфере

Предложен комплекс мер по защите должников банков

Государство и юристы

Заочная ставка

Документы и аналитика

Судебные трения

Второй лишний

Книжная полка

Налоговая система

Неделя права

Новости из-за рубежа

В России готовят реформу адвокатуры

Неделя права

Совет правительству

Эффектная защита

Публичный конкурс

Новости из зала суда

Судебная практика

Председатель райгосадминистрации проиграл спор по иску к Президенту

Суд признал недействительным патент на крышку для бутылок

Новости юридических фирм

Частная практика

АО Arzinger выступило советником ведущего банка Германии

МЮФ Integrites выступила советником группы компаний МТI

АО IMG Partners консультирует иранскую Behpak Industrial Co.

ЮК FCLEX защитила интересы «АвтоКрАЗ» в Верховном Суде Украины

МЮФ CMS запустила сайт для ИТ-стартапов

Отрасли практики

Коммуналка

Занятие спором

Ценные введения

Признание

Статусный фонд

Рабочий график

«ЮП» — 20 лет!

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

Неподписанные акты

Ненадлежащее оприходование

Истец — экспедитор

Самое важное

Мажоритарный круг

Крым — новые разъяснения

Совместное предпринятие

Встречный поиск

Судебная практика

Возврат имущества

Судебная практика

Судебные решения

Судья, принимавший участие в рассмотрении дела, не может участвовать в его пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам

Судебная практика

Время ответственности

Судебная практика

Судебные решения

Залоговая стоимость предмета ипотеки, указанная в договоре, не является ориентиром для определения начальной цены для его продажи

Судебная практика

Президентский Совет

Прокуратура «по-новому»

Судебная практика

Судебные решения

Условия проведения публичных торгов по реализации арестованного имущества

Отсутствие определенных элементов поданных документов не является отдельным основанием для отказа в регистрации кандидатом

Тема номера

Отводные процедуры

Отдельное получение

Лепить и рисковать

Частная практика

Ход доступа

Членский вынос

Антикризисный анализ

Обычные ценности

Юрдепартаменты

Ставка на форум

Інші новини

PRAVO.UA