Пока разрабатываются разные варианты проведения судебно-правовой реформы, народные депутаты стремятся усовершенствовать действующую систему судоустройства. Недавно в Верховном Совете Украины был зарегистрирован проект Закона Украины «О внесении изменений в Закон «О судоустройстве Украины» (Проект), инициированный народными депутатами Николаем Онищуком и Дмитрием Притыкой. Данным проектом предлагается урегулировать статус Верховного Суда Украины (ВСУ) и высших специализированных судов с тем, чтобы повысить их значение в системе судоустройства Украины.
По мнению авторов, этого можно добиться путем внесения изменений, о наиболее важных из которых речь пойдет далее.
Что достанется «вышкам»?
В соответствии с рассматриваемым проектом предлагается расширить полномочия высших специализированных судов, предусмотренных статьей 39 Закона «О судоустройстве Украины» (Закон), установив, что они, наряду с предоставлением методической помощи и разъяснений по вопросам применения права, уполномочены определять не урегулированные законами процедуры рассмотрения дел. Помимо этого, предлагается установить их право направлять ВСУ представления об обращении к Кабинету Министров или Президенту Украины с предложением относительно внесения изменений в действующее законодательство, а также установить, что правовая позиция высших специализированных судов является обязательной для судов соответствующей судебной юрисдикции. При этом под правовой позицией высших судов следует понимать совокупность заключений относительно правоприменения по результатам рассмотрения конкретного дела или определенных категорий дел, предусмотренных процессуальным законодательством.
Введение этой нормы, по сути, устанавливает обязательность как решений судов кассационной инстанции по конкретным делам, например, при отправлении на повторное рассмотрение в суд первой или апелляционной инстанции, так и постановлений пленума соответствующего высшего специализированного суда — по категориям дел.
При этом предлагается усилить и административные полномочия председателей этих судов — установить, что глава суда организовывает проверку жалоб на нарушение судьями законодательства при рассмотрении судебных дел, инициирует дисциплинарную ответственность судей соответствующих судов, а также утверждает штатное расписание и смету на содержание суда.
А пленумы высших судов помимо права на обязательные для судов низших инстанций постановления, в соответствии с изменениями, должны получить право обращаться в Конституционный Суд Украины не только с представлением о толковании норм законов и Конституции Украины, но и о признании неконституционными положений законов и подзаконных нормативно-правовых актов. При этом пленум сможет обращаться в КМУ или Президенту с предложениями изменить их акты.
Верховному — больше полномочий!
По аналогии с высшими специализированными предусматривается расширение полномочий ВСУ. Например, ВСУ может обращаться к Президенту и КМУ с предложением внести в Верховный Совет законопроект. Также проектом предлагается признать, что решения ВСУ в части правоприменения в случаях, предусмотренных процессуальным законом, имеют обязательную силу для всех судов общей юрисдикции. Следовательно — и специализированных, и высших. А Председателю ВСУ предлагается разрешить инициировать вопрос о дисциплинарной ответственности судьи без ограничений — то есть всех судов общей юрисдикции.
Помимо этого, предлагается урегулировать систему административных должностей в ВСУ. В частности, установить, что заместители Председателя ВСУ являются одновременно председателями Судебных палат ВСУ.
При этом, по мнению авторов законопроекта, следует исключить норму, указывающую, что выборы Председателя ВСУ Пленумом ВСУ должны пройти в течение трех месяцев со дня образования вакансии. А из состава самого Пленума предложено исключить председателей высших специализированных судов, их первых заместителей и председателя Апелляционного суда. Должна быть упразднена и норма о том, что в работе Пленума принимает участие председатель Высшего совета юстиции, а участие в его работе министра юстиции определяется Регламентом Пленума.
Изменения могут также коснуться: количества помощников судей ВСУ — без ограничения только одним; установления полномочия Пленума рассматривать судебные дела в случаях, определенных процессуальными законами; а также введения патронатной службы Председателя ВСУ.
Этот законопроект пока не рассматривался в парламенте даже профильным комитетом, но, с учетом излагаемых в нем идей, должен вызвать резонанс в юридическом сообществе. Что ж, посмотрим, ведь некоторые из его предложений — часть предвыборной программы нынешнего Председателя ВСУ.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…