Поднять стандарт — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №36 (872) » Поднять стандарт

Поднять стандарт

Рубрика Тема номера

Еще два года назад на Украине процесс реструктуризации проблемных банков и выведения с рынка неплатежеспособных банков не был урегулирован. Для неплатежеспособных банков, по сути, существовало два пути: восстановление платежеспособности за счет поддержки государства либо ликвидация, которая могла длиться до трех лет. Восстановление платежеспособности по первому пути происходило, в первую очередь, путем рекапитализации финансовых учреждений за счет средств из государственного бюджета. В результате финансовые проблемы банковского учреждения перекладывались на налогоплательщиков. Собственники такого банковского учреждения не несли никакой ответственности за финансовые проблемы, поскольку в законодательстве отсутствовали основания для привлечения к ответственности собственников по обязательствам банковского учреждения. Примером восстановления платежеспособности банковских учреждений стала рекапитализация государством в 2009 году трех украинских банков: ПАТ «Укргазбанк», ПАТ «Родовид Банк» и ПАТ «АКБ «Киев». В результате проведенной рекапитализации восстановить финансовую стойкость банковских учреждений не удалось, некоторые из них продолжают наращивать убытки, а общая цена в 17 миллиардов гривен бюджетных средств, потраченных на рекапитализацию, считается чрезмерной и непропорциональной целям. Кроме этого, остается открытым вопрос дальнейшей судьбы этих банковских учреждений.

Режим антикризисных мер в ЕС

Глобальный финансовый кризис стал катализатором как для реформирования национального законодательства ряда стран Европейского Союза в сфере реструктуризации проблемных банков и усовершенствования механизмов выведения с рынка неплатежеспособных банков, включая Великобританию и Германию, так и для гармонизации и создания единого режима для разрешения проблем неплатежеспособных банков в Европейском Союзе. В мае 2014 года Европейским парламентом и Советом ЕС была принята Директива 2014/59 о создании основ для реструктуризации и выведения с рынка кредитных учреждений и инвестиционных фирм (Директива 2014/59), которая вступила в силу 2 июля 2014 года. Страны — члены Европейского Союза должны привести национальные законодательства в соответствии с положениями Директивы 2014/59 до 31 декабря 2014 года.

Цель Директивы 2014/59 — гармонизация режима антикризисных мер для разрешения вопросов проблемных и неплатежеспособных банков, чтобы в результате применения таких антикризисных мер было обеспечено продолжение исполнения наиболее важных функций неплатежеспособного финансового учреждения с минимальными негативными последствиями для экономики и финансовой системы в целом. В основу режима антикризисных мер Директивы 2014/59 положен принцип banking is necessary, but banks are not, что в переводе с английского языка означает «выполнение банковских функций является необходимым, а сами банки — нет». Кроме того, в соответствии с Директивой 2014/59 ключевые принципы антикризисных мер следующие: убытки финансового учреждения возлагаются на акционеров; после акционеров убытки возлагаются на кредиторов в соответствии с очередностью их требований; убытки кредиторов в результате реализации антикризисных мер не должны превышать их убытки, если финансовое учреждение было бы ликвидировано; кредиторы одной и той же очереди должны иметь равные права, и акционеры (физические и юридические лица) должны быть привлечены к ответственности за неплатежеспособность финансового учреждения. Для достижения целей Директивы 2014/59 на основе вышеперечисленных принципов регуляторные органы наделяются полномочиями по реализации превентивных мер с целью предупредить финансовые проблемы учреждений, решить финансовые проблемы на ранней стадии с помощью полномочий по «раннему реагированию» и инструментов для выведения неплатежеспособного учреждения с рынка, когда ни одна мера частного характера не способна предотвратить неплатежеспособность учреждения, а ликвидация невозможна без дестабилизации финансовой системы.

Приблизиться к стандартам

На Украине результатом реформирования законодательства в сфере реструктуризации проблемных банков и выведения с рынка неплатежеспособных банков стало принятие в 2012 году  Закона Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц» № 4452-VI (Закон), а также внесение изменений в Закон Украины «О банках и банковской деятельности» от 7 декабря 2000 года № 2121-III и ряд других нормативно-правовых актов. Среди ключевых изменений, введенных Законом, можно назвать разграничение функций надзора за проблемными и неплатежеспособными банками между Национальным банком Украины и Фондом гарантирования вкладов физических лиц, расширение способов выведения неплатежеспособных банков с рынка, установление ответственности собственников за действия или бездействие, что привело к неплатежеспособности банка.

