О специфике работы юристов телекоммуникационной отрасли, знаковых проектах и горизонтах развития «Юридической практики» рассказал Андрей Осипов, руководитель юридического департамента мобильного оператора lifecell.
— С какими вопросами юристы телекоммуникационной компании сталкиваются чаще всего?
— Как и в любом бизнесе, юридическая служба телекоммуникационной компании обеспечивает правовую поддержку всем подразделениям компании. Поэтому юридическая функция компании занимается стандартными вопросами (проверка рекламных материалов, защита интересов в судах и т.п.), а также вопросами, которые свойственны телекоммуникационной отрасли. Среди прочих, я бы выделил запуск новых услуг и тарифов, вопросы в сфере межоператорских отношений и международного роуминга, а также рассмотрение сложных запросов правоохранительных органов, касающихся раскрытия детализации звонков.
— Ваши юристы преимущественно работают в головном офисе или рассредоточены по регионам?
— Юридический департамент преимущественно сконцентрирован в головном офисе в Киеве. Несмотря на это, мы обеспечиваем оперативную поддержку бизнеса во всех регионах. Наши юристы обладают качествами максимально эффективно решать задачи удаленно, с помощью всех возможных средств связи. При этом, отмечу, многие внутренние процессы в компании автоматизированы. Например, согласование контрактов различными заинтересованными подразделениями происходит в специальной автоматической системе, которая позволяет быстро проанализировать историю согласования, основные замечания, а также оценить время, потраченное на согласование и подписание контракта по функциям. Мы продолжаем идти в ногу с развитием рынка и разрабатывать с помощью специалистов компании собственные автоматизированные юридические сервисы для наших внутренних клиентов. В частности, это автоматизированная система выпуска и контроля доверенностей, система управления и учета торговых марок компании.
— В каких случаях прибегаете к внешней юридической помощи?
— В нашем департаменте сформировалась опытная профессиональная команда высококлассных юристов, обладающих значительной экспертизой в различных отраслях права. Департамент состоит из нескольких отделов, в которых работают десять юристов в классическом понимании, а также шесть специалистов, занимающихся рассмотрением и обработкой регулярных запросов правоохранительных органов. Большинство сотрудников работают в юридическом департаменте по несколько лет. Поэтому почти все вопросы мы стараемся закрывать собственными силами. В редких случаях, когда необходимы специальные знания по отдельным вопросам, мы обращаемся к внешним специалистам. В частности, в прошлом году мы сотрудничали с ЮФ Asters и «Василь Кисиль и Партнеры». Но, повторюсь, большинство вопросов мы решаем самостоятельно, используя преимущества in-house юристов, которые владеют спецификой бизнеса, регулирования и ориентированы на конкретные сроки и результат.
— В том числе самостоятельно обеспечиваете судебное представительство?
— Да. В 2015 году мы защитили интересы компании во всех судебных процессах самостоятельно.
— Судебных споров вообще много?
— На самом деле немного для такого большого и сложного бизнеса.
В то же время я считаю, что уменьшение количества судебных кейсов YOY нужно выводить в отдельный KPI юридической функции. Задача руководителя юридической функции — организовать работу на предупреждение, чтобы потенциальные проблемы для бизнеса и все возможные пути их разрешения были определены заранее.
Тем не менее в прошлом году нам пришлось защищаться в судах. Преимущественно в спорах с фискальными органами по вопросам налоговых доначислений. Как я упоминал, все споры в 2015 году мы выиграли, что также является для меня предметом гордости за нашу команду.
— Часто ли споры с абонентами попадают в суд?
— Судебные тяжбы с абонентами сведены к минимуму. Задача компании — предоставить абоненту качественный сервис, а не судиться с ним. Поэтому мы открыты для диалога и стараемся находить оптимальное решение вопросов, с которыми обращаются абоненты, не доводя дело до суда.
— А какого рода разногласия все же возникают?
— В редких случаях это вопросы, связанные с пополнением счетов, начислением платы за обслуживание, изменением тарифных планов. Оператор lifecell имеет одну из лучших биллинговых систем (то есть специальный софт, содержащий информацию о всех тарифах и позволяющий рассчитывать стоимость услуг для каждого клиента), которая помогает максимально оперативно и бесконфликтно решать подобные вопросы.
— Поступают ли жалобы на спам-рассылки?
— Такие заявления время от времени поступают. Естественно, в этих ситуациях мы реагируем сразу же. В зависимости от того, кто обеспечивал массовую sms-рассылку, выясняем наличие согласий абонентов и другие детали. По результатам принимаем окончательное решение.
— Каким может быть это решение?
— Это могут быть штрафные санкции, предусмотренные договором, приостановление рассылки или прекращение обслуживания спамера.
— Какой знаковый проект прошлого года с вашим участием можете отметить?
— Прежде всего 2015 год был по-настоящему революционным не только для нашей компании, но и для всей телеком-индустрии Украины, поскольку состоялся долгожданный запуск 3G-связи в стране. В прошлом году мы стали первым оператором на украинском рынке, который внедрил 3G+ технологию, направленную на предоставление высокоскоростного мобильного интернета. Для юридического департамента lifecell данный проект был связан с юридическим обеспечением участия компании в конкурсе по приобретению 3G-лицензии, привлечения инвестиций, а также с сопровождением проектов с поставщиками оборудования для развертывания 3G-сети на Украине.
