В настоящее время многочисленные злоупотребления служебными полномочиями сельскими, поселковыми, городскими председателями связаны главным образом с принятием незаконных решений, сопровождающихся присвоением средств местных бюджетов, получением неправомерной выгоды. Объектами присвоения становятся миллионы гривен, что существенно задерживает развитие инфраструктуры, строительство школ, больниц и разрушает репутацию местной власти как таковой. Правовой статус указанных должностных лиц регулируется Законами Украины «О местном самоуправлении на Украине», «О статусе депутатов местных советов», «О выборах депутатов Верховного Совета Автономной Республики Крым, депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских председателей», «О государственной службе», «О службе в органах местного самоуправления».
Акцентируя внимание на важности должности сельского, поселкового, городского председателя, отметим, что именно на этих должностных лиц возложено осуществление представительства территориальных общин. Они являются главными распорядителями бюджетных средств и подписывают решения совета и его исполнительного комитета. Де-юре подпись сельского, поселкового, городского председателя означает взятие на себя ответственности за правомерность и законность такого решения.
На уровне совета решается весь спектр вопросов деятельности и развития территориальной общины, начиная с создания коммунальных предприятий и заканчивая организацией вывоза мусора за пределы населенного пункта.
Учитывая важность данного вопроса, цель данной статьи — определение действенного механизма привлечения к уголовной ответственности должностных лиц органов местного самоуправления (ОМС) и определение объема личной ответственности таких лиц за принятие заведомо неправомерных решений.
Предписаниями статьи 23 Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления» установлено, что лица, виновные в нарушении законодательства о службе в органах местного самоуправления, привлекаются к гражданской, административной или уголовной ответственности.
В подавляющем большинстве случаев уголовная ответственность должностных лиц органов местного самоуправления наступает за совершение служебных преступлений, предусмотренных в разделе XVII «Преступления в сфере служебной деятельности и профессиональной деятельности, связанной с предоставлением публичных услуг» Особенной части Уголовного кодекса (УК) Украины.
Согласно примечанию к статье 364 УК Украины, служебными лицами являются лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти или местного самоуправления, а также занимающие постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности должности, связанные с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняющие такие обязанности по специальному полномочию.
Досудебное расследование по факту совершения должностным лицом ОМС служебного преступления начинается с момента внесения следователем или прокурором соответствующих сведений в Единый реестр досудебных расследований в порядке, предусмотренном статьей 214 Уголовного процессуального кодекса Украины.
На данном этапе важным является принятие следственным судьей решения об отстранении сельского, поселкового, городского председателя от занимаемой должности с целью недопущения противоправного препятствования уголовному производству.
На практике вопрос целесообразности пребывания мэра в должности является неотложным и должен решаться до начала досудебного расследования.
В то же время перечень оснований для досрочного прекращения полномочий сельского, поселкового, городского председателя, предусмотренный статьей 79 Закона Украины «О местном самоуправлении на Украине», исчерпывающий. В части 2 указанной статьи определено, что полномочия сельского, поселкового, городского председателя могут быть также досрочно прекращены, если он нарушает Конституцию или законы Украины, права и свободы граждан, не обеспечивает осуществление предоставленных ему полномочий. Проблема заключается в том, что наличие таких нарушений устанавливается решением или приговором суда. В пункте 10 части 1 статьи 26 указанного Закона определено, что совет может принять решение о недоверии сельскому, поселковому, городскому председателю, но это не влечет за собой недопущение его к исполнению должностных обязанностей.
Таким образом, необходимо внесение изменений в Закон Украины «О местном самоуправлении на Украине», предусматривающих полномочия местных советов временно отстранять от исполнения должностных обязанностей сельских, поселковых, городских председателей.
В дальнейшем местный совет должен обратиться в правоохранительные органы с заявлением о совершении уголовного правонарушения.
На практике с момента совершения уголовного преступления до отстранения от должности по решению следственного судьи проходит достаточно времени, чтобы должностное лицо ОМС смогло «замести следы».
Внесение указанных изменений в действующее законодательство будет способствовать повышению эффективности проведения досудебного расследования и предупреждения совершения уголовных правонарушений с использованием служебных полномочий.
Однако в коррумпированном обществе не помогут и указанные выше действия, поскольку, как показывает практика, должностное лицо органа местного самоуправления очень часто находится в преступном сговоре с депутатами такого органа, что делает невозможным принятие решения об отстранении его от должности.
Кроме того, необходимо четко разграничивать объемы ответственности непосредственно сельского, поселкового, городского председателя от ответственности органа местного самоуправления, ведь есть отдельные случаи, когда глава ОМС осуществляет преступные деяния, предварительно получив необходимые ему решения от самого местного совета.
Для реализации механизма привлечения виновных лиц к ответственности важным, на наш взгляд, является определение инициатора рассмотрения вопроса по их отстранению местным советом.
Несмотря на то что действующим законодательством не предусмотрен механизм отстранения от должности глав ОМС, имеются случаи, когда местные советы все же принимают такие решения. Ярким пример — решение городского совета г. Славянска от 30 апреля 2014 года об отстранении председателя (Нели Штепы) от занимаемой должности. Инициатором такого решения была группа депутатов горсовета.
При внедрении механизма отстранения от должности глав ОМС инициатива рассмотрения подобного вопроса должна принадлежать самим депутатам совета и органам прокуратуры, которые осуществляют функцию общего надзора.
Практика сложилась таким образом, что во время досудебного расследования следственный судья принимает решение об отстранении от должности главы ОМС, и уже на основании этого местный совет принимает собственное решение.
Вместе с тем существуют такие казусы в судебной практике, когда суд выносит решение в пользу глав ОМС, отменяя решения местных советов об отстранении их от должности на том основании, что в Законе Украине «О местном самоуправлении» не предусмотрены такие полномочия совета, и без учета принятия следственным судьей решения об отстранении от должности. Более того, суд обязывает местный совет устранить препятствия в исполнении главой ОМС своих должностных обязанностей.
Значительно упрощается этап досудебного расследования, когда должностное лицо ОМС задерживается при получении неправомерной выгоды. При этом устраняется необходимость дополнительного доказательства факта совершения преступного действия.
ПОШИВАНЮК Тарас — партнер ЮК FCLEX, г. Киев,
КОКОШ Родион — юрист ЮК FCLEX, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…