Принятие Закона однозначно приблизило Украину к общеевропейским стандартам разрешения проблем неплатежеспособных и проблемных банков, однако в некоторых аспектах украинское законодательство все еще несовершенно и требует улучшения. Основное расхождение состоит в том, что реформа украинского законодательства направлена на совершенствование механизмов по выведению неплатежеспособных банков с рынка, в то время как Директива 2014/59 ключевой задачей ставит предупреждение ситуаций, когда регуляторные органы должны прибегнуть к реализации таких механизмов. Например, в соответствии с Директивой 2014/59 финансовые учреждения должны разработать план оздоровления на случай возникновения проблем с платежеспособностью, который будет предусматривать план действий по восстановлению платежеспособности финансового учреждения. Такой план оздоровления должен ежегодно пересматриваться и утверждаться регуляторными органами. План оздоровления должен предусматривать, кроме прочего, способы реагирования финансового учреждения на негативные изменения на рынке, набор инструментов, используемых для восстановления финансового состояния, временные рамки для имплементации таких инструментов, описание препятствий для их реализации, критических функций, порядка исполнения плана оздоровления на фоне системы корпоративного управления, способы сохранения и/или восстановления собственного капитала, меры по ограничению рисков, реструктуризации долговых обязательств и прочее.

Для сравнения: на Украине банковское учреждение должно разработать план оздоровления после того, как Национальный банк Украины в ходе проведения проверки обнаружит нарушения и применит санкции. Таким образом, на Украине план оздоровления является не превентивной мерой, а ответом банковского учреждения на санкции регулятора. Директива 2014/59 среди превентивных мер также требует от регуляторов составление ежегодных планов по выведению учреждений с рынка в случае его неплатежеспособности. Лучше предупредить, чем потом лечить, а не наоборот. Именно в направлении управления рисками, на мой взгляд, украинское законодательство нуждается в усовершенствовании, и Директива 2014/59 может послужить хорошим ориентиром.

 

ПОЛЯКОВА Елена — юрист ЮФ «Авеллум Партнерс», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Государство и юристы

Судебное освобождение

Актуальный документ

Документы и аналитика

Уведомление на запрос ГНИ

Акцент

Прощальный концепт

Государство и юристы

Новости законотворчества

Утверждены правила выдачи «удостоверения на возвращение»

Одобрен беспошлинный ввоз оборонной продукции

Государство и юристы

Дань в моде

Программа — передача

Государство и юристы

Новости законотворчества

Внесен законопроект о повышении качества жилкомуслуг

Документы и аналитика

Отзывная кампания

Книжная полка

Защитное управление

Неделя права

Правосудие нон-стоп

Правила проведения

Предложение помощи

Страждущим да отдастся

Неделя права

Новости из-за рубежа

Потерпевших просят самостоятельно расследовать мелкие преступления

Водителям позволили выбирать форму возмещения ущерба по ОСАГО

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд первой инстанции не удовлетворил иск В. Высоцкого к ВКДКА

Суд не нашел вновь открывшихся обстоятельств в деле И. Зварича

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ Sayenko Kharenko защитила интересы клиента в споре о возмещении убытков по контрактам купли-продажи зерновых

Baker & McKenzie консультирует Eurobank Ergasias в сделке по продаже украинского дочернего банка

Юристы МПЦ EUCON защитили интересы «ТЕК ОИЛ» в налоговом споре

ЮФ «Авеллум Партнерс» выступила советником группы «Феррэкспо» в связи с приобретением железнодорожного пути

ЮФ «Ильяшев и Партнеры» защитила интересы ГП «Антонов»

МЮФ Integrites — юрсоветник компании «Фармак» по делу о защите права собственности на имущественный комплекс

Отрасли практики

Средство отстранения

Правовая оппозиция

Рабочий график

Интеллектуальная конференция

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Решения недели

Судебная практика

Не конкурент

Приостановить судом

Недостаточное основание

Самое важное

ЕСтественный процесс

Обмен оптом

Земля в Крыму

Судный вечер

Судебная практика

Очищение власти

Отказное письмо

Сверить взглядом

Неудачное соседство

Судебная практика

Судебные решения

О взыскании страховых выплат, перечисленных после смерти застрахованного лица

Возмещение материального и морального вреда собственником транспортного средства, передавшим управление им лицу в нетрезвом состоянии

Судебная практика

Утраченная bona fides

Судебная практика

Судебные решения

Начало истечения исковой давности не зависит от того, когда арбитражный управляющий в деле о банкротстве узнал о заключении оспариваемых договоров

Тема номера

Поднять стандарт

Аттестационная миссия

Географические символы

Обменным путем

Первый осенний выпуск The UJBL посвящен земельному праву

Путь готов

Частная практика

Регуляторный такт

АТОпичная реакция

Інші новини

PRAVO.UA