Кроме того, в прошлом году произошли изменения в структуре собственности компании: крупнейший GSM оператор Турции, компания Turkcell, стал стопроцентным собственником украинского мобильного оператора lifecell. Мы обеспечивали правовое сопровождение сделки и ряда сопутствующих вопросов на предмет соблюдения требований украинского законодательства.
Наконец, в январе 2016 года был запущен процесс ребрендинга — компания получила новый бренд lifecell. Это в определенной мере демонстрирует синергию с нашей материнской компанией, более активное применение новых инновационных технологий, которые позволят нашим абонентам получать новые услуги лучшего качества. Юридический департамент является активным участником данного проекта, начиная с первых подготовительных шагов.
Одним из отдельных направлений этого проекта стал ренейминг — компания изменила название «Астелит» на «лайфселл», соответствующее новому бренду. Изменения коснулись практически всех бизнес-процессов компании и всего документооборота.
Я искренне горжусь, что юридический департамент взял на себя ответственность за конечный результат в этом направлении, смог консолидировать усилия десятков людей и различных подразделений в условиях ограниченного времени и активно меняющегося законодательства. И в итоге это позволило успешно осуществить все изменения для бесперебойной работы компании, обслуживания абонентов и развертывания сети без каких-либо задержек.
— Что изменится для ваших абонентов в связи с ребрендингом?
— Запуская ребрендинг, мы планировали сделать акцент на расширении нашей аудитории. Компания намерена усилить работу по обслуживанию потребностей корпоративных клиентов. С января 2016 года в структуре компании появилась отдельная дирекция, сфокусированная на работе и развитии корпоративного сегмента.
Кроме того, подчеркивается связь с материнским брендом. Turkcell имеет очень много инновационных разработок, которые мы собираемся имплементировать на украинском рынке в соответствии с требованиями локального законодательства.
В рамках ребрендинга также планируется запуск новых тарифов и новых сервисов.
— Чего вы ожидаете в этом году в законодательном обеспечении отрасли?
— Благодаря совместным усилиям регулятора и участников рынка в 2015 году был сделан хороший задел для того, чтобы отрасль начала по-настоящему двигаться вперед. Я упоминал о запуске 3G-связи. Кроме того, в июле 2015 года Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ), утвердила Порядок предоставления услуг по переносу абонентских номеров. Перенос мобильного номера (MNP — Mobile Number Portability) уже давно стал общепринятой практикой и используется во многих странах мира более 20 лет. Главный его принцип заключается в том, что абонент сможет переходить из одной мобильной сети в другую, выбирая более выгодные для себя предложения, сохраняя при этом свой номер телефона.
Надеемся, что MNP наконец-то полноценно заработает в 2016 году и на украинском рынке мобильной связи, что позволит усилить честную конкуренцию среди операторов и даст новый импульс к развитию рынка.
Кроме того, Закон Украины «О телекоммуникациях» в действующей редакции не достаточно отвечает современным вызовам и развитию мобильной связи. Ответом на вызовы времени, по моему мнению, должен стать новый закон — «Об электронных коммуникациях», работа над которым активно ведется, в том числе с участием представителей команды lifecell.
Наконец, со стороны государства необходимо законодательное обеспечение в сфере электронной идентификации. Речь идет о разработке новых нормативно-правовых документов и адаптации существующих законов к европейскому законодательству. Это поможет создать нормативно-правовую базу и определить перечень дополнительных услуг, которые абоненты смогут получать с помощью Mobile ID.
— Если смотреть более широко, какие из процессов, происходящих в государстве, волнуют бизнес больше всего?
— К сожалению, стоит отметить невысокий темп реализации заявленных реформ. Нужна полноценная налоговая реформа и обоснованное изменение налоговой нагрузки на бизнес со стороны государства. Пока еще не приходится говорить о существенном снижении уровня дерегуляции для упрощения ведения бизнеса.
Хотя, стоит подчеркнуть, уже видны определенные позитивные изменения, связанные с открытием реестров и регистрацией бизнеса. Перемены есть, но они не столь глобальные, чтобы утверждать «жить стало проще». К сожалению, осталась волокита дел в судах, зачастую не соблюдаются сроки рассмотрения дел, нет единых правоприменительных подходов в аналогичных спорах в судебной системе.
На мой взгляд, если есть реальная цель улучшить условия для выживания бизнеса — надо услышать голос самого бизнеса. Потратить время, но сформировать четкую цель и задачи, конкретные KPIs для оценки результатов и, наконец, определить сроки и ответственных лиц со стороны власти. Только совместными усилиями и желанием можно изменить бизнес-климат в стране, что позволит иностранным инвесторам чувствовать себя комфортно на Украине и привлекать новые инвестиции.
— А слышит ли ныне власть голос бизнеса?
— Телекоммуникационный рынок, вероятно, один из положительных примеров конструктивного сотрудничества. Последние изменения свидетельствуют о внедрении, хотя и запоздалом, необходимых нововведений на данном рынке. Надеемся, что на этом мы не остановимся, чего, к сожалению, нельзя сказать о многих других отраслях экономики, где голос бизнеса по-прежнему должен быть услышан.
(Беседовал Алексей НАСАДЮК,
«Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…