Определение порядка урегулирования споров в международных соглашениях является традиционной и неотъемлемой их частью.
В новейшей истории Европейского Союза соглашения об ассоциации подписываются в рамках двух «политик» ЕС: Процесса стабилизации и ассоциации и Европейской политики соседства. Государства Балканского полуострова участвуют в первой. Вторая политика распространяется на средиземноморские государства и страны Восточной Европы, соседствующие с ЕС (в том числе Южного Кавказа) за исключением России, которая настаивает на создании четырех общих пространств. Соглашения об ассоциации с ЕС в рамках указанных «политик» подписаны следующими государствами: Албания, Алжир, Босния и Герцеговина, Грузия, Египет, Израиль, Иордания, Канада, Ливан, Марокко, Молдова, Мексика, Сербия, Тунис, Турция, Украина, Черногория. Соглашения об ассоциации заключены и в рамках других направлений международного сотрудничества, например, с Чили и Южно-Африканской Республикой. Следует отметить, что статья 217 Договора о функционировании Европейского Союза практически не ограничивает круг стран и международных организаций, с которыми устанавливаются ассоциативные связи и предусматриваются взаимные права и обязанности, совместные действия и специальные процедуры.
Механизмы урегулирования споров
Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС (Соглашение) предусматривает несколько механизмов решения спорных вопросов, возникающих в процессе имплементации и толкования Соглашения:
— проведение консультаций;
— формирование третейской группы;
— политическое урегулирование.
Первый механизм урегулирования споров ограничивается разделом IV Соглашения, касается вопросов торговли и не распространяется на другие разделы Соглашения, решения и какие-либо случаи возможного бездействия со стороны органов, созданных в соответствии с Соглашением.
В рамках такого механизма Соглашение определяет возможность проведения консультаций с целью решения любого спорного вопроса относительно толкования и применения раздела IV Соглашения (статья 305).
Для инициирования механизма консультаций одна из сторон Соглашения должна дипломатическими каналами передать другой стороне и Комитету по вопросам торговли письменный запрос с указанием положения Соглашения, которое имеет противоречивый характер. В случае если не будет решено по-иному, консультации будут проводиться на территории стороны-ответчика с момента получения им письменного запроса. Срок проведения таких консультаций зависит от предмета спора:
— 3 дня, если консультации связаны с транзитом энергоносителей через соответствующие сети и если одна из сторон Соглашения считает решение спора срочным из-за полного или частичного прекращения транзита природного газа, нефти или электроэнергии между Украиной и ЕС согласно положениям главы XI Соглашения;
— 15 дней, если предметом спора являются скоропортящиеся или сезонные товары;
— 30 дней при других обстоятельствах.
В случае если стороны не смогли урегулировать спор посредством консультаций, сторона-заявитель может обратиться с запросом о создании третейской группы, в котором указываются обстоятельства дела и краткое содержание правовых оснований для подачи жалобы.
Этот механизм урегулирования спора делится на несколько этапов:
1) формирование третейской группы;
2) предоставление предварительного отчета третейской группы;
3) принятие постановления третейской группы;
4) исполнение постановления третейского группы.
Работа третейской группы
Третейская группа состоит из трех членов, кандидатуры которых должны быть согласованы на протяжении 10 дней с момента подачи запроса о создании третейской группы Комитету по торговле. В случае невозможности согласования кандидатур членов третейской группы в течение 10 дней любая из сторон может обратиться к председателю Комитета по торговле с просьбой назначить в течение пяти дней или двух дней, если спор затрагивает вопросы торговли энергоносителями, путем жеребьевки всех трех членов из соответствующего списка, предусмотренного статьей 323 Соглашения: одного из списка, предложенного стороной-заявителем, одного — из списка, предложенного стороной-ответчиком, одного из списка лиц, предложенных Сторонами на должность председателя.
В течение 90 дней, а в случае продления срока — не более чем за 120 дней после даты формирования третейской группы она должна предоставить сторонам предварительный отчет, содержащий констатацию фактов, применимость соответствующих норм и принципиальное обоснование каких-либо выводов и рекомендаций, приведенных в этом отчете. Если спор затрагивает вопросы торговли энергоносителями, срок предоставления отчета не может превышать 20 дней от даты формирования третейской группы.
Урегулирование спора относительно вопросов торговли энергоносителями, регулируемых главой XI Соглашения, допускает участие посредника по инициативе одной из сторон. Просьба выступить посредником направляется председателю третейской группы.
Основная функция посредника согласно части 2 статьи 309 Соглашения — найти согласованное решение для разрешения спора или согласовать процедуру поиска такого решения. Если в течение 15 дней после своего назначения посредник не может обеспечить достижение согласия, он должен предложить решение для разрешения спора или процедуру поиска такого решения и определить сроки и условия, которые необходимо соблюдать в течение трех месяцев, начиная с определенной им даты или пока спор не будет разрешен.
Итогом работы третейской группы является принятие постановления, которое направляется Сторонам в течение:
— 40 дней с момента формирования третейской группы, если спор связан с торговлей энергоносителями согласно положениям главы XI Соглашения;
— 60 дней с момента формирования третейской группы, если спор связан с торговлей скоропортящимися или сезонными товарами, но не более 75 дней в случае продления срока;
— 120 дней с момента формирования третейской группы при всех других обстоятельствах, но не более 150 дней в случае продления срока.
Согласно положениям статьи 311 Соглашения, каждая из сторон обязана принять все возможные меры для добросовестного исполнения постановления третейской группы. Также стороны должны согласовать между собой период времени, необходимый для исполнения постановления.
Соглашение допускает взаимосогласованное урегулирование. О любом таком решении стороны должны совместно сообщить Комитету по торговле и председателю третейской группы в зависимости от ситуации. Если решение требует утверждения согласно соответствующим внутренним процедурам любой из сторон, в сообщении должна содержаться ссылка на это требование, а соответствующую третейскую стадию процесса разрешения споров необходимо приостановить. Если такое утверждение не требуется или получены уведомления о завершении каких-либо соответствующих внутренних процедур, третейская стадия процесса разрешения споров прекращается.
Урегулирование споров между сторонами относительно толкования, исполнения или добросовестного применения Соглашения в рамках других положений, не включенных в раздел IV, имеет политический характер. Согласно данному механизму, любая сторона направляет другой стороне и Совету ассоциации официальный запрос относительно необходимости решения спорного вопроса.
Стороны пытаются разрешить спор путем проведения добросовестных консультаций в рамках:
— Совета ассоциации, состоящего из членов правительства Украины и членов Совета ЕС и Еврокомиссии;
— Комитета ассоциации, состоящего из представителей сторон на уровне высших должностных лиц;
— Специализированных комитетов и подкомитетов с целью достижения взаимоприемлемого решения в максимально сжатые сроки.
Стороны предоставляют Совету ассоциации и другим соответствующим органам всю информацию, необходимую для тщательного изучения ситуации.
Спор рассматривается на каждом заседании Совета ассоциации до его окончательного урегулирования.
Спор считается решенным, когда Совет ассоциации принял, согласно статье 476 Соглашения, обязательное для исполнения решение об урегулировании вопроса или когда заявлено, что спор исчерпан.
ЛОГВИНСКИЙ Георгий — председатель Экспертного совета Министерства юстиции Украины, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…