То, что Жилищный кодекс (ЖК) образца 1983 года давно изжил себя, было ясно давно и всем, соответственно работа над новым ЖК осуществлялась как в правительстве, так и в парламенте. Участие в ней принял и Президент Украины, который ветировал, принятый парламентом в июле 2005 года ЖК, в свою очередь в октябре 2005 года парламент не принял ЖК с предложениями Президента. Новый ЖК был зарегистрирован в парламенте 30 июля с.г. Правительство позиционирует его как современный и отвечающий новым реалиям жизни.
Статья 1 проекта ЖК уже не содержит такого оптимизма статьи 47 Конституции Украины, где прямо указывается право на жилье. В проекте предусмотрено право граждан в соответствии со своими потребностями и возможностями построить жилье, приобрести право собственности на жилье на законных основаниях или нанимать жилье. Что делать, если потребности в жилье есть, а возможности его приобрести либо использовать — нет, также определяется проектом. Авторы проекта ЖК, указывая на то что действующий ЖК не регулирует вопросов строительства и приобретения гражданами жилища, в своем детище также отношения, возникающие при строительстве, не урегулировали.
Достоинством проекта ЖК является законодательное определение жилищного фонда социального назначения, к которому относится жилище всех форм собственности, предоставленное на определенный срок органами местного самоуправления гражданам Украины, которые требуют социальной защиты. Также явным плюсом является указанная в проекте процедура перевода жилых домов (их частей), квартир в нежилые и наоборот. Отметим, что проект ЖК регулирует деятельность жилищно-строительных и жилищных кооперативов, необходимость чего не отрицается, но более востребованными были бы нормы, регулирующие инвестирование в недвижимость.
Свое распространение в проекте ЖК получили положения статьи 385 Гражданского кодекса Украины, посвященные объединениям собственников жилых домов, квартир. Так, Глава 3 проекта ЖК определяет, что объединение совладельцев многоквартирного дома создается при наличии двух и более собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, которые одновременно на праве совместной частичной собственности являются совладельцами помещений общего пользования, опорных конструкций дома, механического, электрического, сантехнического и другого оснащения за пределами или внутри квартиры, которое обслуживает более одной квартиры, а также сооружения, здания, которые предназначены для обеспечения потребностей всех собственников квартир, а также собственников нежилых помещений, которые расположены в жилом доме. Объединение совладельцев является юридическим лицом, неприбыльной организацией, созданной его участниками (совладельцами) с целью общего владения, пользования и распоряжения объектами совместной частичной собственности в многоквартирном доме, и не имеет целью получение прибыли для дальнейшего распределения между членами объединения.
Запутанной представляется Глава 7, посвященная плате за жилье. Так, кроме определения, что включает в себя плата за жилье (за наем жилья; за услуги по управлению домом, сооружением или группой домов и сооружений; за услуги содержания жилых домов и придомовых территорий; за коммунальные услуги; за работы по капитальному ремонту помещений, домов, сооружений), непонятной представляется структура статьи 112 «Определение размера платы за жилье». Так, размер платы за жилье устанавливается в соответствии с законом с учетом площади жилья, уровня его комфортности и обустройства, месторасположения жилого дома и количества лиц, которые в нем проживают. Но в следующих частях этой статьи почему-то регулируется размер платы за наем жилья в частном жилищном фонде и размер платы за управление жильем. В следующих статьях регулируется плата за жилье в фондах спецназначения и в объединениях собственников. Также новшеством представляется положение части 6 статьи 112, согласно которому лица, передающие жилые помещения в наем или поднаем, теряют право на государственную помощь по оплате жилищно-коммунальных услуг, приобретению сжиженного газа, печного бытового топлива, но действенного механизма проверки реальных масштабов жилья, находящегося в найме или поднайме, пока не существует.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…