Инвестиции в инновации — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №42 (460) » Инвестиции в инновации

Инвестиции в инновации

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка использования в 2006 году средств, предусмотренных в Государственном бюджете для поддержки инноваций и инвестиций, в том числе отечественного машиностроения для агропромышленного комплекса» Министерство промышленной политики Украины издало приказ «Об утверждении Порядка конкурсного отбора инвестиционных проектов, направленных на реализацию инновационного продукта и (или) инновационной продукции в сфере промышленности, в том числе отечественного машиностроения для агропромышленного комплекса» (Порядок), определивший механизм проведения на конкурсной основе отбора инвестиционных проектов, финансирование которых будет осуществляться за счет средств Госбюджета. Отметим, что данный Порядок вступил в силу 1 октября с.г., но Межведомственная конкурсная комиссия по отбору инвестиционных проектов (Комиссия) с участием представителей Министерства образования и науки, Министерства экономики и Министерства финансов еще не создана.

К конкурсу — не допущен!

В самом начале рассматриваемого Порядка отмечается, что инвестиционные проекты на конкурс могут подавать предприятия, учреждения и организации всех форм собственности (заявители). Но тут же приводятся и ограничения, при которых к участию в конкурсе могут не допускаться некоторые субъекты хозяйственной деятельности или их участие в конкурсе может быть прекращено при возникновении некоторых обстоятельств. Ими могут быть: признание банкротом или возбуждение относительно заявителя дела о банкротстве; сам факт банкротства, а равно — нахождение на стадии ликвидации. Также не допустить участие или прекратить его можно по причине убыточной деятельности заявителя (хотя здесь неизвестно, что делать неприбыльным организациям — они по определению прибыль не получают) или прекращения хозяйственной деятельности заявителя, а также в случае подачи недостоверной информации относительно инвестиционного проекта или своего финансово-экономического состояния.

Конечно, подобные обстоятельства могут возникнуть уже во время участия в конкурсе, но Порядок не предусматривает, что делать с предоставленным инвестиционным проектом или уже с объявленным победителем конкурса, а еще интересней — если часть средств Госбюджета уже перечислена.

И почему я в тебя такой влюбленный…

Комиссия осуществляет отбор инвес­тиционных проектов по ряду критериев. Ими могут быть: соответствие инвестиционного проекта определенным законодательством научно-техническим и инновационным приоритетам; а также направленность инвестиционного проекта на разработку и внедрение в промышленное производство конкурентоспособной высокотехнологической продукции, ресурсосберегающих и экологическо-безопасных технологий. Также Комиссия обращает внимание на финансово-экономические показатели эффективности инвестицион­ного проекта (внутренняя норма прибыльности, индекс рентабельности проекта, срок окупаемости инвестиций и т.п.) и на финансово-экономическое состояние самого заявителя; на технические основы организации будущего производства (технология и оборудование, технический уровень новых производственных фондов); наличие разработанного технико-экономического обоснования и проектно-сметной документации и рынков сбыта продукции, которая будет производиться в соответствии с проектом. Также важным критерием является правовое обеспечение проекта, а именно — наличие необходимых для реализации проекта лицензий с указанием вида хозяйственной деятельности; ценится возможность создания новых рабочих мест; непременное соответствие требованиям санитарно-гигиеническим, радиационным, экологическим, архитектурным и другим нормам, установленным законодательством.

Для участия в конкурсе, кроме инвес­тиционного проекта, заявитель подает в Минпромполитики ряд документов. Естественно, необходимы сведения о наименовании и местонахождении юридического лица, номер телефона, фамилия, имя и отчество руководителя; копии нотариально удостоверенных учредительных документов, а также документов о его государственной регистрации и взятии на учет в органах государственной налоговой службы; а также выписка из реестра прав собственников именных ценных бумаг (для акционерных обществ). Немаловажным является и финансовое состояние, которое подтверждается справкой о финансово-экономическом состоянии за предыдущие два года и за отчетный период текущего года; также предоставляется информация о наличии задолженнос­ти перед бюджетом и государственными целевыми фондами. Весомыми являются выводы научно-технической экспертизы Украинского государственного центра научно-технической и инновационной экспертизы относительно инновационного продукта и (или) инновационной продукции, которая производится в результате реализации этого проекта.

Документы в Комиссию подаются на украинским языке и подписываются руководителем и главным бухгалтером заявителя. Естественно, что информация, содержащаяся в документах, является конфиденциальной и не подлежит разглашению.

