На волне постреволюционных надежд и попыток концептуального изменения государственного аппарата приобрел популярность проект Закона Украины «Об очищении власти» № 4359а (законопроект). Согласно пояснительной записке, целью законопроекта является восстановление доверия к власти и создание условий для построения новой системы органов власти в соответствии с европейскими стандартами.
Учитывая указанное, следует поддержать правильную идеологическую направленность законопроекта, его цель и задачи. Однако проект не лишен ряда существенных недостатков, которые, бесспорно, усложнят, а может быть, сделают невозможным его практическую реализацию.
Главным механизмом проведения люстрации законопроект определяет глобальную проверку государственных служащих и приравненных к ним лиц. Важно, что описанная процедура уже фактически предусмотрена Законом Украины «О государственной службе» и Законом Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции». Указанное дублирование функций контроля несет очевидные коррупционные риски со стороны лица, которое организовывает проведение проверки, то есть эффект люстрации может быть обратным. Более того, проект закона системно не определяет орган, на который возлагается осуществление проверки и собственно процедура проверки. Так, статья 5 законопроекта предусматривает, что организацией проведения проверки занимается руководитель соответствующего органа государственной власти, который в соответствии со статьей 3 также подлежит проверке.
Кроме того, круг лиц, подлежащих проверке, неоправдано широк, что может привести к выборочному применению закона. С другой стороны, в законопроекте не идет речь о проверке должностных лиц государственных и коммунальных предприятий, которые часто участвуют в схемах разворовывания бюджетных средств.
Правонарушения, которые потенциально могут быть выявлены по результатам проверки, во многих случаях уже предусмотрены действующим законодательством, что свидетельствует о возможности двойного привлечения лица к ответственности за одно и то же правонарушение, что в свою очередь противоречит Конституции Украины.
Законопроект вообще не рассматривает вопрос замены уволенных в результате «очищения власти» лиц и порядок формирования и отбора новых кадров на государственную или иную публичную службу, поэтому задача «восстановления доверия к власти» остается нереализованной.
Таким образом, в данной редакции законопроект больше похож на политико-декларативный, чем на нормативно-правовой акт с содержательными средствами реализации поставленных целей люстрации.
СЛОБОДЯН Богдан — юрист ЮК FCLEX, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…