Путь готов — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №36 (872) » Путь готов

Путь готов

Рубрика Тема номера

Вопрос государственных закупок очень актуален для Украины. С учетом подписания Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом (Соглашение) особое внимание следует уделить вопросу, каким образом урегулировано проведение государственных закупок в ЕС и какие изменения в украинском законодательстве может повлечь данное Соглашение.

Цифры

Рынок государственных закупок как на Украине, так и в ЕС достаточно большой. На Украине, например, только с начала 2014 года его объем составил около 83 млрд грн — около 63 000 сделок. Что же касается ЕС, то, согласно данным Европейской комиссии, среднегодовой объем государственных закупок составляет 400–450 млрд евро. Самые крупные заказчики — Великобритания, Франция, Италия, Испания, Германия.

Грядут ли изменения?

Вопросы государственных закупок урегулированы главой 8 раздела IV Соглашения об ассоциации с ЕС. При этом в приложении ХХІ  к разделу IV  Соглашения содержится перечень положений, рекомендованных к адаптации с установлением соответствующих сроков.

Для нас особое значение имеет статья 154 Соглашения, предусматривающая доступ к рынку. Согласно статье 154 Соглашения, стороны предоставят друг другу доступ к процедурам заключения контрактов в соответствии с национальными правилами осуществления государственных закупок на условиях, не менее благоприятных, чем те, которые применяются к их компаниям.

Нужно отметить, что процесс открытия рынка не будет моментальным. Переходный период продлится около восьми лет. Это обусловлено тем, что Украина должна имплементировать нормы ЕС в свое законодательство. По истечении же обусловленного периода (хотя, конечно же, все зависит от Украины) все государственные закупки, на которые распространяется действие Соглашения, должны будут проводиться по европейским правилам, а украинские и европейские компании получат полный взаимный доступ к рынку госзакупок.

В числе основных элементов проведения государственных закупок — предельные суммы. Соглашение определяет, что сфера его действия распространяется на закупки товаров, услуг и работ центральными и местными органами власти, другими субъектами публичного права, компаниями, предоставляющими коммунальные услуги на неконкурентной основе, превышающие минимальные размеры:

— 133 000 евро — для госконтрактов на поставку товаров и оказание услуг для центральных государственных органов, за исключением научно-исследовательских услуг, телекоммуникационных услуг и/или услуг, перечисленных в Приложении II Директивы 2004/18/ЕС, среди которых — гостиничные и ресторанные услуги, юридические услуги, услуги в области культуры и спорта и т.п.;

— 206 000 евро — для госконтрактов на поставку товаров и услуг, на которые не распространяется предыдущий пункт;

— 5 150 000 евро — для госконтрактов на выполнение работ и государственных концессий;

— 5 150 000 евро — для госконтратов на выполнение работ в коммунальном и инфраструктурном секторах;

— 412 000 евро для госконтрактов на поставку товаров и предоставление услуг в коммунальном и инфраструктурном секторах.

Эти пороговые значения должны пересматриваться каждые два года и, соответственно, могут быть изменены. Стоит отметить, что Директива № 2004/18/ЕС от 31 марта 2004 года о координации процедур по проведению тендеров на заключение контрактов на исполнение работ, поставку товаров и предоставление услуг  (основная Директива ЕС в сфере госзакупок) предусматривает еще более высокие пороговые значения, а именно: 162 000 евро, 249 000 евро и 6 242 000 евро соответственно. Поэтому, скорее всего, пороговые значения будут увеличиваться.

При этом отметим, что Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» применяется к договорам на поставку товаров и услуг, цена которых превышает 100 000 грн (примерно 5500 евро), и договорам на выполнение работ, цена которых превышает 1 млн грн (около 55 000 евро). Таким образом, большое количество договоров о государственных закупках, которые фактически заключаются на Украине, все же могут остаться вне регулирования Соглашением.

Процедуры госзакупок в ЕС

С учетом того, что Украина должна адаптировать свое законодательство к законодательству ЕС, считаем целесообразным проанализировать, какие же основные процедуры госзакупок применяются в ЕС.

Процедура открытых торгов — процедура, при которой тендерное предложение может подать любой заинтересованный субъект экономической деятельности.

Процедура торгов с ограниченным участием — любой субъект экономической деятельности может запросить участие в торгах, однако подать тендерное предложение может только тот, который был приглашен государственным заказчиком.

Процедура переговоров — государственный заказчик предоставляет консультации субъектам экономической деятельности по своему выбору и проводит переговоры с одним или более субъектом. Установлено, что государственный орган приглашает не менее три предприятия, с которыми он будет обсуждать условия контракта. Заказчики могут использовать эту процедуру только в ограниченном количестве случаев, предусмотренных Директивами ЕС.

Конкурентный диалог — любой субъект экономической деятельности может запросить участие, после чего государственный заказчик проводит диалог с кандидатами, допущенными к процедуре, с целью выделить одного или нескольких альтернативных кандидатов. Избранные кандидаты приглашаются к участию в тендере. Эта процедура применяется, если государственные заказчики не в состоянии объективно определить технические средства, которые способны удовлетворить потребности или цели, и/или не в состоянии объективно определить юридический и/или финансовый состав проекта.