Кроме указанных требований, заявитель все-таки имеет ряд прав. Так, он может подать на конкурс только один инвестиционный проект и обратиться в Комиссию с запросом относительно разъяснения конкурсных требований, а также отозвать инвестиционный проект, однако уведомив Комиссию об этом в письменной форме.

Комиссия в действии

В обязанности председателя Комиссии входит назначение даты и места проведения конкурса. Сама Комиссия рассматривает и проводит оценку инвестиционных проектов на основании вышеуказанных критериев. Члены Комиссии дают оценку каждому критерию проекта по трехбалльной шкале, при этом самая низкая оценка — 1 балл, средняя — 2, а высокая — 3 балла. В случае нераскрытия критерия ставится оценка — 0 баллов. Конечно же, инвестиционные проекты, получившие наибольшее количество баллов, считаются прошедшими конкурсный отбор. Но это еще не последний критерий. Главное — объем финансирования инвестпроекта должен быть обеспечен в пределах расходов Государственного бюджета Украины на соответствующий год.

О странностях…

В рассматриваемом документе налицо и ряд странностей. Их можно было бы списать просто на недоработки, но практика использования государственных средств на финансирование победителей всевозможных конкурсов заставляет от­нестись к ним внимательнее. Итак, Комиссия размещает объявление о проведении конкурса инвестиционных проектов в печатных средствах массовой информации и на веб-портале Минпромполитики. Данное сообщение содержит информацию об условиях и месте проведения конкурса, а также предельный срок подачи на конкурс инвестиционных проектов. Хотелось бы отметить, что в Порядке не указывается минимальный срок, за который Комиссия должна дать объявление о конкурсе. Вполне возможна ситуация, что будет указан слишком короткий срок, за который сложно успеть подготовить инвестиционный проект.

По результатам рассмотрения документов принимается решение о допуске к участию в конкурсном отборе. В случае недопуска к участию в конкурсном отборе заявителя письменно уведомляют об этом на протяжении 10 дней с обоснованием причин отказа. В Порядке не указывается, с какого именно момента отсчитываются 10 дней. Конечно же, исходя из здравого смысла, понятно, что со дня принятия решения, но, исходя из того, как в некоторых случаях толкуют нормативно-правовые акты, следовало бы конкретизировать, с какого момента начинается отсчет.

Решение Комиссии относительно перечня прошедших конкурсный отбор инвестиционных проектов и объемов их финансирования за счет средств Госбюджета (то есть не факт, что, победив в конкурсе, проект будет полностью профинансирован государством!) принимается на закрытом заседании простым большинством голосов в случае участия в голосовании не менее чем двух третей ее членов, оформляется протоколом, подписываемым секретарем Комиссии и утверждаемым ее председателем. Прямого порядка определения того, насколько проект будет профинансирован государством, в рассмат­риваемом документе не содержится.

Решения Комиссии относительно перечня прошедших конкурсный отбор инвестиционных проектов на протяжении 5 рабочих дней публикуется на веб-портале Минпромполитики и доводятся до ­ведома заявителей. Однако и в данном случае остается лишь догадываться, с какого момента отсчитываются 5 дней, да надеяться на добросовестность членов Комиссии.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Даешь полномочия «ширше и глубше»

Деньги давай... Много давай...

Деловая практика

Инвестиции в инновации

День юриста

Все на празднование Дня юриста!

Законодательная практика

Программируемая приватизация

Зарубежная практика

Прокурорское министерство США

Налогообложение в Японии

Историческая практика

Человек, продавший Эйфелеву башню

Великий пирамидостроитель

Комментарии и аналитика

«Мечта» инициирующего кредитора

Корпоративные войны

Собрание акционеров АО «Укртатнафта»

Неделя права

Эвакуатор — социально негативен?

Известие: к нам едет… ПАСЕ!

Кто кого страхует?

Мы будем рупором профессии

Реестр событий

В Верховном Суде грядет большая чистка?

Удовлетворить суды на 100 %!

Международная исследовательская компания IPSOS стала официальным партнером «ЮП» в проекте «50 ведущих юридических фирм Украины 2006 года»

Новый этап в работе КСУ

Судебная практика

Практика «суррогатного» раздела

Судебные решения

Об ответчиках в админпроцессе

О регулировании тарифов государственными администрациями

О роли ассоциаций в спорах по интеллектуальной собственности

Тема номера

«Безграничные» права Комитета

Согласованные действия в конкуренции

Частная практика

Диалог киевских адвокатов

Вопросы, порожденные жизнью

Юридический форум

Совмещаем приятное с полезным

Бильярд — дело молодых

Самый умный студент найден!

Інші новини

PRAVO.UA