О проведении очередной судебной реформы на Украине в последнее время не говорит только ленивый. Тем более что именно ее Президент Украины Петр Порошенко назвал ключевой среди предлагаемых им 60 реформ. Но совершенно неожиданным как для общественности, так и для самих судей стало проведение 13 октября с.г. выездного заседания Кабинета Министров Украины в здании Верховного Суда Украины. Следует отметить, что такой «судебный формат» работы правительства стал первым в истории нашей страны. Видимо, постоянные сетования представителей судейского корпуса, что реформа судебной власти должна проводиться при участии самих судей, знающих о ее проблемах изнутри, дали свои результаты. В частности, лейтмотивом заседания был правительственный проект закона о судоустройстве и статусе судей. В заседании, помимо членов правительства и судей Верховного Суда Украины, приняли участие представители высших специализированных судов, а также Совета судей Украины.
Открывая заседание, Председатель ВСУ Ярослав Романюк отметил, что за годы независимости судебная система Украины реформировалась не единожды, но реализация реформистских инициатив соответствовала европейским стандартам больше по форме, чем по содержанию. По словам г-на Романюка, фактически были скопированы отдельные части иностранных моделей судебных систем без учета особенностей нашей национальной правовой и судебной системы. «Отсутствие четкого стратегического видения, какую именно модель судебной системы мы строим на Украине, отсутствие системы последовательных действий, а также попытки решать проблемы ситуативно, исходя из желаний тех лиц, которые находились на политическом олимпе, привело к тому, что судебная система Украины оказалась малоэффективной», — констатировал Председатель ВСУ.
Особое внимание он обратил на то, что в итоге государство согласилось с тем, что реформирование судебной системы необходимо проводить не только обращая внимание на требования представителей общественности, но и прислушиваясь к точке зрения специалистов отрасли, знающих глубинные процессы судебной системы, причины тех негативных явлений, которые существуют в судебной системе, и пути их разрешения. По мнению Ярослава Романюка, грядущая судебная реформа должна носить не косметический характер, а должна быть проведена фундаментально.
В свою очередь, премьер-министр Украины Арсений Яценюк отметил: его задача как премьер-министра сделать все для того, чтобы судебная власть была полностью независимой от политиков. «Независимая судебная ветвь власти является залогом защиты прав человека и гражданина», — подчеркнул г-н Яценюк.
Приглашая участников заседания к обсуждению проекта Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», премьер-министр отметил, что он должен пройти обсуждение и с общественностью, и в широком формате — с Президентом Украины, после чего должен быть направлен на экспертизу в Европейскую комиссию за демократию через право (Венецианскую комиссию), чтобы подготовить один из базовых законодательных актов по функционированию судебной системы.
В своем выступлении г-н Яценюк остановился на ключевых принципах реформирования судебной системы, в том числе и на конституционном уровне. Во-первых, нужно обеспечить доступ граждан к правосудию — наделить суды новыми полномочиями, чтобы в случае, если исковое заявление подано неправильно, суд самостоятельно мог перенаправить его в надлежащую инстанцию, без возврата истцу.
Во-вторых, в части открытости и прозрачности деятельности судебной системы предлагается предусмотреть возможность внедрения помимо аудиофиксации судебного заседания еще и видеофиксацию в обязательном порядке.
В-третьих, для экономии времени и бюджетных средств основать «электронное правосудие». Предлагается предусмотреть в законе интерактивность порядка обмена электронными документами между судом и участниками судебного процесса, а также ведение соответствующего реестра.
Ключевым моментом Арсений Яценюк назвал компетенцию ВСУ. «Мы считаем, что основным элементом настоящей судебной реформы должно стать восстановление полномочий Верховного Суда и право гражданина на кассационное обжалование в Верховном Суде соответствующего решения», — отметил выступающий. Кроме того, ВСУ предлагается вернуть право проводить обобщение судебной практики и давать разъяснения судам низших инстанций.
Изменения коснутся и вопросов отбора судей. Так, последний должен проводиться на конкурсных началах, то есть если в суде возникает вакансия, судья может самостоятельно подать заявление в конкурсную комиссию, которая и принимает соответствующее решение. К процессу отбора судейских кадров также предлагается привлекать общественность.
Кроме того, предусматриваются более жесткие антикоррупционные механизмы: дополнительные критерии проверки судьи на добропорядочность, мониторинг не только судейских доходов, но и расходов. Планируется, что эти данные должны быть общедоступны.
Еще одним элементом реформы является исключение политической составляющей. «Мы настаиваем на том, чтобы вообще лишить судебную ветвь власти политического влияния и передать все на судейское самоуправление. В том числе дать возможность судейскому самоуправлению принимать участие непосредственно в формировании закона Украины о государственном бюджете», — заявил премьер-министр.
Проектом предусматривается возможность формирования квалификационных и дисциплинарных комиссий советом судей из числа представителей общественности путем жеребьевки.
Также масштабные преобразования планируют провести в структуре судебной системы. Так, предполагается ликвидировать хозяйственные суды путем передачи их функций общим судам. Административные суды в дальнейшем также предлагается объединить с хозяйственными и интегрировать в вертикаль общих судов, где ВСУ был бы основным и ключевым институтом судебной власти.
Вместе с тем изменения, предполагается, произойдут и в органах, ответственных за формирование судейского корпуса: Высший совет юстиции и Высшую квалификационную комиссию судей Украины объединят в один орган. Кроме того, в части уменьшения нагрузки на суды предлагается дела приказного производства передать в компетенцию органов нотариата.
Следует отметить, что само обсуждение положений правительственного проекта проходило без журналистов, но, как отметила председатель Совета судей Украины Валентина Симоненко, оно было оживленным. В свою очередь, представители Совета судей высказали свое видение тех положений закона, которые, с одной стороны, можно охарактеризовать как шаг вперед, а с другой — они настолько противоречат другим положениям, что вообще могут быть не реализованы.
«Очень живая дискуссия была по поводу ликвидации хозяйственных судов, и общее настроение свидетельствовало о том, что этот вопрос окончательно не решен», — отметила г-жа Симоненко. По ее словам, к проекту закона действительно есть очень много замечаний и предложений, но самое главное — что к судейскому сообществу прислушиваются.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…