Согласно данным Европейской комиссии, процедура открытых торгов занимает 72,8 % от общего количества госзакупок, переговоров — 13 %, торгов с ограниченным участием — 7,2 %, конкурентный диалог — 0,4 %. В свою очередь на Украине наиболее популярны закупка у одного участника (переговорная процедура) — 46,31 %, открытые торги — 44,95 %, запрос ценовых предложений — 8,58 %.

Таким образом, хотя процедуры, применяемые в ЕС и на Украине, по сути, очень похожи, отличия все-таки есть. Ведь на Украине превалирует переговорная процедура, а в ЕС — процедура открытых торгов, более прозрачная и объективная.

Кроме того, нужно отметить, что именно прозрачность является одной из характеристик госзакупок в ЕС. Ее признаки следующие: во-первых, вся информация о государственных закупках содержится на сайте http://ted.europa.eu/TED/browse/browseByBO.do, во-вторых, публикация сообщения о тендере и о присуждении контракта является обязательной (вся информация, которая должна быть указана в сообщениях, четко предусмотрена в приложении VII Директивы № 2004/18/ЕС), в-третьих, государственные органы могут рассматривать поданные заявки только после окончания дедлайна для подачи документов, в-четвертых, если вы подали заявку на участие в тендере, но, к сожалению, не «выиграли» его, вы имеете право на получение детальной информации о результатах проведения тендера.

Таким образом, анализ положений законодательства ЕС демонстрирует, что принятие новой редакции Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» 10 апреля 2014 года уже частично адаптировало наше законодательство и сделало процесс государственных закупок более прозрачным. Конечно же, это всего лишь маленькая часть того, что еще необходимо предпринять. Особый же акцент следует сделать на процедуре электронных торгов. Ведь есть государства, с которых можно и нужно брать пример. В целом уже сейчас нужно готовиться к открытию рынка ЕС, в том числе и рынка государственных закупок.

 

ОСИПЧУК Ольга — ассистент управляющего партнера по международным отношениям АО IMG Partners, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Государство и юристы

Судебное освобождение

Актуальный документ

Документы и аналитика

Уведомление на запрос ГНИ

Акцент

Прощальный концепт

Государство и юристы

Новости законотворчества

Утверждены правила выдачи «удостоверения на возвращение»

Одобрен беспошлинный ввоз оборонной продукции

Государство и юристы

Дань в моде

Программа — передача

Государство и юристы

Новости законотворчества

Внесен законопроект о повышении качества жилкомуслуг

Документы и аналитика

Отзывная кампания

Книжная полка

Защитное управление

Неделя права

Правосудие нон-стоп

Правила проведения

Предложение помощи

Страждущим да отдастся

Неделя права

Новости из-за рубежа

Потерпевших просят самостоятельно расследовать мелкие преступления

Водителям позволили выбирать форму возмещения ущерба по ОСАГО

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд первой инстанции не удовлетворил иск В. Высоцкого к ВКДКА

Суд не нашел вновь открывшихся обстоятельств в деле И. Зварича

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ Sayenko Kharenko защитила интересы клиента в споре о возмещении убытков по контрактам купли-продажи зерновых

Baker & McKenzie консультирует Eurobank Ergasias в сделке по продаже украинского дочернего банка

Юристы МПЦ EUCON защитили интересы «ТЕК ОИЛ» в налоговом споре

ЮФ «Авеллум Партнерс» выступила советником группы «Феррэкспо» в связи с приобретением железнодорожного пути

ЮФ «Ильяшев и Партнеры» защитила интересы ГП «Антонов»

МЮФ Integrites — юрсоветник компании «Фармак» по делу о защите права собственности на имущественный комплекс

Отрасли практики

Средство отстранения

Правовая оппозиция

Рабочий график

Интеллектуальная конференция

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Решения недели

Судебная практика

Не конкурент

Приостановить судом

Недостаточное основание

Самое важное

ЕСтественный процесс

Обмен оптом

Земля в Крыму

Судный вечер

Судебная практика

Очищение власти

Отказное письмо

Сверить взглядом

Неудачное соседство

Судебная практика

Судебные решения

О взыскании страховых выплат, перечисленных после смерти застрахованного лица

Возмещение материального и морального вреда собственником транспортного средства, передавшим управление им лицу в нетрезвом состоянии

Судебная практика

Утраченная bona fides

Судебная практика

Судебные решения

Начало истечения исковой давности не зависит от того, когда арбитражный управляющий в деле о банкротстве узнал о заключении оспариваемых договоров

Тема номера

Поднять стандарт

Аттестационная миссия

Географические символы

Обменным путем

Первый осенний выпуск The UJBL посвящен земельному праву

Путь готов

Частная практика

Регуляторный такт

АТОпичная реакция

Інші новини

PRAVO.UA