Программируемая приватизация — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №42 (460) » Программируемая приватизация

Программируемая приватизация

Фондом госимущества Украины был разработан проект Закона Украины «О государственной программе приватизации на 2007—2009 годы» (Законопроект). Напомним, что в последний раз подобный документ создавался в марте 2006 года, но так и не стал законом. Последняя, все-таки получившая путевку в жизнь программа приватизации была внедрена Законом Украины «О государственной программе приватизации» от 18 мая 2000 года (Закон). И хотя эта Программа была рассчитана на 2000—2002 годы, действует она и по сей день, а закрепляющий ее Закон просто претерпевал изменения все последующие пять с лишним лет (последние изменения были внесены 14 января 2006 года).

Следует отметить, что между действующим ныне Законом и предложенным Законопроектом достаточно много существенных отличий. Это обусловлено прежде всего тем, что указанные нормативные акты создавались в разное время и на разных этапах экономического развития государства. Хочется надеяться, что при разработке новой Программы приватизации ее создатели попытались «идти в ногу со временем».

Так чего ожидать от Программы приватизации в случае, если она будет принята Верховным Советом Украины?

Приоритеты ближайшего будущего

Целью предлагаемой Программы приватизации Законопроект определяет оптимизацию государственного сектора экономики, создание здоровой конкурентной среды, активизацию государственной политики экономического роста, оздоровление предприятий. Из чего, соответственно, вытекает некий набор приоритетов в приватизационной политике. К ним Законопроект относит: продажу мелких и низколиквидных пакетов акций, определенных объектов недвижимого имущества, а также незавершенного строительства (фактически сброс «долгостроев» с государственных плеч); продажу убыточных и низкоприбыльных предприятий с условием принятия покупателем ряда мер по финансовому оздоровлению этих объектов; продажу высокоприбыльных предприятий для пополнения бюджета; увеличение поступлений от приватизации путем повышения конкурентоспособности и прозрачности торгов.

Учитывая указанные приоритеты, Программа ставит перед государством задачи по фактическому сбыту в частные руки объектов приватизации, дальнейшее пребывание которых в государственной собственности признано «экономически нецелесообразным», а также по наполнению Государственного бюджета Украины суммами, которые будут предусмотрены соответствующими законами на последующие «запрограммированные» годы.

По порядку рассчитайся!

Для оптимизации процесса приватизации Законопроект предлагает классифицировать возможные объекты дальнейшей приватизации посредством разделения их на несколько групп.

Группа А будет включать единые имущественные комплексы государственных предприятий, государственных хозяйственных объединений, их структурных подразделений; имущество, оставшееся после завершения процедуры ликвидации вследствие банкротства государственных предприятий; активы предприятий, ликвидирующихся по решению уполномоченного органа, а также имущество предприятий, которого недостаточно для формирования уставного фонда открытых акционерных обществ.

К Группе В Законопроект относит имущество государственных предприятий, которое может сформировать уставный фонд открытого акционерного общества отдельно от земельных участков; единые имущественные комплексы предприятий сельскохозяйственного сектора вне зависимости от их стоимости.

В Группу Г включены единые имущественные комплексы предприятий, которые занимают доминирующую позицию на внутреннем рынке в своем секторе или имеют стратегическую ценность для государства.

Группу Д планируется составить исключительно из объектов незавершенного строительства. Малочисленна и Группа Е, включающая акции, принадлежащие государству в хозяйственных обществах смешанной формы собственности. Группу Ж предлагается сформировать из объектов социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, физическая культура и спорт, отдых, туризм).

Подобное разделение на группы практиковалось и ранее. В действующем ныне Законе оно тоже наличествует, хотя в Законопроекте характеристики объектов, попадающих в ту или иную группу, несколько изменились. Очевидно, классификация призвана разграничить правовые режимы реализации разномастного государственного имущества.

Каждая из групп имеет свои особенности в аспекте приватизации. Так, продажу объектов, входящих в Группу А, предлагается осуществлять согласно Закону Украины «О приватизации небольших государственных предприятий (малой приватизации)». К Группе Д считают целесообразным применять Закон Украины «Об особенностях приватизации объектов незавершенного строительства».

