Вопрос государственных закупок очень актуален для Украины. С учетом подписания Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом (Соглашение) особое внимание следует уделить вопросу, каким образом урегулировано проведение государственных закупок в ЕС и какие изменения в украинском законодательстве может повлечь данное Соглашение.
Рынок государственных закупок как на Украине, так и в ЕС достаточно большой. На Украине, например, только с начала 2014 года его объем составил около 83 млрд грн — около 63 000 сделок. Что же касается ЕС, то, согласно данным Европейской комиссии, среднегодовой объем государственных закупок составляет 400–450 млрд евро. Самые крупные заказчики — Великобритания, Франция, Италия, Испания, Германия.
Вопросы государственных закупок урегулированы главой 8 раздела IV Соглашения об ассоциации с ЕС. При этом в приложении ХХІ к разделу IV Соглашения содержится перечень положений, рекомендованных к адаптации с установлением соответствующих сроков.
Для нас особое значение имеет статья 154 Соглашения, предусматривающая доступ к рынку. Согласно статье 154 Соглашения, стороны предоставят друг другу доступ к процедурам заключения контрактов в соответствии с национальными правилами осуществления государственных закупок на условиях, не менее благоприятных, чем те, которые применяются к их компаниям.
Нужно отметить, что процесс открытия рынка не будет моментальным. Переходный период продлится около восьми лет. Это обусловлено тем, что Украина должна имплементировать нормы ЕС в свое законодательство. По истечении же обусловленного периода (хотя, конечно же, все зависит от Украины) все государственные закупки, на которые распространяется действие Соглашения, должны будут проводиться по европейским правилам, а украинские и европейские компании получат полный взаимный доступ к рынку госзакупок.
В числе основных элементов проведения государственных закупок — предельные суммы. Соглашение определяет, что сфера его действия распространяется на закупки товаров, услуг и работ центральными и местными органами власти, другими субъектами публичного права, компаниями, предоставляющими коммунальные услуги на неконкурентной основе, превышающие минимальные размеры:
— 133 000 евро — для госконтрактов на поставку товаров и оказание услуг для центральных государственных органов, за исключением научно-исследовательских услуг, телекоммуникационных услуг и/или услуг, перечисленных в Приложении II Директивы 2004/18/ЕС, среди которых — гостиничные и ресторанные услуги, юридические услуги, услуги в области культуры и спорта и т.п.;
— 206 000 евро — для госконтрактов на поставку товаров и услуг, на которые не распространяется предыдущий пункт;
— 5 150 000 евро — для госконтрактов на выполнение работ и государственных концессий;
— 5 150 000 евро — для госконтратов на выполнение работ в коммунальном и инфраструктурном секторах;
— 412 000 евро для госконтрактов на поставку товаров и предоставление услуг в коммунальном и инфраструктурном секторах.
Эти пороговые значения должны пересматриваться каждые два года и, соответственно, могут быть изменены. Стоит отметить, что Директива № 2004/18/ЕС от 31 марта 2004 года о координации процедур по проведению тендеров на заключение контрактов на исполнение работ, поставку товаров и предоставление услуг (основная Директива ЕС в сфере госзакупок) предусматривает еще более высокие пороговые значения, а именно: 162 000 евро, 249 000 евро и 6 242 000 евро соответственно. Поэтому, скорее всего, пороговые значения будут увеличиваться.
При этом отметим, что Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» применяется к договорам на поставку товаров и услуг, цена которых превышает 100 000 грн (примерно 5500 евро), и договорам на выполнение работ, цена которых превышает 1 млн грн (около 55 000 евро). Таким образом, большое количество договоров о государственных закупках, которые фактически заключаются на Украине, все же могут остаться вне регулирования Соглашением.
С учетом того, что Украина должна адаптировать свое законодательство к законодательству ЕС, считаем целесообразным проанализировать, какие же основные процедуры госзакупок применяются в ЕС.
Процедура открытых торгов — процедура, при которой тендерное предложение может подать любой заинтересованный субъект экономической деятельности.
Процедура торгов с ограниченным участием — любой субъект экономической деятельности может запросить участие в торгах, однако подать тендерное предложение может только тот, который был приглашен государственным заказчиком.
Процедура переговоров — государственный заказчик предоставляет консультации субъектам экономической деятельности по своему выбору и проводит переговоры с одним или более субъектом. Установлено, что государственный орган приглашает не менее три предприятия, с которыми он будет обсуждать условия контракта. Заказчики могут использовать эту процедуру только в ограниченном количестве случаев, предусмотренных Директивами ЕС.
Конкурентный диалог — любой субъект экономической деятельности может запросить участие, после чего государственный заказчик проводит диалог с кандидатами, допущенными к процедуре, с целью выделить одного или нескольких альтернативных кандидатов. Избранные кандидаты приглашаются к участию в тендере. Эта процедура применяется, если государственные заказчики не в состоянии объективно определить технические средства, которые способны удовлетворить потребности или цели, и/или не в состоянии объективно определить юридический и/или финансовый состав проекта.
Согласно данным Европейской комиссии, процедура открытых торгов занимает 72,8 % от общего количества госзакупок, переговоров — 13 %, торгов с ограниченным участием — 7,2 %, конкурентный диалог — 0,4 %. В свою очередь на Украине наиболее популярны закупка у одного участника (переговорная процедура) — 46,31 %, открытые торги — 44,95 %, запрос ценовых предложений — 8,58 %.
Таким образом, хотя процедуры, применяемые в ЕС и на Украине, по сути, очень похожи, отличия все-таки есть. Ведь на Украине превалирует переговорная процедура, а в ЕС — процедура открытых торгов, более прозрачная и объективная.
Кроме того, нужно отметить, что именно прозрачность является одной из характеристик госзакупок в ЕС. Ее признаки следующие: во-первых, вся информация о государственных закупках содержится на сайте http://ted.europa.eu/TED/browse/browseByBO.do, во-вторых, публикация сообщения о тендере и о присуждении контракта является обязательной (вся информация, которая должна быть указана в сообщениях, четко предусмотрена в приложении VII Директивы № 2004/18/ЕС), в-третьих, государственные органы могут рассматривать поданные заявки только после окончания дедлайна для подачи документов, в-четвертых, если вы подали заявку на участие в тендере, но, к сожалению, не «выиграли» его, вы имеете право на получение детальной информации о результатах проведения тендера.
Таким образом, анализ положений законодательства ЕС демонстрирует, что принятие новой редакции Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» 10 апреля 2014 года уже частично адаптировало наше законодательство и сделало процесс государственных закупок более прозрачным. Конечно же, это всего лишь маленькая часть того, что еще необходимо предпринять. Особый же акцент следует сделать на процедуре электронных торгов. Ведь есть государства, с которых можно и нужно брать пример. В целом уже сейчас нужно готовиться к открытию рынка ЕС, в том числе и рынка государственных закупок.
ОСИПЧУК Ольга — ассистент управляющего партнера по международным отношениям АО IMG Partners, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…