К приватизации объектов, относящихся к Группе Ж, Законопроект устанавливает обязательные требования о сохранении их профиля после продажи и реализации исключительно в качестве целостного имущественного комплекса. Для объектов Групп В и Г планируют установить необходимость жесткого следования законодательству о защите экономической конкуренции.

Создатели заложили в Законопроект ряд норм по регулированию порядка продажи пакетов акций, находящихся в государственной собственности. Порядок проведения конкурса по продаже таких акций подлежит определению Кабинетом Министров Украины, но основные требования к их реализации устанавливаются Программой приватизации. Так, продажа контрольных пакетов акций убыточных предприятий, требующих принятия мер финансового оздоровления, может быть осуществлена только при условии принятия покупателем обязательства совершить все шаги для проведения такого оздоровления. Также Законопроект устанавливает необходимость предоставления полной информации о фактическом покупателе в том случае, если производится покупка более 25 % акций предприятия субъектом фондового рынка, то есть финансовым посредником.

Обеспечение исполнения

Для исполнения всех пунктов программы Законопроект устанавливает ряд мер финансового и информационного содействия органам, уполномоченным проводить мероприятия по приватизации и обслуживать приватизационные процессы. С этой целью он определяет основные направления использования средств специального фонда государственного бюджета, полученных от приватизации государственного имущества.

Среди этих направлений — создание и поддержание функционирования единой компьютерной сети приватизационных органов; оплата услуг Национальной сети аукционных центров, а также других организаций, задействованных в проведении торгов; оплата услуг советников, возвращение долгов за предоставление услуг в прошлые периоды приватизации; затраты на информационную и рекламную деятельность, направленную на информирование общественности о ходе приватизационных процессов в государстве; оплата хозяйственных расходов; обучение и повышение квалификации кадров и т.д. Следовательно, предполагается все или почти все затраты на проведение приватизации положить на плечи возможных покупателей.

Что же касается информационного обеспечения, то Фонду государственного имущества предписывается принять все меры (в рамках выделенных средств) для реализации комплекса мероприятий, направленных на обеспечение прозрачности процесса приватизации путем публикаций объявлений в средствах массовой информации о проведении конкурсов и торгов, ознакомления потенциальных покупателей с условиями их проведения.

Законопроект также регламентирует необходимость обязательного доведения до ведома общественности информации о результатах проведения торгов. Сроки опубликования такой информации в официальных изданиях государственных органов ограничены 30 днями с момента утверждения Фондом государственного имущества результатов аукциона или заключения договора купли-продажи.

Дополнительно предусматривается применение Кабинетом Министров Украины ряда мер исполнительного характера, ориентированных на создание благоприятных условий для участия в приватизации государственного имущества участников малого и среднего бизнеса, а также на тщательное отслеживание и пресечение участия в приватизации лиц, с которыми ранее договоры купли-продажи были расторгнуты вследствие нарушения ними условий приобретения имущества.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Даешь полномочия «ширше и глубше»

Деньги давай... Много давай...

Деловая практика

Инвестиции в инновации

День юриста

Все на празднование Дня юриста!

Законодательная практика

Программируемая приватизация

Зарубежная практика

Прокурорское министерство США

Налогообложение в Японии

Историческая практика

Человек, продавший Эйфелеву башню

Великий пирамидостроитель

Комментарии и аналитика

«Мечта» инициирующего кредитора

Корпоративные войны

Собрание акционеров АО «Укртатнафта»

Неделя права

Эвакуатор — социально негативен?

Известие: к нам едет… ПАСЕ!

Кто кого страхует?

Мы будем рупором профессии

Реестр событий

В Верховном Суде грядет большая чистка?

Удовлетворить суды на 100 %!

Международная исследовательская компания IPSOS стала официальным партнером «ЮП» в проекте «50 ведущих юридических фирм Украины 2006 года»

Новый этап в работе КСУ

Судебная практика

Практика «суррогатного» раздела

Судебные решения

Об ответчиках в админпроцессе

О регулировании тарифов государственными администрациями

О роли ассоциаций в спорах по интеллектуальной собственности

Тема номера

«Безграничные» права Комитета

Согласованные действия в конкуренции

Частная практика

Диалог киевских адвокатов

Вопросы, порожденные жизнью

Юридический форум

Совмещаем приятное с полезным

Бильярд — дело молодых

Самый умный студент найден!

Інші новини

PRAVO.UA